sobota, 9 lipca 2022

ЎЎЎ 22. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 22. 1926. Койданава. "Кальвіна". 2022.













 

    П. К. Казаринов

                                                            ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА

             (К юбилею Восточно-Сибирского Отдела Госуд. Русского Географического О-ва)

    ...Заметное влияние политической ссылки начинается с 60-х годов. Первой крупной фигурой этого ряда является высланный на свою родину историк А. П. Щапов. В эти же годы к работам Отдела присоединяется ряд ссыльных за польское восстание; некоторые из них благодаря работе в Отделе сделались выдающимися научными исследователями. Достаточно назвать имена зоологов Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, геологов А. Л. Чекановского и И. Д Черского, археолога Н. И. Витковского. В 80-х годах в Отделе работают Д. А. Клеменц (по отбытии ссылки) и Н. М. Астырев. Особенно близкое участие в Отделе приняли политические ссыльные в 90-ые годы, когда Д. А. Клеменцем были организованы работы Якутской экспедиции Отдела (т. н. Сибиряковской), в которую вошли Н. А. Виташевский, Н. Л. Геккер, И. И. Майнов, Ф. Я. Кон, Л. Г. Левенталь, Э. К. Пекарский, С. В. Ястремский, В. И. Иохельсон, В. Г. Богораз, С. Ф. Ковалик и др.

    Кроме них к работам Отдела примкнули в этом же периоде А. К. Кузнецов, И. И. Попов и В. Л. Серошевский. Некоторые из этих лиц продолжали работать в Отделе и в 900-ые годы: Майнов, Кон, Попов, Овчинников и др...

    [С. 16-17.]

     Стоит изучить в общих чертах (учесть полностью невозможно) организационную и исследовательско-воспитательную роль хотя бы одного Д. А. Клеменца, чтобы представить себе значение этого воздействия, которое постоянно укрепляло роль и значение Отдела.

    В 1894 г. Д. А. писал И. М. Сибирякову: «Может быть Вы спросите, почему я оставляю Иркутск, Отдел и газету. Ответ один — я устал. Все время мое принадлежало Отделу и другим. Теперь думаю поработать для себя и покончить со своими работами» [* Изв. ВСОРГО, т. ХLV, 1917, стр. 210.].

    Как правитель дел, Д. А. был организатор, педагог, вдохновитель и в тоже время авторитетный и глубокий исследователь. Он организовал работы уже упоминавшейся Якутской экспедиции Отдела, снаряженной на средства Сибирякова, и привлек к работе целую группу политических ссыльных «способных и добросовестных, но молодых» [* Там же, стр. 203 (из письма Клеменца к Сибирякову).]. Эти «способные» впоследствии вошли в науку и стали крупными и известными исследователями (Пекарский, Майнов, Богораз, Виташевский, Иохельсон и др.)...

    [С. 18-19.]

    В 80-х годах Отдел имеет тесную связь с двумя исследователями Якутии — В. Л. Серошевским, выпустившем в издании РГО свой капитальный труд «Якуты. Опыт этнографического исследования» и по окончании ссылки проработавшим 2½ года в музее и библиотеке Отдела, и с В. Л. Приклонским (библиограф, историк и этнограф), поместившим в «Известиях» Отдела ряд статей. В эти же годы, а равно и в последующие, работал над изучением пушного дела Якутии чл. Отдела М. В. Пихтин и печатал свои обзоры и сводки в «Известиях».

    Якутоведческие изучения в Отделе получили особенный рост в 90-ые годы. В эти годы Якутский край был посещен уже упоминавшимися геологами: В. А. Обручевым и И. Д. Черским (последний, по окончании Иркутского периода своих работ, путешествовал по поручению Академии Наук), а также для магнитно-метеорологических наблюдений — чл. Отдела А. В. Вознесенским. В средине этого же десятилетия развернулись работы Якутской экспедиции, организованной Отделом. За два года деятельности двадцать участников этой экспедиции собрали весьма обширный материал, который должен был занять 13 томов печатного текста и явиться научной энциклопедией в отношении народностей Якутского, Колымского и Чукотского края. Отдел смог издать лишь небольшую часть трудов экспедиции (издана часть работ Иохельсона, Виташевского, Пекарского, Ковалика, Майнова, Геккера, Ястремского и несколько кратких отчетов).

    Эта экспедиция передала свой научный капитал не только Отделу. Собранные ею материалы продолжали и продолжают разрабатываться и опубликовываться вне Отдела: заграницей, в изданиях Академии Наук, вплоть до сегодняшнего дня.

    В 900-х годах отдел был менее занят якутоведческими вопросами и лишь опубликовал в „Известиях» несколько работ М. П. Овчинникова и некоторые работы Якутской экспедиции.

    [С. 25-26.]

 

    Кроме... периодических серий Отдел выпускал значительное количество изданий, в виде отдельных книг и брошюр. Таким образом, вне серий изданы, например, все труды Маака, «Хронологический перечень важн. событий из истории Сибири» — Щеглова, «Иллюстриров. описание быта сельского населения Иркут. губ.» — Молодых и Кулакова, «Новые данные к истории Вост. Сибири» — Ионина, «Краткий русско-якутский словарь» — Пекарского, «Фауна Байкала» — Коротнева и мн. другие, включая сюда и каталоги, и отчеты, и программы и т. д.

    Отдельной серией выходили в 90-х годах «Труды Якутской экспедиции»...

    [С. 30.]

    *

    Марк Азадовский

                                         ПУТИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙ

                     Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества.

    ...Естественно, что Отделу, так много сделавшему для изучения бурятского народа, надлежало позаботиться и об изучении якутов. Огромные же пространства Якутии, разнообразие предстоящих задач, — все это тем более выдвигало мысль об обращении к местным людям или, как уже сказано, к лицам, в силу тех или иных причин близко связанным с краем и населением. Такими лицами были прежде всего многочисленные представители политической ссылки, находящиеся в различных пунктах обширной Якутской области.

    Участие ссыльных было ценно не только тем, что многие из них являлись выдающимися собирателями и исследователями,— но они находились в исключительных условиях для работы. Вся их жизнь проходила в тесной связи с местным населением; культурная работа среди туземных, угнетаемых племен являлась одним из центральнейших моментов в неписанном кодексе «политики» в Сибири. Политические ссыльные стремились изо всех сил быть полезными этому забитому и эксплуатируемому населению; они были для него и врачами, и учителями, и адвокатами; они беспрерывно входили во все детали его повседневного быта и им зато было обеспечено, как никому другому, в полной мере доверие и уважение населения. «Те из ссыльных» свидетельствует авторитетный участник этого периода якутской ссылки, «которым довелось пробыть в одном и том же наслеге подряд несколько лет, получали возможность изучить местную жизнь с полнотой, при иных условиях недостижимой» [* И. И. Майнов. Предисловие к био-библиографическому очерку о Вс. М. Ионове, составленном П. П. Хороших. Сиб. Жив. Ст. III-IV; стр. 164.].

    Эту-то мысль об организации исследования преимущественно силами политической ссылки и выдвинул впервые Д. А. Клеменц. Эту мысль он внушил и жертвователю, И. М. Сибирякову, который в ответном письме на имя Клеменца писал: «местными силами, конечно, очень желательно пользоваться, и я думаю, что они найдутся... Я думаю, что политические ссыльные, в изобилии посылаемые в Якутский край, представляют из себя как бы невольную экспедицию для исследования области и нужно только уметь воспользоваться их наблюдениями» [* Известия Вост. Сиб. Отд. РТО, т. ХLV, 1916 г. Посвящается памяти Д. А. Клеменца; стр. 159.]. Эту точку зрения Клеменц сумел внушить и Отделу и, что было гораздо труднее, краевой администрации.

    Действительно, тогдашняя политическая ссылка в Якутской области представляла собою как бы потенциальную Якутскую академию. Среди ее представителей был ряд выдающихся специалистов в разных отраслях науки, некоторые из них задолго до экспедиции вели в течение многих лет наблюдения и изучения, — и, в сущности, задачей экспедиции явилась не столько организация работ, сколько придание организационной стройности уже ведущимся исследованиям. Нужно было объединить разбросанные в разных пунктах работы, ввести их в единое русло, связать общностью плана и задач.

    Сам жертвователь в письме к Клеменцу так формулировал свои интересы: «главный мотив — ... это выяснение экономических условий жизни инородцев, окружающих и живущих в приисковом районе Якутской области; важно не только выяснение всякого рода неблагоприятных условий жизни инородцев, но и последствия такого рода выяснений, т. е. различного рода меры, клонящиеся к улучшению условий жизни инородцев, связанных с деятельностью золотопромышленников. Важно также, чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический род развития жизни инородцев. Вымирают они, или наоборот: нарождаются и совершенствуются. Влияние на то и другое русской культуры. Крайне важно выяснить экономические условия жизни и различные влияния, их обуславливающие. Выяснить состояние образования, положение школ, положение народного здравия, продовольствие, меры, принимаемые для лечения эпидемических болезней на людях и скоте, в частности, проказы..., состояние земледелия, дорог, влияние заработков, имеющихся на приисках и др. Затем, важно составить представление о типе народа, т. е. якутов, тунгусов, и вследствие этого выяснение всех других сторон жизни, касающихся верований, обычаев, языка, антропометрии... Для выяснения характера народа — собирание сказок, поверий, пословиц, исследование обычного права» [* Ibid., стр.].

    Это несколько суммарное, но все же достаточно четкое построение, получило еще более стройную схему после той обработки, которой оно было подвергнуто Клеменцом, и после тех совещаний, которые происходили уже в Якутске при участии специально ездившего туда с этой целью того же Клеменца. В этой окончательной редакции мы видим уже захваченными почти все стороны быта якутов и их духовной культуры физический тип (антропология и антропометрия), физиологические материалы, пища, жилище, одежда, экономический строй, юридический быт, криминальная психология, дохристианские верования, шаманство, язык и т. д. Кроме того Богоразу и Иохельсону было поручено обследование Колымского округа для наблюдений над тамошним населением (чукчи, юкагиры, ламуты, тунгусы, русские).

    Широте изучения соответствовала и высота их. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить хотя бы только имена привлеченных к исследованию лиц: уже названные Богораз, Иохельсон, затем Майнов, Пекарский, Виташевский, Левенталь, Ионов, Ковалик, Ястремский и др., — как видим, все это имена выдающихся исследователей: этнографов и статистиков, позже занявших видное место в русской науке; не лишне добавить, что для некоторых из них Сибиряковская экспедиция явилась школой, в которой они и сложились, как ученые...

    [С. 51-53.]

    Отделу не суждено было довести до конца свое грандиозное предприятие. Смерть жертвователя, прекращение источников средств, новые люди и новые веяния в Отделе в значительной степени сказались на дальнейшем ходе дел. Правда, почти все задания, порученные участникам на местах, были выполнены, но опубликование всех трудов оказалось невозможным. Все издание «Трудов Якутской экспедиции» было рассчитано на 13 томов и должно было включать от 500 до 600 типографских листов (8.000-9.000 страниц). Но в «Трудах экспедиции» удалось осуществить только выпуск двух работ Ястремского по грамматике якутского языка и работы Иохельсона «Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе» да некоторые материалы из этой серии были опубликованы в виде отдельных статей в «Известиях» Отдела.

    Кроме того в издании же Отдела вышел в Якутске «Краткий русско-якутский словарь» Пекарского — зерно будущего монументального «Якутского Словаря» — издания, составляющего гордость современной Академии Наук.

    [С. 55.]

 

 

                                                                       Приложение

    В. Л. Петрова-Смагина

                                                                      ЭТНОГРАФИЯ

                 в трудах Восточно-Сибирского Отдела Русско-Географического Общества

                                                  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

                                                                            1851-1926

    1897

    211. О работах якутской экспедиции: Виташевского; о работе по антропометрии якутов — Геккер Н. Л.; антропологич. исследования якутов — И. И. Майнова; физиологические наблюдения — Ф. Кон; экономические отношения якутов — Левснталь; изучение быта якутов — Пекарский; фольклор якутов — С. В. Ястремский; антрополог., лингвистич. и историч. исследования якутов — В. И. Иохельсон; исследование русск. и чукотского племени Колымского округа В. Богораз; изучение влияния золотопромышленности на быт якутов — С. Ф. Ковалик. Изв., т. XXVIII, № 3; стр. 1-49.

    (Действия Отдела).

    1898

    224. [Работы Сибиряковской экспедиции]. Изв., т, XXIX, № 3; стр. 1-90.

   (Отчет за 1897 г.)

    [Стр. 11-16 — работа В. Богораза по переписи чукоч и ламутов; раб. В. И. Иохельсона по быту юкагиров и якутов Колымск. и Верхоянского округа; раб. С. Ф. Ковалика — по исследованию Олекминского округа; раб. Л. Г. Левенталь — по исследованию экономического отношения якутов; раб. В. В. Ливадина — сведения по ремеслам и земледелию якутов; раб. И. Майкова — о тунгусах Якутского округа; раб. В. В. Никифорова — по семейному быту якутов; раб. Э. К. Пекарского — «Словарь Якутского языка»; раб. С. В. Ястремского — по переводу былины с якутского языка.

    [С. 74.]

    1924

    315-а. Хороших, П. П. Якуты. Опыт указателя историко-этнологической литературы об якутской народности. Под ред. и с пред. Э. К. Пекарского. Изв., т. XLVIII, в. I; стр. 1-48.

    1925

    325. Пекарский, Эд. К. Предание о том, откуда произошли якуты Сиб. Жив. Ст., вып. III-IV; стр. 137-141.

    327. Хороших, П. П. Исследователи Якутии. Сиб. Жив. Ст., вып. III-IV; стр. 167-180. Всеволод Михаилович Ионов (1825-1922). Приложение I. Из письма Вас. Ал. Ендржеевского к Э. К Пекарскому. Приложение. II. Научно-литературное наследство В. М. Ионова [библиографии его трудов]. Статьи и заметки о В. М. Ионове.

    [С. 79.]

                                                          Алфавитный указатель авторов

    Пекарский, 211, 224, 235, 327.

    [С. 83.]

 


 

    Марк Азадовский

                                         ПУТИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙ

                     Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества.

    ...Широте изучения соответствовала и высота их. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить хотя бы только имена привлеченных к исследованию лиц: уже названные Богораз, Иохельсон, затем Майнов, Пекарский, Виташевский, Левенталь, Ионов, Ковалик, Ястремский и др., — как видим, все это имена выдающихся исследователей: этнографов и статистиков, позже занявших видное место в русской науке; не лишне добавить, что для некоторых из них Сибиряковская экспедиция явилась школой, в которой они и сложились, как ученые...

    [С. 23.]

    Отделу не суждено было довести до конца свое грандиозное предприятие. Смерть жертвователя, прекращение источников средств, новые люди и новые веяния в Отделе в значительной степени сказались на дальнейшем ходе дел. Правда, почти все задания, порученные участникам на местах, были выполнены, но опубликование всех трудов оказалось невозможным. Все издание «Трудов Якутской экспедиции» было рассчитано на 13 томов и должно было включать от 500 до 600 типографских листов (8.000-9.000 страниц). Но в «Трудах экспедиции» удалось осуществить только выпуск двух работ Ястремского по грамматике якутского языка и работы Иохельсона «Очерк зверопромышленности и торговли мехами в Колымском округе» да некоторые материалы из этой серии были опубликованы в виде отдельных статей в «Известиях» Отдела.

    Кроме того в издании же Отдела вышел в Якутске «Краткий русско-якутский словарь» Пекарского — зерно будущего монументального «Якутского Словаря» — издания, составляющего гордость современной Академии Наук.

    [С. 25.]

    *

                                                                      Приложение

    В. Л. Петрова-Смагина

                                                                     ЭТНОГРАФИЯ

                 в трудах Восточно-Сибирского Отдела Русско-Географического Общества

                                                  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

                                                                            1851-1926

    1897

    211. О работах якутской экспедиции: Виташевского; о работе по антропометрии якутов — Геккер Н. Л.; антропологич. исследования якутов — И. И. Майнова; физиологические наблюдения — Ф. Кон; экономические отношения якутов — Левснталь; изучение быта якутов — Пекарский; фольклор якутов — С. В. Ястремский; антрополог., лингвистич. и историч. исследования якутов — В. И. Иохельсон; исследование русск. и чукотского племени Колымского округа В. Богораз; изучение влияния золотопромышленности на быт якутов — С. Ф. Ковалик. Изв., т. XXVIII, № 3; стр. 1-49.

    (Действия Отдела).

    1898

    224. [Работы Сибиряковской экспедиции]. Изв., т, XXIX, № 3; стр. 1-90.

   (Отчет за 1897 г.)

    [Стр. 11-16 — работа В. Богораза по переписи чукоч и ламутов; раб. В. И. Иохельсона по быту юкагиров и якутов Колымск. и Верхоянского округа; раб. С. Ф. Ковалика — по исследованию Олекминского округа; раб. Л. Г. Левенталь — по исследованию экономического отношения якутов; раб. В. В. Ливадина — сведения по ремеслам и земледелию якутов; раб. И. Майкова — о тунгусах Якутского округа; раб. В. В. Никифорова — по семейному быту якутов; раб. Э. К. Пекарского — «Словарь Якутского языка»; раб. С. В. Ястремского — по переводу былины с якутского языка.

    [С. 44.]

    1924

    315-а. Хороших, П. П. Якуты. Опыт указателя историко-этнологической литературы об якутской народности. Под ред. и с пред. Э. К. Пекарского. Изв., т. XLVIII, в. I; стр. 1-48.

    1925

    325. Пекарский, Эд. К. Предание о том, откуда произошли якуты Сиб. Жив. Ст., вып. III-IV; стр. 137-141.

    327. Хороших, П. П. Исследователи Якутии. Сиб. Жив. Ст., вып. III-IV; стр. 167-180. Всеволод Михаилович Ионов (1825-1922). Приложение I. Из письма Вас. Ал. Ендржеевского к Э. К Пекарскому. Приложение. II. Научно-литературное наследство В. М. Ионова [библиографии его трудов]. Статьи и заметки о В. М. Ионове.

    [С. 49.]

                                                          Алфавитный указатель авторов

    Пекарский, 211, 224, 235, 327.

    [С. 53.]

 



 

    Мария Костюрина

                                                               МОЛОДЫЕ ГОДЫ

                                                            (Арест, тюрьма, ссылка).

    ...Политические ссыльные в Якутске назывались «государственными», якуты звали их кратко «сударские»; живущие в улусах почти все имели своих лошадей и ездили в город за покупками, чтобы «освежиться» и повидаться друг с другом; для остановок была в Якутске «улусная квартира»; хозяйка ее, толстая и довольно вульгарная баба Матрена, была добра и услужлива, поэтому у нее все оставались дня на 2-3. Еще жила в Якутске Татьяна Андреевна Афанасьева; все ссыльные ее любили и уважали; в семье Афанасьевых все находили приют и сердечный привет. Пока я жила в городе, приехали ссыльные из дальних улусов, и я со многими тут познакомилась. Это была иллюстрированная история революции в России; все течения и оттенки революционной эволюции были представлены ссыльными — бунтари, чернопередельцы и народовольцы, карийцы и поселенцы на «житье». Я с большим интересом и глубоким почтением смотрела на них; все они были много старше меня и уже прожили тут кто год, кто 2-3, а некоторые 5-6 лет. Были тут Ионов, Сиряков, Сипович, Кленов, Виташевский, Пекарский, Чекоидзе, Кизер, Доллер с женой С. Н. Шехтер, Багриновский, Серошевский Вацлав, «Петруха» Алексеев, Ростислав Ал., Стеблин-Каменский с женой Анной Ник., О. Аптекман, А. Лурий, С. Ястрембский, В. Ф. Трощанский («Филиппыч»), И. Н. Кашинцев, Федоров, М. Новицкий, В. С. Ефремов, Белоцветов, В. Костюрин, Феохари; кроме того, каждый год привозили новых с Кары и из России, но мы, жившие в улусах, не могли всех знать и видеть. При мне в те 5 лет, что я пробыла в Якутской области, пришли две большие партии: во-первых, в 1888 г.; из них я знала Энгеля и Шкловского (Дионео); эту партию послали в Колымск и Вилюйск; во-вторых, в 1889 г. партия, из которой часть трагически погибла во время Якутской бойни, остальные были отправлены на каторгу, сосланы в Вилюйск, а Гаусман, Зотов и Коган-Бернштейн казнены.

    Кроме партий, привозили также одиночек за «протесты», выраженные ссыльными в городах Сибири по разным поводам; так, перевели сюда из Вост. Сибири И. И. Майнова, из Зап. Сибири А. В. Молдавского, А. Т. Вадзинского, В. Я. Яковлева (Богучарского), Я. Дибобес, из Вост. Сибири — Христину Гр. Гринберг (потом вышла замуж за Ф. Я. Кона) и других.

Меня поселили в 3-м Жиксагонском улусе, верстах в 250-300 от Якутска по Охотскому тракту; тут была церковь, а кругом были разбросаны юрты якутов; в одной из юрт жили товарищи: С. В. Ястрембский, В. Ф. Трощанский и И. Н. Кашинцев; у меня была новая чистая юрточка на одном дворе с русским домом священника. Батюшка, отец Лука, и его матушка с детьми были точно такие, как в любом селе Сибири; в их уютном доме была такая же чистота и так же на окнах цвели герани, петуньи, бальзамины и «душнички»; тут после грязных якутских юрт было приятно «попить чайку» с вкусными сибирскими шаньгами (лепешки).

    За 12 верст от нас жил В. Ф. Костюрин, а в 20 верстах — Доллер с женой (в Жиксагоне 1-ом). Когда разошлась весть по улусам, что привезли «новую», из других улусов часто стали приезжать товарищи; было свободно, и можно было на неделю уезжать с места жительства. Когда съезжались «улусники», у них начинались бесконечные разговоры о лошадях, огородах, хозяйстве, и со стороны можно было думать, что это съехались хозяйчики, но это было бы большой ошибкой: каждый из них, кроме хозяйства, был занят какой-нибудь большой работой; так, Э. К. Пекарский составлял якутский словарь, основательно изучив язык и край; В. Ф. Трощанский писал целые трактаты, напр.: «Воспитательное значение представительных учреждений» или что-то в этом роде; Виташевский тоже много писал, и почти все писали воспоминания, рассказы или занимались этнографией. В. Ф. Костюрин еще на Каре написал роман из жизни ссыльных, но его зарыли в землю, спасая от обыска, и не нашли больше; каждому было что вспомнить и рассказать, поэтому мало-помалу назрела мысль об издании «Улусского сборника». Все с увлечением стали готовить свои статьи для него. Душой этого дела был В. Ф. Трощанский; очень живой, остроумный, даже подчас «ядовитый», он любил пошутить и посмеяться над товарищами; деятельный по натуре, он с головой погрузился в это издание: писал, переписывал, собирал материалы, привлекал к сотрудничеству других «писак». Гектографа у нас не было, о печатном издании нечего было и мечтать, поэтому приходилось все переписывать. Формат издания — обыкновенная школьная тетрадь. По поводу издания приходилось время от времени поговорить друг с другом: поэтому съезды бывали часты в нашем поселке. После того, как я две весны провела в тюрьме, эта весна и лето на чистом воздухе среди цветущих «аллосов» (лугов) и ароматных лиственниц пролетели быстро. Мы жили недалеко от речки Таты, по вечерам всей компанией шли гулять, хотя несносные комары, — какие-то огромные, злые, — целыми тучами неслись за нами и отравляли наши прогулки.

    Первый номер «Улусского сборника» вышел увесистой тетрадью; материала было довольно много и хватило бы еще на два таких же , номера, но переписывать было некому; кроме того, мы жили далеко от города, а так как другие товарищи тоже хотели участвовать, то это издание было потом перенесено в Якутск, где стал выходить «Якутский сборник». По всей вероятности, Трощанский увез с собой в Россию эти сборники, в них было много интересного...

    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 24. № 3. Партия «Народная Воля». Москва. 1926. С. 191-193./


 

    Г. Г. Доппельмаир

                          ПРОГРАММЫ И ИНСТРУКЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПУШНОГО

                                  И ОХОТНИЧЬЕГО ПРОМЫСЛА В ЯКУТСКОЙ АССР

    ...Несмотря на исключительное значение пушного и охотничьего промысла в Якутии, до настоящего времени не произведено точных обследований, которые выяснили бы возможную производительность промысла и могли бы лечь в основание плана организации промыслового хозяйства Республики, осветив в тоже время особенности промысловых районов, на которые распадается территория страны. Ценные материалы, сосредоточенные в работах Р. К. Маака, С. А. Серошевского, В. И. Иохельсона, В. М. Зензинова, С. А. Бутурлина, И. И. Майнова. Э. К. Пекарского и других, для условий настоящего времени, ужо недостаточны...

    [С. 5.]

 


 

                                     К 45-ЛЕТИЮ СОСТАВЛЕНИЯ Э. К. ПЕКАРСКИМ

                                                    СЛОВАРЯ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА

    8 ноября с. г. исполнилось 45 лет, с тех пор как известный якутовед, Эдуард Карлович Пекарский начал свою работу по составлению словаря якутского языка.

    При первоначальном собирании материалов для словаря, Эдуард Карлович преследовал одни только практические цели: он старался как-нибудь добиться знания разговорной якутской речи.

    Собирание материалов он производил не только с живой разговорной речи, но и с книг, переведенных на якутский язык (в то время имелись переводы церковных книг). Причем Эдуард Карлович собранные словарные материалы, для удобства пользования, располагал в алфавитном порядке.

    В качестве руководящего материала при начале своих работ Пекарский имел — «Краткую грамматику якутского языка» протоиерея Д. Хитрова [* В последствии пользуется пространным извлечением из «Jakutische Grammatik» Бётлингка, сделанного составителем грамматики якутского языка С. В. Ястремским.].

    Через два или три года после начала своих работ Эдуард Карлович получает возможность пользоваться якутско-немецким словарем академика Отто Бётлингка. Сравнивая собранный материал со словами, вошедшими в словарь Бётлингка, Пекарский нашел словарь недостаточным и неполным куда не вошли даже самые общеупотребительные слова, а из включенных в некоторых не было отмечено их значение. Это обстоятельство, а равно получение рукописных словариков Альбова, Натансона, А. Орлова и словарных материалов священника о. Василия Попова убеждают Пекарского о необходимости составления более полного якутского словаря, преследующего уже не только практические, но и чисто научные цели. И вот, приблизительно, в 1883 - 84 году Эдуард Карлович, приступает к составлению такого словаря, в основу которого он берет якутско-немецкий словарь академика Отто Бётлингка. И этой новой, но чрезвычайно и трудной работе помогает ему протоиерей Димитриан Попов. С 1890 года в работе Пекарского принимает ближайшее участие известный исследователь Якутии В. М. Ионов: он дает в распоряжение ему весь свой материал, собранный в течении многих лет проживания в Якутии; он же помогает Эдуарду Карловичу освободиться от подражания орфографии Бётлингка и обращает его внимание на фиксирование всех особенностей в произношении якутских слов, и на необходимость пополнения словаря путем включения в него междометий, якутских прозвищ и названий местностей.

    Благодаря содействию Д. Д. Попова и В. М. Ионова, в начале последнего десятилетия прошлого столетия, т е., приблизительно, через десять лет после начала работ словарный материал Эдуарда Карловича включал уже не менее 20000 слов. На основе указанного материала в 1897 г. Пекарский приступает в г. Якутске к печатанию первого выпуска своего словаря, вышедшего в свет в 1899 г. под наименованием — «Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским (1882-1897 г. г.) при ближайшем участии прот. Д. Д. Попова и В. М. Ионова» [* Восточно-Сибирский Отдел Императорского Русско-Географического Общества. Труды якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М Сибирякова (1894-1896 г. г ). Том III часть I. Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским (1882-1897 г. г.) при ближайшем участии прот. Д. Д. Попова и В. М. Ионова. Выпуск первый. Издан на средства И. М. Сибирякова. Якутск. Якутская Областная Типография. 1899 стр. IV+128.]. Этот и последующие выпуски словаря в виду того, что, на издание словаря Сибиряковым было ассигновано 2000 руб., выходили и выходят под именем трудов экспедиции И. М. Сибирякова. После выхода в свет первого выпуска, по ходатайству Восточно-Сибирского Отдела Географического Общества, издание словаря было передано Академии Наук. В связи с этим в 1905 г. Пекарский переезжает в Ленинград и переиздает первый выпуск словаря, который выхолит в 1907 г. Этот выпуск включает слова на буквы а, е и заканчивается словом есi (1 - 320 стр.). Второй выпуск выходит в 1909 г. и включает слова на буквы е, в (321 – 640), третий — в 1912 г. и включает в, (в рус.), g, h, d, з, i, (641 - 960), четвертый — в 1916 г. и включает i, к (961 - 1280), пятый — в 1917 г. и включает — к (kud - кыс) (1281 - 1456), шестой — в 1923 г. и включает л, l, m, n, ɔ (1457- 1776) и седьмой — в 1925 г. и включает — ɔ, р, r, s (1777 - 2096).

    Во всех этих выпусках слова приводятся е указанием их производства или этимологического состава, различного произношения (по говорам), общего коренного значения слова (с указанием слова с противоположным значением), синонимических и сходных по смыслу слов, второстепенных значений (также с указанием синонимов, сходных по значению слов и поясняющих примеров). Делаются сравнения со сходно звучащими якутскими словами и сравнения с монголо-бурятским и тюрским наречиями (отчасти с маньчжурским языком) по звуковому сходству, а равно заносятся сложные слова (названия растений, птиц, животных, местностей, прозвищ, сказочные и мифологические имена), особые выражения из устной словесности якутов в из живой речи, не поддающиеся буквальному переводу, замечательные в каком-либо отношении особенности флексионных форм имени, местоимения и глагола и, наконец, в исключительных случаях, местного, где записано слово. Кроме того, во всех вышедших выпусках словаря, Пекарский, всегда известными знаками указывает источник, откуда им данное слово позаимствовано. Поэтому словарь Эдуарда Карловича Пекарскою имеет большое научное значение и, в особенности, для сравнительного изучения языков братских нам тюрских народов.

    По последним сведениям, ко времени 45-летия составления словаря таковой уже окончательно в черне закончен.

    Мы уверены, что правительство Якутской республики, принимая во внимание большое научное значение словаря Э. К. Пекарского, примет все меры к скорейшему опубликованию последних подготовленных к печати выпусков словаря, а равно примет деятельное участие в материальном обеспечении составителя словаря, неутомимой анергией которого и объясняется появление в свет такого ценного и громадного труда.

    В. Н. Леоньтьев.

                                                                                 *

                     Ко дню юбилея т. Э. К. Пекарского Якутским правительством

                                           ему отправлена следующая телеграмма.

    «Ленинград. Академия Наук. Пекарскому. От имени Правительства Якутии поздравляем Вас с знаменательным юбилеем — завершением сорокапятилетнего упорного героического труда над составлением научного словаря якутского языка. Якутский трудовой народ в лице его Советского Правительства глубоко ценит громадное научное и практическое значение Вашего монументального труда, выходящее далеко за пределы одной Якутии. Словарь ваш — гордость всей Союзной науки. В ознаменование Вашего юбилея Правительство Якутии постановило: 1) назвать Вашим именем школу в Игидейцах — в месте Вашей первоначальной работы над словарем; 2) отпустить две тысячи рублей на ускорение издания Вашего труда и 3) отпустить Вам единовременное пособие в 500 руб.

    Пред. ЯЦИК Мегежекский.

    Пред. СНК Аммосов.

    4-XI-26 года

 

 

    (Перевод телеграммы Э. К. Пекарского: «За внимание, оказанное мне, а также за неожиданную честь переименования школы моим именем с глубокой радостью приношу всем Вам мою сердечную благодарность. Да здравствует якутский народ! Да здравствует Якутская республика.

                     Пекарский).

                                                                                     *

                             О-во «Саха Кескиле» приветствует своего почетного члена.

     Советов о-ва «Саха Кескиле» к дню юбилея Э. К. Пекарского послало ему телеграмму следующего содержания:

    «Якутское исследовательское общество «Саха Кескиле» искренне приветствует своего почетного члена автора якутского словаря с окончанием его классического вклада в науку. С гордостью отмечаем славное довершение 45-летнего вашего подвига.

    Председатель о-ва Г. Попов».

                                                                                     *

    В ответной телеграмме Э. К. Пекарский пишет:

    «Сердечно благодарю за поздравление. Тронут избранием в почетные члены. Духовно связанный с вами и желающий процветания деятельности общества Пекарский

    /Автономная Якутия. Якутск. 14 ноября 1926. С. 3./

 




 

                                                  Чествование революционера-ученого

    Сегодня ленинградское общество политкаторжан и якутские общественные организации в Ленинграде чествуют 45-летие научной деятельности ссыльнопоселенца Э. К. Пекарского. Еще студентом за революционную работу он был осужден военно-окружным судом на каторжные работы, которые были ему заменены ссылкой в Якутскую губ. Свыше 20 лет пробыл тов. Пекарский в ссылке, но ни суровый климат Якутии, ни тяжелые лишения но сломили революционера. Сейчас тов. Пекарский продолжает вести научную работу по составлению якутско-русского словаря, начатую еще в ссылке.

    На фотографии — тов. Пекарский в арестантском костюме в 1880 г., перед отправкой его в Сибирь.

    /Красная газета. Ленинград. 21 ноября 1926. С. 4./

 

 

                               ЧЕСТВОВАНИЕ СОЗДАТЕЛЯ ЯКУТСКОЙ ГРАМОТЫ

    ЛЕНИНГРАД, 22 ноября. (По телеф. от наш. корр.). Вчера ленинградские ученые чествовали одного из крупнейших ученых, революционера, создателя якутской грамоты, бывш. политкаторжанина Э. К. Пекарского по случаю 45-летия научной деятельности и окончания составления им первого якутского словаря. На чествовании присутствовали члены об-ва политкаторжан, представители Академии Наук, Географического об-ва и целого ряда научных учреждений. Получено свыше 500 приветствий.

    ЦИК и совнарком Якутии прислали тов. Пекарскому приветственную телеграмму. Правительство Якутии назвало именем Пекарского одну из школ на месте первоначальных работ тов. Пекарского над словарем и отпустило средства на издание якутского словаря.

    /Известия. Москва. № 271. 23 ноября 1926. С. 1./

 



 

                                   ЧЕСТВОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА И УЧЕНОГО

    Вчера в обществе политкаторжан чествовали 45-летний юбилей научной деятельности революционера и ученого Э. К. Пекарского. Царская ссылка и лишения не смогли убить в нем энергии и труда. Он проделал грандиозную работу по составлению якутского словаря.

Громадное значение этого труда подчеркнул в своих речах ряд выступавших ораторов. Профессора, военные, академики, студенты, — все в один голос характеризовали юбиляра, как большого ученого и стойкого революционера.

    По постановлению якутского правительства, в Якутии, для которой так много сделал, тов. Пекарский, одна из школ названа его именем

    /Красная газета. Ленинград. № 271. 23 ноября 1926. С. 4./

 

 

                                       ЦЕННЫЙ ВКЛАД В ЯКУТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

                                           Якутский словарь Э. К. Пекарским закончен

    В Иркутск пришло уведомление об окончании обработки маститым якутологом-лингвистом Э. К. Пекарским якутского словаря. Труд сдай Э. К. начал давно, совсем молодым человеком, в качестве политического ссыльного во время своего пребывания в глухом улусе в Якутской области.

    Сейчас Э. К. глубокий старик. Отбыв срок ссылки, Э. К. переселился в Ленинград, где в тиши кабинета Академии Наук, просидел длинный ряд лет, обрабатывая огромной научной важности материалы, вывезенные им из Якутии. Ничто не могло остановить неутомимого труженика. Голод охватил Ленинград; костенеющими от холода руками дописывал Э. К. Пекарский последние разделы словаря; голова кружилась от хронического недоедания и отказывалась мыслить, а он писал. Только мысль: «не умереть, не окончив словаря», подвигала слабеющую руку, только закаленная воля старого революционера могла заставить упорно работать.

    Был страшный момент. Волны моря, смешавшись с волнами Невы, бросились на Ленинград и ворвались в тихий кабинет Пекарского. Стоя в воде, он спасал... папки с якутским словарем...

    Теперь многолетний труд завершен.

    Проф. Б. Петри.

   /Власть труда. Иркутск. 23 ноября 1926. С. 8./

 

 

                                                 ЧЕСТВОВАНИЕ Э. К. ПЕКАРСКОГО

                                                 Пятьсот правительственных телеграмм

    Ново-Сибирск, 24. Получено сообщение, что в Ленинграде состоялось чествование ученого-революционера, б. сибирского ссыльно-поселенца Эдуарда Карловича Пекарского по случаю исполнившегося 45-летия его научной деятельности и по случаю окончания им работ по составлению якутского словаря.

    Проф. Никифоров, приветствуя юбиляра, сказал:

    - Сорок пять лет назад царское правительство отправило Пекарского в далекую Якутию в тайгу, думая заживо похоронить его. По прибытии в Якутию, Пекарский занялся изученном быта и культуры якутов и приступил в собиранию якутских слов и к составлению якутской азбуки.

    Сейчас в далекой тайге можно увидеть женщин-якуток и детей, разбирающих родную азбуку. Благодаря огромному труду Э. К. Пекарского, якута обрели свою грамоту, свою культуру.

    Юбиляра приветствовали также представители об-ва политкаторжан и якутского студенческого землячества. Поэт Баишев прочел приветственный адрес на якутском языке.

    Юбиляр получил пятьсот телеграмм от всех научных работников и организаций Москвы в Ленинграда. Якутский Совпарком прислал телеграмму, от имени правительства Якутии, поздравляющую Э. К. Пекарского с знаменательным юбилеем, завершившим сорокапятилетие упорного, героического труда, по своему значению выходящего далеко за пределы одной только Якутии.

    Правительство Якутии постановило назвать именем Э. К. Пекарского школу в Идичейцах – месте первоначальной работы Пекарского над якутским словарем.

   /Власть труда. Иркутск. 26 ноября 1926. С. 1./

 




 

                                                    ЭДУАРД КАРЛОВИЧ ПЕКАРСКИЙ

                                                        (К окончанию 45-летнего труда.)

                                                                      С. Ф. Ольденбург

    В нашей сложной жизни, с очень давних пор особенно сложной для людей умственного труда, создавалось такое положение, что широко задуманный труд редко заканчивался при жизни того, кто его предпринял, а иногда и совсем не заканчивался. Кладбище наших преждевременно окончившихся, но не законченных начинаний очень велико.

    Тем отраднее присутствовать при окончании труда важного и ценного и начатого почти полстолетия тому назад.

    Окончен «Словарь якутского языка» Эдуарда Карловича Пекарского, который он начал молодым человеком с самого начала своей долголетней ссылки в Сибирь. Эти люди, наши старые революционеры, были не только работниками на дело революции, они были и глубоко убежденными культурными работниками. Их деятельностью объясняется изученность многих наших весьма от центра отделенных окраин. И в данном случае мы должны сказать, что ни один из многих народов нашего Союза не имеет еще такого продуманного и проработанного словаря, как якуты, благодаря работе Э. К. Пекарского. Эта работа, издание Академии Наук, принадлежит к той серии ее трудов — словарной, — которая в области гуманитарных наук, является одной из наиболее ценных. Значение словаря Пекарского еще усугубляется тем, что он имел несомненное влияние на словарные работы в области тюркских языков и родственных им внутри нашего Союза. Это ярко выразилось в докладах студентов Тюркологического семинария института живых восточных языков в Ленинграде, представителей 11 разных народностей. Доклады эти были заслушаны на чествовании Э. К. Пекарского в семинарии. Глубокое удовлетворение чувствовалось от этих свидетельств большой и важной работы по языкам, какая сейчас ведется у нас, часто в очень глухих углах, и Э. К. Пекарский должен был искренно радоваться многочисленным свидетельствам его влияния на эту работу.

    Мы ведь сознаем теперь, что словарные труды имеют совершенно исключительное культурное значение и являются необходимой серьезной опорой культурной работы.

    «Научный Работник» шлет горячие поздравления и пожелания Э. К. Пекарскому к окончанию его замечательного труда.

    /Научный работник. Ежемесячный журнал. № 12. Москва. 1926. С. 3-4./

 












 

 

                                                    V) Издательская деятельность Отдела

    идет в двух направлениях: часть ее, как указано выше, проходит по секциям, в силу чего при некоторых из них существуют особые редакционно-издательские коллективы; другая часть проходит по Отделу в целом. Ко второй группе изданий должны быть отнесены следующие вышедшие за отчетный период:

    1) «Известия» Отдела том XLVI, вып. 3-й...

    1) том XLVIII, вып. 1-й содержит работу П. П. Хороших: «Якуты. Опыт указателя историко-этнологической литературы об якутской народности». Под редакцией и с предисловием Э. К. Пекарского. Издано на средства ЯАССР. Иркутск, 1924 г., 8°, 48 стр. Тир. 1300 экз.

    В приложении помещена работа Н. С. Романова: «К истории периодической печати в Якутске» (стр. 45-48).

    2) «Сибирская Живая Старина». Сборник статей по общему краеведению и этнографии» вып. III-IV. Под редакцией М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Иркутск, 1925 г. 8°, 502 стр. + 7 лист. рис. Тир. 425 экз.

    Из состава этого сборника вышли отдельными оттисками след. работы:..

    л) Э. Пекарский — «Предания о том, откуда произошли Якуты»; стр. 10.

    н) П. П. Хороших «Исследователи Якутии». С предисловием Майнова; стр. 20.

    с) М. Слободской «Литература по этнографии Сибири в этнолого-географических изданиях 1901-1907 гг.»; стр. 24.

    Председатель Отдела П. Казаринов.

    Секретарь А. Занкевич.

    [С. 177-178.]

 



 

    Георгий Виноградов

                                                   ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЯ

                      Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества

                                                                       1851—1926.

                                                                    Краткий обзор

                                                                                III.

    ...По счастливой случайности продолжателем Потанина по руководительству предприятиями Отдела явился Клеменц. При нем и при его деятельном участии была подготовлена и осуществлена знаменитая в летописях нашей науки Сибиряковская экспедиция.

    К концу XIX ст, для изучения бурятской народности было сделано много. Народностью, по своей численности занимающей второе место на территории наблюдений и изучений Отдела, были якуты. Они оставались менее изученными. Академические экспедиции XVIII в., путешествии первой половины XIX ст., доставившие материалы высокой ценности и количественно обильные, не могли в достаточной степени исчерпать все вопросы, связанные с изучением этой большой народности. «Быт, мировоззрения, язык, антропологический характер племени, общественно-экономическое состояние его, отношение к русскому населению Якутской области и этого последнего к якутам и некоторые другие вопросы были весьма мало и поверхностно изучены, а во многих частях даже совершенно не затронуты», — сказано в отчете за 1894-95 год.

    На специальных совещаниях в Якутске, в которых приняли участие А. И. Попов, Д. И. Меликов, Г. Л. Кондаков, С. Я. Дмитриев, затем Виташевский, Иохельсон, Левенталь, Майнов. Пекарский и некот. др.), были выработаны подробные программы для исследования якутов и других народностей Якутской области и планы экспедиционных работ.

    Общие указания задач экспедиции, выраженные И. М. Сибиряковым (на средства которого осуществлено это грандиозное предприятие, потребовавшее 12.000 рублей), легли в основу работ подготовительных совещаний.

    «Экспедиция отправляется от В.-С. Отдела Геогр. Общества, — писал Сибиряков Клеменцу [* Известия В.-Сиб. Отд., т. XLV, 1916, стр. 159-160.] — под руководством и наблюдением правителя дел Д. А. Клеменца». Клсменц, прибывший в январе 1894 года в Якутск, взял на себя руководство работами совещаний.

    Задачи, стоящие перед экспедицией, как они приставлялись жертвователю, заключались в выяснении «экономических условий жизни инородцев, окружающих и живущих в приисковом районе Якутской области», в «желании несколько отплатить соседям за любезно уступленные земли, когда-то бывшие в их полном распоряжении... Разумеется, говорится в том же письме, — я ничего не имею против употребления сил экспедиции и на общие исследования среди инородцев, не имеющие прямых отношений к приискам. Мне важно также, чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход развития жизни инородцев. Вымирают они, или, наоборот, нарождаются и совершенствуются. Влияние на то и другое русской культуры... Затем важно составить представление о типе народа, т. е. якутов, тунгусов, и вследствие этого выяснение всех других сторон жизни, касающихся верований, обычаев, языка, антропометрии... Для выяснения характера народа — собирание сказок, поверий, пословиц, исследование обычного права... Экспедиция отправляется на два, три года».

    Широкие планы экспедиции, выработанные специальными совещаниями, громадные маршруты, многообразие культур насельников, — все это предполагало наличие большого числа специалистов, которые могли бы повести работу в течение двух-трех лет. Касайся дело других областей Сибири, таких специалистов могло бы не оказаться. Другое дело — Якутская область. «Политические ссыльные, в изобилии посылаемые в Якутской край, — писал Сибиряков Клеменцу, представляют из себя как бы невольную экспедицию для исследования области, и нужно только уметь воспользоваться их наблюдениями». И в самом деле: Осмоловский уже занимался изучением охоты и рыболовства со стороны техники, Ястремский изучением якутского языка (грамматики), Пекарский составлением якутско-русского словаря, Горинович изучением якутской народной медицины... Совещанием было решено пригласить в качестве сотрудников в работах экспедиции Ионова, Геккера и только что поименованных якутоведов.

    Работы экспедиции охватили Якутский, Олекминский и Колымский округа. Большая часть участников выполняли план наблюдений и изучений в Якутском округе. По архивам и личным наблюдениям Н. А. Виташевский изучал якутское обычное право, Н. Л. Геккер, кроме антропологического исследования якутов, вел наблюдения над русско-якутской метисацией; В. Е. Горинович, продолжая занятия якутской народной медициной, изучал пищу, жилище и одежду якутов; В. М. Ионов исследовал дохристианские верования якутов; изучением хозяйственного быта и экономических отношений якутов в их историческом развитии и современном положении занимался Л. Г. Левенталь; В. Ливадин взял на себя труд по изучению искусства и ремесел якутов (архитектура, резьба, кузнечество и пр.); И. И. Майнов вел антрополого-демографические исследования среди населения Якутского края, в котором он различает пять племенных групп: русских, якутов, тунгусов и метисов — русско-якутского и якутско-тунгусского происхождения; вопросы, связанные с объякучиванием русских, уяснение общих причин и условий, при которых возникает и развивается это явление, также были предметом внимания исследователя. Д. И. Меликов принял на себя работу по криминальной психологии якутов на основании данных, находящихся в делах местных судебных и административных учреждений. На В. В. Никифорове лежало изучение семейного быта якутов; Г. Ф. Осмоловский продолжал изучение промыслов якутов (охота и рыболовство); в этой же области велась работа А. И. Некрасова. Якутским фольклором и, главным образом, языком занимался Э. К. Пекарский, пополняя из разных источников материалы для его многолетней работы — якутско-русского словаря. А. М. Попов взял на себя собирание материалов, освещающих быт и нравы якутов; С. В. Ястремский, продолжая изучения форм и строя якутского языка, занимался также собиранием материалов по якутскому художественному творчеству в слове.

    С. Ф. Коваликом, изучавшим влияние золотопромышленности на быт туземцев Якутской области, произведены исследования в трех районах: в Витимской и Олекминской системах золотопромышленности, в северной части Киренского округа, населенной якутами, и в Олекминском округе.

    В Колымском округе В. Г. Богораз изучал чукотское племя: язык, верования, быт, хозяйство, промыслы.

    В. И. Иохельсон работал по изучению быта, языка, творчества, физического типа населения по р. Колыме — русских, якутов, преимущественно же юкагиров.

    По числу участников, по продолжительности и тщательности изучений, по территориальному охвату и. конечно, по результатам эту экспедицию надо считать беспримерной в истории изучения северной Азии...

    На I Восточно-Сибирском краеведческом Съезде в Иркутске [1925] ... были определены задачи ближайших этнографических исследований и наблюдений...

    Постановления Съезда укрепили руководителей этнографическими изучениями в правильности взятого направления и закрепили намеченный план и программу для дальнейших работ. Осуществление приведенных положений началось в том же году. Это сказалось частью на содержании III-IV выпуска Сибирской Живой Старины, а главным образом на летних работах. Сборник, кроме статьи по исторической этнографии («К вопросу о времени расселения бурят около Байкала» Н. Н. Козьмина), очерков из истории этнографии («Николай Бестужев-этнограф» М. К. Азадовского, «Исследователи Якутии. В. М. Ионов» П. П. Хороших), статей по этнографии бурят, якутов и гольдов (В. И. Подгорбунского и П. П. Баторова, Э. К. Пекарского, Н. А. Липской-Вальронд), библиографических работ (М. А. Слободского, Е Я. Самойлович) и др., содержит небольшие очерки (В. А. Малаховского к Н. М. Хандзинского, отвечающие второму положению — об изучении отражений в фольклоре событий последних лет. Ответом на третье положение служит работа о детской сатирической лирике (Г. С. Виноградова)...

    /LXXV. Обзор деятельности Восточно-Сибирского Отдела за семьдесят пять лет 1851-1926. Юбилейный сборник. [Известия Восточно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Общества. Т. L.] Иркутск. 1926. С. 18-21, 31./

 




 

    П. П. Хороших

                                                        ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЯКУТИИ. (1)

                                                                                II.

                                                      Василий Филиппович Трощанский.

                                                                        (1846—1898).

    В настоящем году исполнилось 80 лет со дня рождения известного исследователя быта и верований якутской народности и известного революционера-землевольца — Василия Филипповича Трощанского.

    С именем В. Ф. связано не мало страниц из истории революционного движения 70-х и 80-х годов в России. С другой стороны, В. Ф. может служить примером того, что может сделать для науки лицо, заброшенное в глухие места Сибири.

    К сожалению, заслугам В. Ф. в области изучения якутской народности, еще мало уделено внимания в литературе. Память его отмечена лишь небольшими журнальными и газетными статьями и немногими докладами (2).

    Василий Филиппович родился 7 марта 1846 года в городе Оргееве Бессарабской губ. и происходил из дворян (3). Образование он получил первоначально в Кишиневской гимназии, а затем в Петербургском Технологическом институте.

    Еще молодым человеком, во второй половине 60-х г.г. В. Ф. уже принимает деятельное участие в революционном движении и за свои политические убеждения неоднократно подвергается тюремным заключениям и наконец, ссылке в Сибирь.

    В. Ф. принадлежал к кружку, так называемых «троглодитов», т. е. основателей общества «Земля и Воля» и состоял членом «Большого Совета» этого о-ва (4). Как известно, впоследствии из этого о-ва вышли партии «Народной Воли» и «Черного Передела».

    История преследований и ссылки В. Ф. в Сибирь, представляется в таком виде.

    В 1867 году В. Ф. по приговору С.-Петербургской Судебной Палаты был присужден к 1 году тюремного заключения «за составление прокламаций». В 1848 году он был выслан в Вятку (по Нечаевскому делу; см. «Былое» 1906, кн. VIII, стр. 70), впоследствии был переведен под надзор в Курск и Орел, затем «за вредное влияние» на учащихся был выслан в Пинегу и в Холмогоры. В 1878 году В. Ф. бежит из Холмогор, но однако в том же году его вновь арестуют в С.-Петербурге и судят по делу об убийстве шефа жандармов Мезенцева. Приговором суда он был присужден к 10-летней каторге и в апреле 1882 года сослан на Кару. В 1886 году В. Ф. был отправлен на поселение в Якутскую область (5).

    80 и 90-ые годы особенно пополняли Якутский край политическими ссыльными, большей частью из народовольцев. Эти годы дали Якутскому краю лучших его исследователей и лучших представителей ссылки. Имена В. Г. Короленко, Э. К. Пекарского, В. Серошевского, В. Богораза (Тан), Н. Виташевского, и многих других говорят сами за себя не только якутской народности, но и всему просвещенному миру. К числу таких лиц должен быть отнесен и В. Ф. Трощанский.

    По прибытии в ссылку в Якутскую область, В. Ф. жил в 3-м Жехсогонском наслеге, Ботурусского улуса Якутского округа.

    Из ссылки В. Ф. уже не возвратился и 25 января 1898 г. умер в соседнем 2-ом Жехсогонском наслеге, того же улуса, на руках известного якутоведа Вс. М. Ионова, к которому он согласился переехать на время своей болезни, предвидя близкую смерть (6).

    Похоронен В. Ф. на месте своего причисления — в ограде церкви 3-го Жехсогонского наслега (7).

    Перейдем к характеристике В. Ф., как исследователя якутской народности.

    Можно предполагать, что интерес к этнографическим исследованиям возник у В. Ф. еще до высылки в Сибирь. И. Е. Деникер (8) в своих воспоминаниях указывает, что В. Ф. еще в начале 80 года принимал участие в составлении (а может быть и сам составил) «программы собирания сведений о положении народа», в которой давались указания студентам, едущим на каникулы в города или деревни, на что следует обратить внимание в народной жизни. В этой программе, помимо специальных вопросов о заработной плате, ремеслах, крестьянском наделе, отношении крестьян к религии и т. д. было много и вопросов, относящихся до местной этнографии. Наибольший же интерес к этнографическим исследованиям у В. Ф. пробудился во время долголетнего пребывания среди якутской народности. В ссылке В. Ф. успел написать три ценные этнографические работы, живо отражающие материальную и духовную культуру этой народности. Эти труды ценны тем, что представляют результаты личного многолетнего внимательного наблюдения над различными явлениями якутской жизни.

    Хотя В. Ф. и не владел якутским языком, однако это не отразилось невыгодно на его работах. Во первых, он не задавался целями — произвести исчерпывающее исследование той или другой стороны быта якутов, а заносил в свои записные книжки лишь то, что случалось ему или самому наблюдать, или получать из верных рук. Во вторых, и это самое главное, он во всех сомнительных случаях считал для себя обязательным обращаться к сведущим лицам, к голосу которых относился внимательно и вдумчиво (9).

    Во многом, В. Ф. пользовался, указаниями известных знатоков Якутского края Вс. М. Ионова (10) и Эд. К. Пекарского.

    Напечатать свои труды при жизни В. Ф. не успел, завещав их Э. К. Пекарскому, тогда проживавшему, в ссылке в Якутской области. И только через несколько лет после смерти исследователя, благодаря усилиям Э. К. Пекарского и содействию председателя о-ва истории, этнографии и археологии при Казанском университете проф. Н. Ф. Катанова, научно-литературное наследство В. Ф. было опубликовано.

    Из трудов В. Ф. наибольшего внимания заслуживают: 1. «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов», и 2. «Наброска о якутах Якутского округа».

    I. «Эволюция черной веры» — до сего времени считается одним из ценнейших трудов в русской и иностранной литературе, дающим ясное представление о шаманстве вообще и о черном шаманстве у якутов в частности (11).

    Профессор Н. Ф. Катанов в предисловии к этому труду говорит: «исследованием верований у якутов занимались многие лица, напр. проф. Мерк — 1806 г., кн. Костров — 1878 г., Горохов — 1882 г., Припузов — 1884 г., Приклонский — 1886 г., Виташевский — 1890 г., Серошевский и другие, указанные в примечаниях к сочинению В. Ф. Грощанского, но обстоятельнее всех шаманство у якутов исследовал и описал наш автор (В. Трощанский); сочинение его в научном отношении еще более выигрывает, благодаря поправкам и дополнениям, сделанным старательно, таким глубоким знатоком быта и языка якутов, каким является Э. К. Пекарский».

    Современный исследователь верований якутов А. И. Кулаковский (12), так говорит о ценности этого труда В. Ф. Трощанского: «религия древних якутов, почти совершенно позабыта нынешними якутами. Причиной этому послужили, отсутствие письменности и введение христианства. Из религиозных понятий в памяти народа остались лишь только жалкие отрывочные данные, и то только из области внешней обрядовой стороны, а что касается внутреннего содержания и этической стороны, то эта часть совершенно теряется в глубоком мраке неизвестности. Поэтому воссоздать из осколков разрушенного здания древней якутской религии новое здание, соответствующее древнему, крайне трудно. Этого достиг, до известной степени В. Ф. Трощанский в своем труде «Эволюция черной веры якутов». Этот труд является для нас единственным ценным и серьезным по затронутому вопросу...

    Главная заслуга Трощанского, по словам того же А. Кулаковского, заключается в том, что он первый подошел к верованиям якутов с научной точки зрения, провел много параллелей с верованиями родственных якутам народов и тем самым пролил свет на многие непонятные термины.

    А. И. Кулаковский в то же время сожалеет, что Трощанский не знал якутского языка и не располагал обширным якутским материалом и часто делал шаткие и поспешные выводы, основываясь на указаниях лишь одного сказочника...

    Работа снабжена приложениями Э. К. Пекарского, А. А. Наумова и В. В. Попова. Последний приводит описание якутского жертвоприношения, извлеченное им из портфеля Миллера № 509, в Московском Архиве иностранных дел, тетр. 2 с заголовком «Известия о шаманах или колдунах Сибирских».

    II. Вторая работа В. Ф. «Наброски о якутах Якутского края» — написана была им еще в 1893 году и предназначалась для газеты «Русские Ведомости», но в свет работа вышла только через 18 лет. Первые главы «Набросков» были предварительно опубликованы Э. К. Пекарским глава I и II «Якуты в их домашней обстановке» («Живая старина», 1908, в. 3-4) (13); глава III и отчасти VII. «Любовь и брак у якутов» («Жив. старина», 1909, в. 2-3) и глаза IV-V «Землепользование и земледелие у якутов» («Сибирские Вопросы» 1908, № 31-32, 33-34).

    Полностью же этот труд напечатай в «Известиях о-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете за 1911 год», т. XXVIII, в. 2-4, в отдельных приложениях...

    Между прочим в «Набросках» В. Ф. приводит основные тезисы «Записки по вопросу об исследовании отношений между развитием земледелия в Якутской облаете и благосостоянием якутов» (14), составленной неизвестным автором. В. Ф. не соглашается с мнением автора «Записки» о том, что развитие хлебопашества гибельно для якутской народности и находит, что «только земледелие, приводя якутов к оседлости, даст им возможность воспользоваться теми высшими благами культуры, которых они до настоящего времени совершено лишены».

    Виташевский И. С. в рецензии на «Наброски» указывает, что данная работа, равно и другие работы В. Ф. («Эволюция черной веры», «Опыт программы») — выдающееся явление не только в области якутоведения, но пожалуй и в области этнографии вообще. Однако тот же Виташевский находит, что «Наброски», нельзя считать «безусловно свободными от не вполне точного воспроизведения фактов реальной действительности, не вполне справедливой оценкой характера якутов и не вполне верным суждением о явлениях их быта».

    В числе общих причин ошибок В. Ф. Трощанского, Виташевский видит прежде всего — некоторую склонность к обобщениям, В сущности наблюдения В. Ф. не распространялись дальше очень ограниченного района одного из улусов Якутского края, между тем, В. Ф. часто делает обобщения, на которые его не уполномочивает ни количество, ни качество бывшего в его распоряжении материала.

    Затем» по мнению Н. Виташевского, источником ошибок служит еще пессимизм В. Ф. — он с какою-то настойчивостью отыскивает в характере и быте якутов дурные черты.

    Наконец Н. Виташевский указывает и на ошибки, допущенные В. Ф. Трощанским в вопросе истории происхождения, якутов (15).

    III. Третьей работой В. Ф. Трощанского является «Опыт программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов».

    Данная работа В. Ф. появилась в свет по определению Совета Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университете и первоначально была напечатана в XIV томе «Известий» этого Об-ва, а затем перепечатана в «Живой Старине» за 1911 год (под редакцией Э. К. Пекарского).

    В составлении этого труда деятельное участие принимал Вс. М.. Ионов, всегда охотно делившийся с В. Ф. Трощанским своими наблюдениями и кропотливыми изысканиями...

    Известный политический деятель и литератор Ю. Стеклов в своих воспоминаниях (16) упоминает, что В. Ф. в ссылке написал еще работу о судьбах революций. Эта толстая рукопись, по словам. Ю. Стекдова, содержала анализ условий, обеспечивающих удачу или поражение революции...

    К сожалению, не известно сохранилась ли эта рукопись или пропала бесследно.

    Закончим наш очерк любопытной характеристикой В. Ф. Трощанского, которую дает ему в своих воспоминаниях Ю. Стеклов.

    «У него была чрезвычайно интересная наружность. С густыми бровями, черными сверкающими глазами, длинной, узкой, седеющей бородой, он напоминал Черномора или средневекового алхимика. Чрезвычайно суровый на вид, он обладал и сущности весьма мягкой натурой. Был он человеком вдумчивым и сидя у себя в улусе, много предавался размышлениям о судьбах революций» (17).

    Общительность В. Ф. с населением и его разностороннее образование, вообще отмечается всеми, знавшими его лицами.

    Примечания:

    1. В «Сибирской Живой Старине» за 1925 г., вып. 3-4, мною была напечатана статья о Всеволоде Михайлов. Ионове. Статьи о В. Ф. Трощанском является продолжением серии «Исследователи Якутии». В данное время автором готовятся к печати биографии Н. Виташевского и В. Серошевского.

    2. Статьи: «Автономная Якутия» 1923, № 26 (150); Сайсаров М. В. Трощанский) «Автон. Якутия» 1923, № 27 (151). Доклады: Г. Шадрина (прочитан 7/ІІ 1923 г. в Якутском Краев. Географ. О-ве) и автора настоящей статьи (прочитан в 1925 г. на заседании Якутской секции ВСОРГО).

    3. Биографических очерков о В. Ф. в литературе не имеется. Для данной статьи использованы: статьи самого В. Ф., воспоминания Э. К. Пекарского, а также след. литература: Сайсаров М. В. Трощанский. «Автон. Якутия». 1923, № 27; Стеклов Ю. «Воспоминания о Якутской ссылке». («Каторга и ссылка», 1923, № 6. стр. 82); Осмоловский Г. Ф. Карийцы (Материалы для статистики русского революционного движения). Минувшие годы, 1908, июнь № 7, стр. 124 и 126; Богучарский А. Активное народничество семидесятых годов. М. 1912; Дейч Л. 16 лет в Сибири. Изд. «Девятое января» Транпосекции М. 1924, стр. 348.

    Автор приносит глубокую благодарность Эд. К. Пекарскому за просмотр данной статьи.

    4. Во время своей революционной деятельности и постоянных преследований В. Ф. носил несколько кличек, из них известны: «Мартышка» и «Жуковский». (Аптекман П. В. «О-во Земля и Воля 70-х годов». Изд. «Колос», 1924, стр. 199)..

    5. Ш. М. Левин приводит такие сведения об истории высылки Трощанского из Петербурга: «14 февраля 1870 года в квартире Трощанского была была сходка. Это стало известно полиции и Трепов потребовал удаления из столицы Трощанского и его сожителей и еще двух из участников сходки: Н. Н. Друцкой-Соколинской и А. Е. Кутузовой. Однако Шувалов нашел возможным ограничится удалением одного только Трощанского, который в 1868 году отбывал по суду трехмесячное заключение за богохульство, поругание веры и произнесение дерзких слов против особы царя и в силу этого считался сугубо неблагонадежным. Таким образом, Трощанский и был выслан, 29 марта 1870 года, в Вятку. Там он оставался до осени 1873 года, когда его по болезни перевели в Курск. Весною 1874 года уже было состоялось постановление об освобождении Трощанского из-под надзора, с разрешением повсеместного жительства, но полученные в это время новые доказательства его неблагонадежности в корне изменили дело и Трощанский очутился в тюрьме. Продержав под стражей с марта до августа 1874 года, власти отправили его на север, в Мезень. В ноябре 1875 года Трощанский переведен в Холмогоры и оттуда в августе 1876 года бежал. Есть сведения, нуждающиеся в проверке, что он побывал после того в Сербии и намеревался там вступить в ряды войск. В 1877 и 1878 г.г. Трощанский принимал деятельное участие в работе общества «Земля и Воля». Он был арестован в Петербурге в октябре 1878 года, судим военно-окружным судом в мае 1880 года и приговорен к каторге, которую отбывал на Каре («Каторга и Ссылка», 1924, № 4 (II); стр. 37).

    6. М. А. Кротов указывает, что Трощанский умер 27 января 1898 года. (М. А. Кротов «Якутская ссылка 70-80 годов». М. 1925; стр. 223). Профес. Н. Ф. Катанов, в предисловии к труду «Эволюция черной веры» говорит, что В. Ф. скончался 25 декабря 1895 года.

    7. У Трощанского был сын (фамилия его Пумпянский, кажется по матери) учившийся в Якутском реальном училище. В. Ф. жил отдельно от семьи в улусе, сын же с матерью проживал в городе Якутске. Отношение между ними были довольно холодные. В. Ф. относился к жене и сыну пренебрежительно как к «обывателям». При встрече с сыном, поведение которого ему почему-то не нравилось, старик обыкновенно говаривал: «Будешь околоточным, надзирателем!» И ошибся. Впоследствии сын Трощанского принял участие в революционном движении и сделался одним из руководителей группы «с.-р. максималистов». Он был прикосновенен к делу Фонарного переулка (нападение на конвой, сопровождавший фургон с казенными деньгами в Петербурге при Столыпине) и осужден на 15 лет каторжных работ. (Стеклов Ю. «Воспоминания о Якутской ссылке». «Каторга и Ссылка», 1923, № 6, стр. 83).

    8. И. Е. Деникер «Воспоминания», «Каторга и Ссылка» 1924, № 4 (11); сгр. 25.

    9. Н. Виташевский («Живая Старина» 1913. В. 1-2; стр. 220).

    10. П. П. Хороших. Исследователи Якутии. В. 1. В. М. Ионов.

    11. Это сочинение было закончено В. Ф. Трощанским еще в 1895 году, но напечатано после его смерти в «Ученых Записках Казанского университета» за 1903 г. Т. LХХ, Кн. 4; стр. 1-209. Отзыв об «Эволюции черной веры» помещен А. К. Сержпутовским в «Живой Старине» за 1907 год. В. 1.

    12. А. И. Кулаковский. «Материалы для изучения верований древних якутов». Сборник материалов к изучению Якутии. В. I, Издание Научного Отдела Якутского Наркомпроса. Якутск, 1921; стр. 25.

    13. Рецензия на данную главу написана А. Фаресовым в «Историческом Вестнике», 1909, ноябрь; стр. 705-707.

    14. «Известия О-ва Археологии Истории и Этнографии» при Казанском Университете 1911. Том XXVII. В. 3; стр. 62-72.

    15. Виташевский Н. «Живая Старина», 1913, В. 1-2; стр. 219.

    16. Стеклов Ю. Воспоминания о якутской ссылке; стр. 82.

    17.   Там же стр. 82-83.

    Иркутск-Ленинград.

             1925 г.

    [С. 125-132 (3-10).]

 


 

    Марк Азадовский

                               СИБИРЬ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

                                                   (Опыт библиографического указателя)

                                                  II. Историко-литературные материалы.

    400. Пекарский, Э. К. Беллетристика Чернышевского. Р. Б. 1900, X; 88-100 [литературная деятельность Ч-го в Сибири].

    [С. 189 (15).]

 


 

                      МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БИО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

                                          ВОСТОЧНО-СИБИРСКИХ ЭТНОГРАФОВ

                                                         Предварительный список

                                              Список Восточно-Сибирских этнографов

    [* Звездочкой отмечены члены Восточно-Сибирского (ранее Сибирского) Отдела Русского Географического Общества, а также лица, принимавшие участие в его изданиях и экспедициях.]

    Абрамов, Ив. Спир. Автор раб.: «На краю Сибири (от Якутска до Нелькана)» (Сиб. Вопр. 1908, № 49-52 (Работа написана, совместно с Э. К. Пекарским). Род. 20 июня 1871, в Воронеже.

    [С. 195 (5).]

    Новгородов, Сем. Андр., якутов.-лингв, и этногр. Работы его остались ненапечатанными, кроме отд. заметок; принимал участие в тр. Пекарского и Ионова. Род. в 1892 г. во 2-м Хатынингском наслеге, Батурск. улуса (Якут. обл.). ум. в Ленинграде 1924.

    * Осмоловский, Гр. Фед., полит. сс., исследов. якутов. Автор раб.; «Карийцы» (Мин. годы 1908); «Якутский род до и после прихода русских» (совм. с Э. К. Пекарским) Як. 1896 и др. Род. 1857 г., ум.

    [С. 204 (14).]

    * Пекарский, Эд. Карл., полит, сс., этногр., лингвист, якутов. Гл. тр.: «Словарь Якутского языка», «Из якутской старины» (Жив. Ст. 1908) и мн. др. Род. 28 окт. 1858 г. в Игумен. у. Минск. губ., живет в Ленинграде.

    [С. 205 (15).]

    Попов, Д. Сотрудник по составлению словаря Эд. К. Пекарского; ум. в 1896 г.

    [С. 206 (16).]

    Цветков, В. П., полит, сс., иссл. тунг. Гл. тр. «Приаянские тунгусы» 1911; «Очерки быта приаянских тунгусов» 1918.

    [С. 209 (19).]

 


 

                                        МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

    Галерея Петра I (бывший кабинет Петра Великого). Предм. 3.975, характеризующих личность Петра I и его эпоху. Зав. уч. хран. Эд. Карл. Пекарский.

    Изд. — «Путеводитель по Музею антропологии и этнографии им. Петра Великого» — 1891, 1898, 1900 и 1904; то же — «Океания», сост. Е. Л. Петри, 1914 и 1919; то же — «Африка», сост. Я. В. Чекановский, 1912, 2-е изд. 1919; то же — «Галлерея Петра I», сост. Э. К. Пекарский, 1915; то же — «Археология», сост. Б. Э. Петри, 1916; то же — «Северная Америка», сост. С. А. Ратнер-Штернберг, 1917; то же — «Южная Америка», сост. К. К. Гильзен, 1919...

                                              ИМЕННОЙ АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Пекарский Э. К.  18.

    /Наука и Научные работники СССР. Справочник, составленный Комиссией «Наука и Научные работники СССР», под наблюдением и непосредственным руководством Непременного Секретаря Академии Наук академика С. Ф. Ольденбурга и Председателя Комиссии академика Е. Ф. Карского. Часть ІІ. Научные учреждения Ленинграда. С портретом Президента Академии Наук А. П. Карпинского. Ленинград. 1926. С. 18, 373./

 


 

                                                                      ПРЕДИСЛОВИЕ

    Настоящая краткая учебная грамматика якутского языка предназначается для преподавателей-якутов в качестве руководства для преподавания родного языка в якутских школах. Как обыкновенный учебник, грамматика не претендует на научность, т. к. целью составителя было изложить лишь главнейшие сведения по грамматике якутского языка, не касаясь истории его.

    При составлении настоящей грамматики составитель воспользовался данными прежних исследователей О. Бётлингка и С. В. Ястремского. Капитальный труд О. Бётлингка — «Über die Spieche der Jakuten», произведший при своем выходе в свет переворот в туркологии, являлся долгое время единственным руководством для изучения якутского языка. Не утратив своего значения до настоящего времени, труд Бётлингка, как всякая работа, вышедшая в свет уже давно, потребовал со временем проверки и дополнений. Эта проверка и дополнения были внесены впоследствии С. В. Ястремским в его ценном труде — «Грамматика Якутского Языка», Иркутск, 1900, являющемся в настоящее время единственным авторитетным руководством для изучения якутского языка. Несмотря на то, что автор в предисловии к своему труду скромно говорит без «Jakutische Grammatik (Бётлингка) не мог бы появиться и настоящий труд, в нем я так много обязан Бётлингку; часто целые главы представляют чуть не перевод «Jakutische Grammatik», и не всегда заимствования оговариваются до того они многочисленны, тем не менее мы находим в труде С. В. Ястремского много такого, что у Бётлингка или вовсе отсутствует, или освещено неправильно. Поэтому составитель настоящей грамматики особенное внимание обратил на грамматику С. В. Ястремского и почерпнул из нее много готовых правил, а также примеров, предпочтя примеры С. В. Ястремского примерам, приводимым Бётлингком. Итак, воздав должное работе Ястремского, составитель упоминает ее на первом месте в списке книг, которыми он пользовался при, составлении своей грамматики и вместе с тем считает долгом указать, что много ценных данных он почерпнул из личной переписки с С. В. Ястремским. Далее, составителю послужили образцом практической грамматики «Грамматика Крымско-татарскаго наречия» проф. А. Н. Самойловича и его же грамматика османского языка. Наконец, некоторыми данными по части якутской грамматики составитель обязан работе Радлова — «Die Jakutische Sprachе in ihrem Verhältnisse zu den Türksprachen».

    В заключение составитель считает долгом упомянуть, что в работе ему сильно помог выдающийся знаток якутского языка Э. К. Пекарский. Составитель не может поэтому отказать себе в удовольствии печатью выразить ему свою глубокую благодарность. Наконец, некоторыми сведениями и примерами составитель обязан М. Н. Ионовой, а профессору А. Н. Самойловичу указаниями общего характера. Обоим лицам составитель приносит глубокую благодарность, равно как и С. В. Ястремскому.

    Н. Поппе.

    /Н. Н. Поппе.  Учебная грамматика якутского языка. Москва. 1926. С. 4./

 




 

    68. Об установлении пенсии Э. К. Пекарскому.

          Установить на текущий бюджетный год ежемесячное пособие Э. К. Пекарскому в размере 25 руб. из запасного фонда СНК, предложив Б.К. включить пожизненное пособие Пекарскому в смету 1924-25 б. г. и в дальнейшем.

        4 апреля 1924 года г.

                 Якутск.

    /Сборник постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров Якутской Автономной Советской Социалистической Республики за время с ноября 1923 г. по август 1924 г. Якутск. 1926. С. 42./

 

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz