niedziela, 23 lutego 2020

ЎЎЎ Іван Ласкоў. Адроджаная мапа вулусных ды насьлежных зямель Якуцкай акругі ў 1993 годзе. Койданава. "Кальвіна". 2020.









                                                          ВОЗРОЖДЕННАЯ КАРТА
    Весной нынешнего года вторым изданием вышло знаменитое этнографическое исследование В. Л. Серошевского «Якуты», о чем писала вся республиканская печать. Книга выпущена на прекрасной бумаге, рассчитанной на 240 лет, с сохранением всех иллюстраций. Но есть и недостаток: не воспроизведена «Карта улусных и наслежных земель Якутского округа», приложенная к первому изданию.
    Это очень интересное произведение картографического искусства. Как указано на карте, она составлена «в Якутской областной чертежной» в 1855 году и исправлена «по новейшим сведениям 1896 года». Размеры — 75x48 см, масштаб не указан, но он достаточно крупный (в одном сантиметре около 10 километров). На карте показаны город Якутск, селения, улусные управы, почтовые станции, церкви и часовни Хорошо передана речная сеть. Даже самые маленькие реки названы.
    Особую ценность представляет эта карта для историка. Ведь на ней проведены границы существовавших в 1896 году улусов и наслегов, что имеет немаловажное значение для исследователей.
    И вот Якутское аэрогеодезическое предприятие сделало хорошее дело: переиздает эту карту. Ее сможет купить каждый желающий. Как сказали автору этих строк, обращаться следует по телефону 2-21-45.
    И. Ласков.
    /Якутия. Якутск. 7 сентября 1993. С. 3./















                                                       ИВАН АНТОНОВИЧ ЛАСКОВ
               (19 июня 1941, Гомель, БССР [СССР] - 29 июня 1994, Якутск. [РС(Я) РФ])
    Иван Антонович Ласков - поэт, писатель, переводчик, критик, историк, автор «угро-финской» концепции происхождения белорусов. Награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР. Член СП СССР с 1973 г. [Также член СП ЯАССР и БССР]
    В три годы Иван самостоятельно научился читать, но ввиду материальных затруднений пошел в школу только в восемь лет. В 1952 г., после окончания 3-го класса, самостоятельно сдал экзамены за 4-й класс и был сразу переведен в 5-й. Еще из Беразяков, в которых жил до 1952 г., Ласков присылал свои корреспонденции в русскоязычную газету пионеров БССР «Зорька», хотя стихотворения и не печатали, но на письма отвечали. По инициативе редактора газеты Анастасии Феоктистовны Мазуровой Ивана в 1952 г. отправили во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени В. И Ленина, где он проучился с ноября 1953 г. по март 1953 г. Затем воспитывался в Могилевском специальном детском доме № 1, потом в школе № 2 г. Могилева, которую закончил в 1958 г. с золотой медалью.
    Поступил на химический факультет Белорусского государственного университета, который закончил в 1964 г. и при распределении пожелал поехать в г. Дзержинск Горьковской области, где работал в Дзержинском филиале Государственного научно-исследовательского института промышленной и санитарной очистки газов. В июне 1966 г. уволился и вернулся в Минск. Работал литсотрудником газеты «Зорька», на Белорусском радио. С 1966 г. обучался на отделении перевода в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. В 1971 г., после окончания института с красным дипломом, переехал в Якутскую АССР, на родину своей жены, якутской писательницы Валентины Николаевны Гаврильевой.
    С сентября 1971 г. по февраль 1972 г. работал в газете «Молодежь Якутии», сначала учетчиком писем, затем заведующим отделом рабочей молодежи. От февраля 1972 г. до лета 1977 г. работал в Якутском книжном издательстве старшим редакторам отдела массово-политической литературы. С лета 1977 г. работал старшим литературным редакторам журнала «Полярная звезда», с 1993 г. - заведующий отделам критики и науки журнала «Полярная звезда».
    За полемические статьи про отцов-основателей ЯАССР весной 1993 г. был уволен с работы и ошельмован представителями якутской «интеллигенции». Перебивался случайными заработками. Последнее место работы - заведующий отделом прозы и публицистики в двуязычном детском журнале «Колокольчик» - «Чуораанчык», который возглавлял Рафаэль Багатаевский.
    29 июня 1994 г. Иван Антонович Ласков был найден мертвым «в лесу у Племхоза», пригороде Якутска по Вилюйскому тракту за Птицефабрикой.
    Иосафа Краснапольская,
    Койданава



    С. Паткановъ. Опыт географіи и статистики тунгусскихъ племенъ Сибири на основаніи данныхъ переписи населенія 1897 г. і другихъ источниковъ (съ приложеніемъ треъ племенныхъ картъ). Часть ІI. Прочія тунгусскія племена. Спб., 1906. Стр. 206.
    О первой части труда г. Патканова, посвященной географическому распространению, численности, родах, религии, языку и т. д. тунгусов собственно, нами был дан отзыв в III выпуске „Жив. Стар.» 1906 г. Вторая часть составлена по тому же плану и дает такой же очерк прочих тунгусских племен, родиной коих является юго-восточная окраина Сибири; таковы: «маньчжуры, дауры, солоны, гольды, орочи, ольчи (мангуны), ороки, негидальцы, самагиры, манегры и не обнаруженные ни переписью 1897 г., ни новейшими исследованиями В. Сибири бирары и кили, о которых упоминает Шренк в своем сочинении: «Объ инородцахъ Амурскаго края» (СПб. 1883).
    К книге приложены три карты расселения тунгусов по территории Сибири, с подробными объяснениями. В объяснении к карте расселения по Сибири тунгусских племен вообще, автор, между прочим, говорит, что, при проведении границ между якутами и тунгусами по Якутскому округу, ему «оказала большие услуги официальная карта улусов и наслегов, приложенная к труду г. Серошевского («Якуты»)». Кто хоть сколько-нибудь знаком с Якутских округом, с распределением в округе улусов и наслегов, тот, конечно, не затруднится признать эту «официальную карту» ниже всякой критики. Она не может служить не только надежным руководителем при проведении границ между якутами и тунгусами, но не дает хотя бы приблизительно верных сведений о границах между якутскими улусами и наслегами. Приведу один из многих примеров. По карте, 1-ый Игидейский наслег, Ботурусского улуса, граничит на севере со 2-ым Игидейским наслегом, Баягантского улуса, на западе — 1-ым Игидейским того же улуса и на юге — 2-ым Игидейским Ботурусского. В действительности районы 1-го и 2-го Игидейских наслегов Ботурусского улуса не разграничены; земли того и другого расположены черезполосно и на довольно значительном расстоянии друг от друга и ограничены 1-ым и 2-ым Игидейскими наслегами Баягантайского, тремя (1-м, 2-м и 4-м) Жехсогонскими и, наконец, Жулейским — Ботурусского улуса. Раз допущенная ошибка вносить затем такую путаницу в определение границ смежных наслегов, которая лишает возможности пользоваться официальною картою даже для официальных надобностей. Мне достоверно известно, что когда в 1902 году амгинские наслеги подняли вопрос о разделении Ботурусского улуса, к которому они принадлежат, на два, то тогдашний якутский исправник, для наглядного представления Областному Правлению расположения наслегов в этом улусе, предпочел воспользоваться схематическою картою, составленною аd hос письмоводителем Ботурусской Инородной Управы, отказавшись от попытки примирить с действительностью приложенную к книге Серошевского карту путем внесения поправок, без которых она не имеет ровно никакой цены.
    Эд. Пекарский
    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 4-5./


    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
   Кэскилена Байтунова-Игидэй,
    Койданава





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz