czwartek, 28 lipca 2022

ЎЎЎ 37. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 37. 1943-44. Койданава. "Кальвіна". 2022.




 

                                                                  ЛЕНИН И ЯКУТИЯ

    В дни когда весь советский народ отмечает двадцатую годовщину во дня смерти Владимира Ильича Ленина, перед нами встает во воем своем величии роль Ленина как освободителя якутского народа от национального и классового гнета. Чтобы полнее представить себе эту роль следует, хотя бы кратко, проследить историю Якутии начиная с 17 века до наших дней...

                                                                                * * *

    Русская культура проникла в Якутию вместе с русскими крестьянами, — учителями земледелия в Якутии, с открытием школ, где преподавались русский язык и литература, вместе с учеными, писателями, революционерами-ссыльными.

    В Якутии жили великий демократ Чернышевский, ученые Пекарский, Виташевский, Павлинов, Майнов, писатели Короленко, Вестужев-Марлинский и многие другие. Пропаганда и распространение русской культуры, изучение Якутии, просвещение и воспитание якутского народа в духе борьбы против царизма, русских и якутских эксплуататоров — такова культурно-историческая заслуга этих сынов России перед якутским народом...

    [С. 35.]

    Г. Башарин,

    Кандидат исторических наук.

 




 

                                        Глава IV. ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТИИ. РОСТ ПЕЧАТИ

                                   2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ ЯКУТИИ

    Далеко шагнуло вперед за это двадцатилетие ЯАССР и изучение гражданской истории Якутии.

    История Якутии периода 60-х годов 18 века до конца 1-й половины 19 века в той или иной мере была освещена в трудах ученых — сынов России, узников самодержавия: Левенталя, Виташевского, Майнова, Павлинова, Серошевского, Белевского, Пекарского и других. Эти ученые ссыльные, являясь в большинстве своем блестящими исследователями (по преимуществу этнографии), накопили много фактических научных материалов историко-этнографического характера, освещающих вопросы землепользования, общественного строя, культуры, верования, обычаев и нравов, языка и фольклора, знакомящих читателя с природой Якутии. Но они, не имея реальных политических и материальных возможностей, не будучи марксистами и собственно историками, не в состоянии были и действительно не могли дать в своих даже фундаментальных трудах подлинно научного анализа истории Якутии, как естественноисторического процесса. Почти не исследованными вплоть до Октябрьской революции остались дорусский период истории Якутии, период с 1630 но 1760 год, вторая половина 19 века и начало 20-го столетия.

    [С. 35.]

 




 

                                                                         HABERLER

                                            Edvard Pekarskiy ölümünüm 10 uncu yıldönümü

    1934 yılının 29 Haziran günü Türkoloji bilimi, Türk dili bilgisi, büyük Türkolog Edward Pekarski'yi kaybetmişti. 26 İlkteşrin 1858 de Lehli bir aileden, Mimsk şehrinde dünyaya gelen Edward Pekarskiy, çetin mücadeleler içinde Yakutistanda yakut dili ile uğraştı. İlk eseri «Yakut Eyaleti Hâtıra Kitabı» 1895 de «Yakutistan İstatistik komitesi” tarafından çıkarılmıştır.

    Pekarskiy, bilhassa Yakut folklorına ve Yakut epopelerinin arkayik diline önem verdi. Bu alanda pek çok materyaller toplayarak İlimler Akademisi tarafından yayınlanan «Yakut Halk Edebiyatı Örnekleri» adlı 3 ciltlik eserinde bunların büyük bir kısmım neşretti. Yakutsk şehrinde basılmıya başlıyan «Büyük Yurt Sözlüğü» de Akademi yayınları arasına alındı. Pekarskiy, ölünceye kadar bu sözlük üzerinde çalıştı.

    Pekarskiy'nin en büyük eseri «Yakut Dili Sözlüğü» dür. Üç cilt olan ve 2000 sayfa tutan bu kıymetli eser Türk Dil Kurumu tarafından dilimize çevrilmiştir, basılmaktadır. Sovyet İlimler Akademisi Üyesi Profesör Oldenburg: «Türk kavimlerinin hiçbiri Pekarskiy'nin Yakut Sözlüğü kadar zengin ve ilmî bir sözlüğe malik değildir» demektedir.

    Türk lehçelerinden biri üzerinde 50 yıllık ömrünü harcıyan büyük bilgin Pekarskiy'nin adını, ölümünün onuncu yıldönümünde saygı ile anarız.

    /Ankara Universitesi. Dil ve Tarih. Coğrafya. Fakültesi Dergisi. Cilt. II. Sayı. 5. Temmuz – Ağustos. Ankara. 1944. С. 818-819./

 









 

                                              АЛЕКСЕИ ЕЛИСЕЕВИЧ КУЛАКОВСКИЙ

                             1. Кулаковский — основоположник и классик якутской поэзии

    В 1900 г. Кулаковский написал песню «Заклинание духа — хозяина леса» (Байанай алгыһа). Это было первое в истории якутов поэтическое произведение, написанное на якутском языке. И нет никакого сомнения, что оно откроет собою первую страницу антологии якутской поэзии...

    Классическим произведением Кулаковского является поэма «Сновидение шамана», написанная в 1910 году, при изучении которой необходимо иметь в виду ту политическую обстановку, при которой она создавалась:

    а) Подавление царизмом революционного движения в России и в ее колониях после поражения революции 1905 года. Реакция и усиление колониального гнета.

    б) Угрозу распространения переселенческой политики Столыпина в Якутии.

    в) Подготовку и угрозу первой мировой империалистической войны.

    Все эти обстоятельства, угрожавшие судьбам якутского народа, взволновали Кулаковского и побудили к созданию поэмы «Сновидение шамана».

    Содержание поэмы: всевидящий и всеведающий шаман проводит философский анализ и политический обзор историческим событиям, происходящим на всем земном шаре,

    1. В прошлые времена великие народы ўничтожали малые. Те .же малые народы, которые жили на отдаленных окраинах, сохранялись лишь для того, чтобы из них высасывали все соки.

    2. Готовится война между империалистическими государствами:

                                                          «Великие нации

                                                         С великими повздорить

                                                         Вздумали.

                                                         Знаменитые государства

                                                         Со знаменитыми бороться

                                                         Решили».

    3. Война

                                                          «Многих, многих царей

                                                         Войска всполошились».

    Герой поэмы — шаман делает предположение о вероятном влиянии войны на Якутию:

                                                         «Неужели,

                                                         Великих наций

                                                         Борьбы — состязания волна,

                                                         К невзгодам, к несчастью прибитых

                                                         Бедных якутов

                                                         Счастье незавидное

                                                         Сотрет, сметет...»

    Последствия войны шаман видит в переселении народов. Эти переселенцы сделают:

                                                          «Наших наилучших — рабами нечистот,

                                                         Самых смелых — рабами на побегушках,

                                                         Самых молодых — рабами тяжелого труда».

    Поэт разоблачает волчий закон капитализма, пагубно отразившийся на взаимоотношениях между народами:

                                                          «Если великая и малая нации

                                                         В соприкосновении живут —

                                                         Малая несчастная,

                                                         Как потухающее пламя,

                                                         Исчезает, по обыкновению...

                                                         Так с тысячами народов

                                                         Дыхание остыло, вымерло,— говорят;

                                                         Неужели только мы,

                                                         Лесом отделенные от них,

                                                         Островком останемся в живых? —

                                                         Едва ли...»

    Герой поэмы говорит, что на Якутию смотрят Япония, Китай и Америка, но передаться им нельзя. И шаман советует своим единоплеменникам воспринять русское «волшебство», т. е. русскую культуру, и слиться с русскими. В этом он видит единственный выход для якутского народа.

    Через два года после создания поэмы «Сновидение шамана» поэт эту же мысль в прозаической форме сформулировал в своем письме «К якутской интеллигенции» (1912) [* Подлинник письма на русском языке хранится в партийном архиве Якутского Обкома ВКП(б): Өксөкүлээх Өлөксөй (Кулаковский Алексей) «К якутской интеллигенции» (1912 г. май); 23 листа, исписанные с обеих сторон. (В дальнейшем, при ссылках, будем называть просто «Письмо»).].

    «Вы, гг., может быть, подумаете, — писал Кулаковский в названном письме,— что я одержим какой-нибудь манией или мнительностью, высказывая мысль о возможности и даже неизбежности вымирания якутов.

    Неужели незаметны те роковые тучи, которые так зловеще собрались над нашим мутным небосклоном?..

    Всякому известна аксиома, что дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени. Какая масса к тому исторических примеров!

    Даже такие большие нации, как индейцы, негры и другие, вымирали и вымирают...» [* Письмо, стр. 1.].

    В этих словах Кулаковский разоблачает волчий закон, установленный империалистическими хищниками во взаимоотношениях между народами, его результаты и опасность для народов.

    Далее Кулаковский пишет:

    «...Что же мы должны делать? Сидеть на судне жизни, не имеющей ни руля, ни ветрил, и нестись по волнам житейского моря туда, куда нас выбросит и разобьет волна слепого случая или же что-нибудь предпринять, бороться?..

    Неужели мы, вольные и здоровые, будем ждать житейскую бурю спокойно для того, чтобы быть стертыми с лица земли первым ее порывом!

    Нет и нет!!! Слишком горько, слишком обидно отказаться от права жить в ту эпоху человеческого существования, когда человек выступает полновластным хозяином природы и когда он начинает жить осмысленной, духовной и полной наслаждениями жизнью под сенью лучезарной поэзии, прекрасной эстетики и под защитой всесильной науки и логики!..

    Даже ўтопающий и тот уже хватается за соломинку. Но что же нам делать, что предпринять?

    Передаться Америке, Японии, Китаю? Нет — эти номера не проходят. Те нас быстро задавят в борьбе за существование, а белоглазый, большеносый нучча [* Русский — Г. Б.] не говоря ўже о дарований православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их...

    Перейти, что ли, согласно поэзии Пекарского, на север? Нет, — и этот номер плох: на севере нет земель, на которых мы могли бы существовать, — мы там погибнем очень скоро и перейдем туда не по своей воле.

    Единственным рациональным средством является наша культивизация и слияние с русскими, — благо, что помесь с последними дает хорошие плоды. Культивизация была бы необходима и помимо ўказанных выше грозных призраков...» [* Письмо, стр. 13.].

    Культивизация якутского народа и слияние его с русскими — вот как разрешил в 1910-1912 годах Кулаковский великий вопрос о судьбах дореволюционного якутского народа, вопрос об угрозе вымирания якутов при царизме и о спасении от этой угрозы...

                                            3. Философские и общественно-политические

                                                               взгляды Кулаковского

    Кулаковский был философом, своеобразным мыслителем. Почти все основные его литературные произведения и научные труды проникнуты определенным философским духом...

    В общественно политических взглядах Кулаковского большое Место занимает переселенческий вопрос.

    Закон 27 апреля 1896 года признал необходимым заселять Якутский и Вилюйский округа Якутской области выходцами из центральной России. С этого времени началось так называемое юридическое переселение в Якутскую область.

    После революции 1905 года, в период царской реакции, переселенческий вопрос стал одним из важных моментов аграрной политики черносотенца Столыпина. Активными проводниками переселенческой политики последнего должны были быть царские наместники на окраинах.

    29 января 1907 года якутский губернатор Крафт в Петербурге подал министру внутренних дел записку о ближайших задачах переселения в Якутскую область. В записке губернатора сказано было, что первые вестники переселенческого движения обыкновенно застигают местную администрацию врасплох, что во избежание подобного явления нужно заблаговременно произвести на месте выяснение вопроса о переселенческой емкости Якутской области [* К вопросу о переселении в Якутскую область, газ «Якутская жизнь» 1908, №№ 23-24.].

    Заявление губернатора было принято во внимание. По распоряжению главноуправляющего земледелием и землеустройством князя Василькова, в 1907 году в Якутию был командирован вице инспектор корпуса лесничих И. О. Маркграф [* Там же и журн. Сибирские вопросы, 1910, №№ 28-29.]. Последний представил докладную в Петербург, что в Якутскою область, можно якобы поселить около 2 миллионов человек.

    Докладная Маркграфа обсуждалась на специальном совещании, куда был приглашен Э. К. Пекарский, как знаток Якутии. На этом совещании господа договорились, что в Якутскую область, по плану Маркграфа, можно заселить около 2 млн человек, для чего стоит лишь переселить всех якутов из южных районов Якутии на север, в тундровую полосу. Этот план был одобрен Пекарским, который в качестве знатока якутов сказал, что так будет целесообразнее, т. к. якуты привыкли к холоду, к суровым условиям природы и могут жить в тундровой полосе.

    Эта была гнусная, чудовищная, реакционная политика. Против такой убийственной для якутского народа политики Столыпина в 1910, 1912 годах — и выступил Алексей Елисеевич Кулаковский [* См. «Сновидение шамана» (1910), «Письмо».].

    «Правительство, — писал Кулаковский про переселенческую политику Столыпина в Якутии, — обратило свое внимание и на далекую Якутскую область, про которую оно имеет совершенно превратное представление и про величину которой ходят баснословны слухи. Положим, иметь ему правильное представление довольно трудно, потому оно и посылало специально Маркграфа, сделавшего доклад, что наша область может вместить 2 млн переселенцев» [* Письмо, стр. 3-4.].

    В понимании и раскрытии целей переселенческой политики царизма Кулаковский вплотную подошел к истине:

    «Правительство весьма радостно ўхватилось за доклад Маркграфа, и теперь идут приготовления о заселении Якутской области Правительство, заселяя Сибирь, в частности нашу область, мнит что ўбивает одним выстрелом сразу трех зайцев:

    1) Избавляет от того избытка населения, которого ему девать некуда (что весьма важно при том жгучем обостренном положении земельного вопроса, какое там ныне господствует); 2) заселяет и культивирует дикий пустынный край с целью извлечения пользы для государства эксплуатацией его природных богатств; и 3) колонизирует свои окраины в видах охраны их от алчных и страшных соседей, — вроде Америки, Японии, Китая» [* А. Е. Кулаковский — «Письмо».].

    Как видно, Кулаковский, связывая переселение с попыткой царского правительства разрешить, во всяком случае смягчить, обострение земельного вопроса в России, стихийно приближается к ленинскому пониманию задач переселенческой политики Столыпина. Раскрывая задачи переселенческой политики Столыпина, в 1913 году Ленин писал:

    «Известно, что после 1905 года правительство, в связи со своей «новой» аграрной политикой в Европейской России, приложило особые ўсилия к развитию крестьянских переселений в Сибирь. Помещики усматривали в этих переселениях, так сказать, приоткрытие клапана и «притупление» аграрных противоречий в центре России» [* Ленин, соч. т. XVI, стр. 373.].

    «Что касается переселений, то революция 1905 года, показавшая помещикам политическое пробуждение крестьянства, заставила их немножечко «приоткрыть» клапан и... постараться «разрядить» атмосферу в России, постараться сбыть побольше беспокойных крестьян в Сибирь» [* Ленин, там же, стр. 451.].

    «Новая» аграрная политика, разоряя одну полосу России за другой, крестьян одного района за крестьянами другого, выясняет постепенно перед всеми крестьянами, что не в этом лежит действительное спасение» [* Ленин, там же, стр. 388.].

    В интересах осуществления своей переселенческой политики, в августе 1910 года премьер-министр Столыпин в сопровождении главноуправляющего земледелием и землеустройством ездил в Сибирь.

    Выступая в поэме «Сновидение шамана» и в письме «К якутской интеллигенции» против переселенческой политики Столыпина в Якутии, Кулаковский подчеркивал, что на Севере, куда хотели царские палачи переселить якутский народ, нет земель для существования якутов, что якуты там погибнут» [* А. Е. Кулаковский, — Письмо, стр. 13.]. Именно поэтому Кулаковский обрушился на Пекарского за его выступление.

                                    «Вот, сей-то господин попал случайно раз

                                   В среду мужей ученых,

                                   Не испытавших севера, ни игр суровых,

                                   Ни моря льдистого проказ,

                                       Чтоб показать умишка глубину,

                                       Чтоб доказать патриотизма вышину,

                                       Сказал герой такое слово,

                                       Слыхать не приходилось мне какого:

                                   — Якут-пигмей привычен к холоду морей,

                                   Ему приятен край, где царствует борей.

                                   Зачем их нам не гнать в страну,

                                   Какая им по сердцу и нутру.

                                       А прежние пашни их и избы,

                                       То, чем лежать им, гнить без пользы,

                                       Да достаются детям нашим, как надел,

                                       Чтоб уходя народ вздыхать об них не смел...

                                   И труженик смешон мне кропотливый сей:

                                   Плоды трудов своих кровавых (1)

                                   Над чем кряхтел от юности своей,

                                   Продать решил за миг один похвал неправых.

                                       Частенько хоть тайком порой-ночной,

                                       Скорбеть он будет думой и душой.

                                       ...................................................................

                                       Заслужил же он лишь обиженных укор.

                                   Не думайте же, однако, друзья мои,

                                   Что я настроен

                                   Хорошо, что потому и пою, нет — это смех сквозь

                                   слезы, это — «пир во время чумы» (2).

    (1) Речь идет о труде Э. К. Пекарского «Словарь якутского языка» — Г. Б.

    (2) А. Е. Кулаковский — Письмо, стр. 6.

    «Неправые» и «чума» — вот как Кулаковский назвал палачей царизма, Столыпина и его переселенческую политику.

    Переселение якутов, которое пытались проводить черносотенцы периода столыпинской реакции, в своем осуществлении, с точки зрения исторического развития, было бы сплошной реакцией, т. к. переход от оседлой жизни, земледельческой и скотоводческой культуры южных районов Якутии, к кочевой жизни и охоте на севере есть шаг назад, возврат от высшего к низшему. И эта реакция, если бы она восторжествовала, означала бы вытеснение якутов в бесплодные пустыни крайнего севера и действительно привела бы их к гибели и вымиранию.

    «...остается, — пишет товарищ Сталин, характеризуя результаты переселенческой политики царизма, — около 10 миллионов киргиз, башкир, чеченцев, осетин, ингушей, земли которых служили до последнего времени объектом колонизации со стороны русских переселенцев, успевших уже перехватить у них лучшие пахотные ўчастки и систематически вытесняющих их в бесплодные пустыни. Политика царизма, политика помещиков и буржуазии состояла в том, чтобы насадить в этих районах побольше кулацких элементов из русских крестьян и казаков, превратив этих последних в надежную опору великодержавных стремлений. Результаты этой политики — постепенное вымирание вытесняемых в дебри туземцев (киргизы, башкиры)» [* И. Сталин — Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 70-71.].

    Осуществление переселенческой политики Столыпина в Якутии, ввиду отсутствия в то время на берегах Ледовитого океана ўсловий для человеческой жизни, имело бы еще более реакционные, еще более катастрофические для якутского народа последствия.

    Кулаковский пытался заглянуть в причины колониальных захватов, переселения вообще.

    «Человек размножался сначала в странах с умеренными и жарким климатом, а потом уже потек в холодные полярные страны.

    Первая ўжасная лава человеческой эмиграции потекла в Африку, Австралию, острова... Вторые волны хлынули, по изображению компаса, в Америку... Наконец, переселение пошло и в нашу Сибирь...

    Все те старшие народы, которые слишком размножились на своих первоначальных родинах, находили выход из критического положения только в эмиграции. Пока была наличность земель для населения — дело ладилось. Но теперь, когда не стало нигде этих земель, то вопрос существования человечества становится ребром: или найти дешевый (химический) способ питания или прекратить свое размножение, или умирать с голоду...» [* А. Е. Кулаковский. — Письмо, стр. 10.].

    Из этого видно, что Кулаковский причины колониальных захватов и переселений находит в чрезмерном размножении людей. А причину этого чрезмерного размножения людей в свою очередь, как уже сказано выше, он видит в развитии науки и техники, давших человеку возможность покорить природу, выжимать ее блага.

    Мысль о «переразмножении» людей, о «перенаселении» земного шара и о связанной со всем этим земельной «тесноте», высказанная Кулаковским в его поэме «Сновидение шамана» и в его письме «К якутской интеллигенции», как объяснение не непосредственных, а конечных причин колониальных захватов буржуазных государств вообще, переселенческой политики царизма в особенности, есть от начала до конца ошибка, скорее — чужеродное тело в философских взглядах Кулаковского на явления человеческого общества. Она возникла ў Кулаковского в результате вполне понятного в условиях дореволюционной Якутии непонимания им законов развития буржуазного общества [* О причинах колониальных захватов, эмиграции и переселений см. труды классиков марксизма ленинизма — Г. Б.], действительного положения землепользования в России в особенности. При объяснении причин переселения в Якутию Кулаковский не проповедовал бы мысль о переразмножении и перенаселении Центральной России, «если бы он, например, знал что:

    «Земельная теснота в центральной России не исключение, а правило. И тесно крестьянам именно потому, что слишком уже вольготно, слишком уже просторно расположились, господа помещики. «Крестьянская теснота», — это значит захват помещиками массы земель.

    «Крестьянское малоземелье», — это значит помещичье многоземелье.

    «Вот Вам, господа, простые и ясные цифры. Крестьянской надельной земли 138½ миллионов десятин. Частновладельческой — 102 миллиона десятин. Сколько из этой последней принадлежит крупным владельцам?

    Семьдесят девять с половиной миллионов десятин земли принадлежит владельцам, имеющим свыше 50 десятин каждый.

    И каждому числу лиц принадлежит эта громадная масса земли? Меньше чем 135 тысячам (точная цифра — 133.898 владельцев).

    Подумайте хорошенько над этими цифрами: 135 тысяч человек из сотни с лишним миллионов жителей Европейской России владеют почти восьмидесятью миллионами десятин земли!!

    А рядом с этим 12¼ (двенадцать с четвертью!) миллионов крестьянских надельных дворов владеют 138½ миллионами десятин.

    На одного крупного владельца, на одного (будем говорить для простоты) помещика приходится 594 десятины.

    На один крестьянский двор приходится 11,1/3 десятин.

    Вот что г. Святополк-Мирский и его единомышленники называют «исключительными случаями действительной земельной тесноты». Как же не быть всеобщей крестьянской «тесноте», когда горстка богачей в 135 тысяч человек имеет по 600 десятин, а миллионы крестьянства по 11 десятин на хозяйство? Как же не быть крестьянскому «малоземелью» при таком громадном и чрезмерном помещичьем многоземелье?» [* Ленин, соч. т. XI, стр. 102.].

    Против реакционной переселенческой политики Столыпина выступили русский рабочий класс, трудящееся русское крестьянство и все ўгнетенные царизмом, народы нашей страны, руководимые партией Ленина — Сталина, и политика эта провалилась.

    Таким образом Кулаковский со своей поэмой «Сновидение шамана» и письмом «К якутской интеллигенции» выступает одним из борцов против реакционной переселенческой политики Столыпина...

    /Г. П. Башарин.  Три якутских реалиста-просветителя. Якутск. 1944. С. 16, 22-24, 33, 37-42./

 




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz