poniedziałek, 11 lipca 2022

ЎЎЎ 34. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 34. 1938-1939. Койданава. "Кальвіна". 2022.

 
 





 

    Н. Каратаев

                                     РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ГЕОГРАФЫ И ЭТНОГРАФЫ

                                                                           Статья I

                                     П. А. Кропоткин, А. И. Черский и И. Д. Чекановский

    ...Революционная борьба и тяжкие политические условия в царской России создавали одно своеобразное явление. В революционную деятельность вовлекались, как правило, наиболее талантливые и активные натуры; в неравной борьбе революционеры рано или поздно становились жертвами свирепой расправы — и обычным финалом была ссылка «в места более или менее отдаленные». И вот, где-нибудь в глухом уголку Сибири или на Сахалине такой «обезоруженный» для политической борьбы человек уходил в научную работу, — чаще всего в географическую, геологическую или этнографическую. И история русской науки блещет не малым числом таких исследователей-революционеров, которые сделали крупный вклад в ту или иную область знания: Кропоткин, Клеменц, Потанин, Штернберг, Тан-Богораз, Иохельсон, Пекарский, Черский, Чекановский и др. Эти имена часто можно встретить в хронике науки и у официальных летописцев дореволюционного времени...

    /Известия Государственного Географического Общества. Т. 70 (LXX). Вып. 6. Москва – Ленинград. 1938. С. 747./

 


 

    В. Г. Короленко

                                                 ИСТОРИЯ МОЕГО СОВРЕМЕННИКА

                                                                    КНИГА ТРЕТЬЯ

                                                       Часть Пятая — В Иркутской тюрьме

                                                                                 III

                      ТРАГЕДИЯ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. —

                       БОРЬБА БЕЗ НАРОДА. — ВООРУЖЕННЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ. —

                   ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА. — МОЙ ЗЕМЛЯК КОБЫЛЯНСКИЙ.

    ...Мне приходится упомянуть еще о нескольких заключенных народнического направления. Это были Пекарский, (275) Ионов, (276) Серяков, (277) судившиеся за попытки пропаганды среди рабочих и даже в войсках. Попав в Якутскую область, Пекарский и Ионов стали серьезными исследователями якутского быта, и, может быть, в этом было их настоящее призвание...

                                                                       Примечания

    275. Пекарский, Эдуард Карлович (род. ок. 1857 г.). Учился в Харьковском ветеринарном ин-те, но в 1878 г. был исключен за студенч. беспорядки. Перешел на нелегальное положение, вступил в группу деревенщиков и занимался пропагандой среди крестьян в Тамбовской губ. В декабре 1879 г. арестован в Москве и осужден на поселение в Сибири. Изучив якутский язык, работал как научный исследователь. Им напечатана книга: «Пекарский Э. Словарь якутского языка, составленный при ближайшем участии Д. Попова и В. Ионова», изд. Акад. наук. 3-й вып., 1907 и 1912 гг.

    276. Ионов, Всеволод Михайлович (1351-1922). Окончил астраханскую гимназию и был студентом Технолог, ин-та в П-бурге. Вместе с Василием Ивановским, и Павловым вел пропаганду среди рабочих Белгородско-Глуховской фабрики. Арестован в 1876 г. и в 1577 г. приговорен к каторжным работам на 5 лет. Отбывал в Новобелгородском централе и с 1882 г. на Каре. В 1883 г. выпущен на поселение в Якутск. обл. Занимался изучением быта якутов. В 1895 г. восстановлен в правах. До 1911 г. жил в Якутске, где много лет держал частную школу, был фактическим редактором газеты «Якутский край» и «Якутская жизнь». В 1910 г. выехал в Европ. Россию. Жил в П-бурге, работая при типографии Академии наук. Писатель-этнограф, участник научных экспедиций. Участвовал в составлении «Словаря якутского языка» (см. предыдущее примечание).

    277. Се(и)ряков, Алексей Иванович (род. ок. 1854 г.) — сын священника. Окончив вологодскую гимназию, поступил в Петербургский унив-тет. Принадлежал к народникам-пропагандистам. В 1874 г. вел пропаганду на фабрике Чешера. Судился в том же году вместе с Дьяковым, Герасимовым и другими и приговорен на 6 лет каторги. 25 июля над Серяковым и его товарищами на Конной площади был совершен обряд гражданской казни. Заключение отбывал в Новобелгородской тюрьме, где участвовал в тюремных бунтах и голодовках. В 1881 г. пересылался в Якутскую обл., куда прибыл в 1883 г. В 1893 г. заболел психически. В 1895 г. перевелся в Енисейскую губ. Затем, вернулся в Европ. Россию. Умер.

                                                 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ

    Пекарский, Эдуард Карлович — 334, 559.

                                                         — «Словарь якутского языка, составленный при ближайшем участии Д. Попова и В. Ионова». — 559.

    /В. Г. Короленко.  История моего современника. Книги Третья и Четвертая. [Редакция и комментарии С. В. и Н. В. Короленко и А. Л. Кривинской.] Москва. 1938. С. 334, 559, 613./

 

 

                                                        ПАМЯТИ Э. К. ПЕКАРСКОГО

    29 июня 1039 г. исполнилось пять лет со дня смерти (1934 г.) крупнейшего якутоведа, почетного члена Академии Наук СССР Эдуарда Карловича Пекарского.

    Покойный принадлежал к той блестящей плеяде политических ссыльных, энергию и волю которых к труду и жизни не могли сломить никакие условия царского режима.

    Э. К. Пекарский известен не только у нас в Союзе, но к заграницей, особенно в Германии, Польше и Турции, своими экономическими и этнографическими исследованиями о якутах и эвенках, а главным образом своим «Якутско-русским словарем», составлявшимся им в продолжении пятидесяти лет.

    Э. К. Пекарский родился в 1858 г., по национальности поляк из Минской губернии. Будучи студентом Харьковского Ветеринарного Института, он за свою революционную деятельность был приговорен к ссылке в Архангельскую губернию сроком па пять лет. Но ему удалось, вместо этого, под чужим именем и с чужим паспортом работать волостным писарем в Тамбовской губернии и вести там революционную работу. Через несколько лет (в 1881 г.) он был опознан, арестован, судим Московским военным судом и сослан в Якутскую область.

    И здесь, в Якутии, Э. К. Пекарский обратил внимание прежде всего на человека-якута, равного себе и, желая ему помочь, для теснейшего взаимоотношения с якутами, принялся за изучение якутского языка, принялся за составление якутского словаря и собирание богатейших образцов якутской народной словесности.

    Э. К. Пекарский прожил в Якутии почти 25 лет, до 1905 г. имея по царским льготным манифестам возможность выехать из этого края уже с 1895 г. Занятия Э. К. Пекарского по этнографии и языку якутов и печатные об этом статьи и заметки в журналах и газетах, а особенно первый выпуск якутско-русского словаря, обратили на него внимание академиков В. В. Радлова и К. Г. Залемана. Эти академики, чтобы создать Э. К. Пекарскому лучшие условия для его научных работ и издания накопившихся его рукописных трудов, пригласили его сначала (1905-1910 г.г.) в Русский Этнографический музей в Петербурге, а с 1911 г. — в музей Антропологии и этнографии Академии наук. Здесь, при поддержке вышеназванных академиков, а позднее при полном содействии акад. В. В. Бартольда, Э. К. Пекарский закончил посло 50-летней работы свой Якутско-русский словарь. Словарь Э. К. Пекарский собирал буквально по зернышку с самых первых дней своей ссылки в Якутск. Видя старание и редкую любовь Э. К. Пекарского к собиранию якутских слов, многие лица делились с ним своими собственными собраниями и записями их и Э. К. Пекарский имена этих лиц не преминул упомянуть с большой благодарностью в своем словаре.

    Имя Э. К. Пекарского стоит теперь наравне с автором первой научной грамматики якутского языка — с именем О. Бетлингка. Теперь, благодаря трудам этих двух лиц, заложен прочный фундамент к познанию для всех желающих якутского языка и литературы. Якутский язык заслуживает со стороны туркологов самого пристального к себе внимания и изучения. Он таит в себе чрезвычайно много интересного. В своей структуре якутский язык содержит в себе такие древние элементы и явления, которых почти нет ни у одного из турецких языков. Этот громадный и значительный древний пласт якутского языка можно примерно датировать почти полутора тысячами лет до нас. Древности якутского языка старее языка древне-турецкой рунической письменности седьмого века.

    С 1907 по 1918 г. он издает образцы народной словесности якутов в трех томах. Нужно заметить, что список всех печатных работ Э. К. Пекарского составляет большую объемистую брошюру.

    С 1923 г. Э. К. Покаяний принимал деятельное участие в комиссии по изучению Якутской республики. С 1927 г. он — член-корреспондент Академии Наук, а с 1931 г. почетный ее член.

    Закончив печатание своего словаря, Э. К. Пекарский не закончил этим словарной работы. У Э. К. Пекарского путем общения с приезжими в Ленинград якутами, через чтение литературы якутов накапливался дополнительный материал к напечатанным уже выпускам словаря. И эту работу Э. К. Пекарский вел по самый день своей смерти. Теперь задача якутского Института языка и культуры вместе с институтом языка и мышления Академии наук издать этот дополнительный материал к словарю Э. К. Пекарского. Э. К. Пекарский был прекрасный отзывчивый сослуживец, человек редкой аккуратности. Утром его можно было видеть в галерее Петра Великого, где он был заведующим, а по вечерам же дома, всегда и неизменно с гусиным пером в руках за исправленном корректур своего словаря или других своих статей.

    Будучи поляком по происхождению и почетным членом польского Востоковедного общества, Э. К. Пекарский остался у нас в СССР, желая закончить труд всей своей жизни, дорогой для него Якутский словарь. Можно надеяться, его намять о Карылабысе, (т. е. о Карловиче, как звали Э. К. Пекарского якуты) надолго останется в памяти якутского народа.

    Профессор С. Малов.

    /Социалистическая Якутия. Орган Якутского Обкома и Горкома ВКП(б), Верховного Совета Якутской АССР. Якутск. № 156. 11 июля 1939. С. 3./

 

 

    Новгородов

                                       О СОСТОЯНИИ БИБЛИОГРАФИИ ЯКУТИИ

    Исключительное научное значение библиографии в период социалистического строительства и в период постепенного перехода от социализма к коммунизму, еще и свое время было подчеркнуто совещанием по краевой библиографии на IV Всесоюзной конференции по краеведению 26 марта 1930 года. В резолюции совещания говорится: «Социалистическое строительство для своего развития в ускорения темпов настоятельно выдвигает проблему учета, и в частности связанную с этим проблему краевой библиографии. Вопросы построения планов хозяйственного и культурного строительства, а так же ведущая переработка генерального плана подчеркивают теснейшую связь краевой библиографии с социалистическим строительством и ставят на очередь как планомерное библиографирование текущей краеведческой литературы, так и составление исчерпывающей библиографии краев (областей) за прошлый период».

    Потребность в краевой библиографии особенно сильно ощущается в Якутской АССР, где идет гигантская созидательная работа по осуществлению задач, поставленных 3-й пятилеткой. Предстоит упорная работа по выяснению природных богатств, по завершению культурной революции и т. д. Здесь библиография несомненно должна принести большую пользу в деле выявления материалов, указаний и т. п.

    Говорить о сколько-нибудь серьезной, научно выдержанной библиографической работе в дооктябрьской Якутии не приходится, поскольку таковой не было.

    Первой библиографической работой, специально посвященной Якутии была брошюра В. А. Приклонского под названием «Материалы для библиографии Якутской области», изданной в 1893 г. Этот указатель, при всей своей несовершенности долгое время был почти единственным библиографическим пособием.

    В дальнейшем известный краевед-библиограф Якутии Грибановский Н. Н. в I томе «Известий Якутского Отдела Рус. Геогр. Об-ва, вышедших в Якутске в 1915 году поместил небольшую работу «Материалы к библиографии Якутской Области за 1914-1915 г.».

    Но, пожалуй, самой значительной работой библиографического характера, в Якутии в дооктябрьский период был труд Николаева В. «Якутский край и его исследователи», выпущенный в Якутске в 1913 году.

    Из библиографической работы по этнографии Якутии можно указать на Библиографию Якутской сказки», составленную Э. К. Пекарским и напечатанную в малодоступном журнале «Живая старина» (1914 г.).

    Специальная библиография, самостоятельно посвященная той или иной тематике по Якутии в дооктябрьский период этим почти исчерпывается.

    Отдельные, отрывочные сведения библиографического характера о Якутии можно найти в соответствующих разделах всевозможных общесибирских и общероссийских библиографических изданиях. Мелкие же библиографические сведения по Якутии разбросаны во многих отдельных и всевозможных изданиях дореволюционного времени.

    Таким образом за 300 лет господства царизма Якутия не получила сколько-нибудь научно-выдержанной, систематизированной библиографии как общей, так и специальной. Таково было состояние библиографического наследства, перешедшего в распоряжение Советской Якутии после Октябрьской революции.

    Что сделано и делаются у нас сейчас?

    Если дооктябрьская библиография обошла социально-экономические, политические области; если, в лучшем случае, она ограничилась охватом некоторых журналов, то совершенно иную картину мы видим в наше время. Создана новая библиография Якутии. За сравнительно короткий период объем библиографических работ, не говоря уже о их качестве, ценности и актуальности, оставил далеко позади все, что было сделано за 300 лет в период колониальной политики царизма.

    Первой серьезной, научно-выдержанной библиографической работой общего характера безусловно является труд П. П. Хороших «Якуты, опыт указателя историко-этнографической литературы о якутской народности» под редакцией и с предисловием Э. К. Пекарского, изданной в Иркутске в 1924 году. Этот сравнительно небольшой труд является первой в истории Якутии научно-обработанной, систематизированной библиографией, снабженной описательной аннотацией.

    Составитель включил в свой указатель книги, статьи и отдельные заметки о якутском пароде, написанные на русском языке за все время по июль 1924 года. Наибольшее внимание уделено литературе, вышедшей примерно с 1892 года. Данный труд является почти первым опытом обзора литературы о якутом народе и потому является справочником для лиц, занимающихся изученном якутов, хотя указатель не претендует на исчерпывающую полноту. Работа П. И. Хороших до сего времени считается почти что единственным справочником по историко-этнографической литературе якутов. Труд П. П. Хороших является научно-библиографической работой, субсидированной правительством, а не частным лицом или частной организацией. Это был первый шаг в области библиографии Якутии. С тех пор все библиографические работы издаются на государственные средства.

    Следующей пожалуй более крупной и актуальной работой, специально посвященной тематике Якутии является «Библиографический указатель по Колымскому краю ЯАССР» под редакцией И. Ф. Молодых, изданный в 1931 году. Эта работа посвященная литературе по экономике одной обширной части Якутии — Колымского и Индигирского районов, — является первым библиографическим указателем по народному хозяйству и вообще экономике. Она содержит около 2-х тысяч названий и имеет частичную аннотацию. Основной материал разбит только по временя (напр. I период до конца XVIII в., II период XIX века. III — период начала XX века (по 1917 год и IV — новейший период, с 1918 года по 1930 год).

    Таким образом материал систематизирован за исключением алфавитного порядка авторов. Во вспомогательных указателях, дан особый указатель экспедиций и маршрутов отдельных исследователей, посетивших Колымский край с самого начала по 1931 год. Этот указатель ценен тем, что является дополнением к работе Николаева («Якутский край и его исследователи»). Отсутствие тематической разбивки материала несколько окупается приложенным указателем по темам, но последний имеет довольно схематические, общие деления. Кроме указателей по авторам и периодическим изданиям в книге дана ведомость архивных материалов, касающихся Колымского края.

    Третьей крупной работой является библиографический указатель по Лено-Индигирскому краю, составленный Е. А Вознесенской и Е. В. Сабаниной и изданный в 1936 году. Данная работа носит узкоспециальный характер. Она посвящена литературе по водным ресурсам Лено-Индигирского края. Всего в указателе дано 1041 названий. Материл распределен по подробной тематике, но без аннотаций, имеет три вспомогательных указателя.

    На самостоятельную тему Г. С. Тарским и В. Бик составлен также указатель под названием «Указатель литературы о 1905 годе», напечатанный в «СЯ» 20 декабря 1935 года.

    Помимо этих, посвященных специально но Якутии, библиографических работ за советский период мы имеем целый ряд общесибирских и общесоюзных библиографий как общего, так и специального характера, в той или иной мере касающихся Якутии. Можно указать на библиографическую работу М. Слабодского «Литературу по атнографии Сибири» изданную в 1925 гаду в Иркутске. Автор задался целью отразить в библиографии этнографические статьи и заметки, помещенные в периодических изданиях в начале XX века. Якутия и населяющие ее народности заняли солидное место в этом указателе.

    Небольшие библиографические указатели выпускались Академией Наук для временных практических нужд — в порядке текущей информации. Отрывочные сведения по Якутии вкраплены во многих указателях Сибири и Союза. Много указателей можно найти в отдельных не периодических изданиях, посвященных вопросам Якутии. Например, солидная библиография дана в сборнике «Якутия», изданном Академией Наук СССР в 1927 году.

    Исключительной библиографической ценностью является капитальный труд известного краеведа Якутии Н. И. Грибановского. Мы имеем ввиду известную его «Библиографию Якутии», начавшуюся издаваться па средства ЯАССР с 1932 года.

    «Библиография Якутии» Грибановского, издаваемая Академией Наук СССР и под ее непосредственным руководством, наиболее полно отвечает научным требованиям библиографии, имеет ряд вспомогательных указателей. Почти все значительные заметки, статьи сопровождаются описательной аннотацией.

    Отсюда ясно видно, какой капитальный труд, труд многолетнего, упорного, кропотливого изучения получает Якутия. Ни одна из братских республик нашего Союза не имеет пока такого бесспорно научного труда. Мы глубоко уверены в том, что «Б. Я.» полностью увидит свет.

    Кроме своей основной работы «Библиографии Якутии» Н. Н. Грибаиовский имеет целый ряд материалов различного характера, не менее интересных и ценных.

    В известной мире поддержку Грибановскому при создании им «Библиографии Якутии» оказала Якутская Государственная Центральная библиотека. Часть работы проведена Грибановским в самой библиотеке.

    В настоящее время библиотека располагает переданной Грибановским Н. Н. черновой картотекой в 17.000 карточек по библиографии Якутии, которая дает много ценного и полезного тем, кто занимается изучением Якутии.

    Неправильным приказом НКПроса ЯАССР в марте 1939 года Грибановский Н. Н. был снят с работы, а труд его признан негодным. Мы уверены в том, что этот приказ будет отменен и издание ценного научного труда будет продолжено на средства и при помощи библиотеки. Якутская АССР в лице Н. Н. Грибановского имеет ценного научного работника, отдавшего несколько десятилетий своей жизни казалось бы весьма скучной и однообразной работе. Н. Н. Грибановский как научный работник Якутии является ее энтузиастом, действительно любящим свое дело. Полное изданию всех работ Н. Н. Грибановского явится ценнейшим, капитальным трудом в познании всего богатства Якутии. Своевременное исправление допущенной ошибки по отношению к «Библиографии Якутии» — крайне необходимое и обязательное дело.

    Якутская Государственная библиотека, являясь центром планомерной библиографической работы в Якутии уже своими скромными силами приступила к таковой работе.

    В общем итоге в распоряжении Якутской Государственной Библиотеки имеется 10.729 карточек, из них 10.540 карточек на статьи и заметки, напечатанные на Якутском языке.

    В настоящее время библиотека приступает к подготовительной работе для издания библиографии по газете «КЫМ» за 1938 год (3.750 карточек).

    Такова общая картина состояния библиографии Якутской республики.

    /Социалистическая Якутия. Орган Якутского Обкома и Горкома ВКП(б), Верховного Совета Якутской АССР. Якутск. № 226. 4 октября 1939. С. 3./

 

                                                 Н. Г. Чернышевский в Вилюйске
    В 1872 г. в Вилюйске находился политический ссыльный, каракозовец В. Н. Шаганов. Там он встретился с Н. Г. Чернышевским, вместе с которым незадолго до этого находился в тюрьме Александровского завода.
    В 1882 г. Шаганов жил на поселения в Якутском округе, в селении Чурапча, Батурусского улуса. Издатель Пекарский обратился с Шаганову с просьбой написать воспоминания о Чернышевском. Воспоминания были написаны в том же 1882 г. Первоначально они были напечатаны в рукописном журнале «Улусный сборник», издававшемся под редакцией литератора В. Я. Яковлева-Богучарского, жившего некоторое время в упоминаемом селении Чурапча.
    Издать воспоминания Шаганова Пекарскому удалось только в 1907 году. Они вышли отдельной брошюрой под названием «Николай Гаврилович Чернышевский на каторге и в ссылке». Книжка имела очень маленький тираж и  сейчас валяется библиографической редкостью.
    Печатаемый ниже отрывок взят из VII главы указанной выше книги, хранящейся в Доме-музее Н. Г. Чернышевского в Саратове...
    /Коммунист. Саратов. № 231. 8 октября 1939. С. 3./
 


 

    С. А. Токарев

                                             ШАМАНСТВО У ЯКУТОВ В XVII в.

                                                                             I

    Якутское шаманство изучено сравнительно хорошо. Литература о нем, пожалуй, богаче, чем о шаманстве какого-либо другого народа Сибири. Благодаря работам Худякова, Серошевского, Трощанского, Виташевского, Пекарского, Ионова, Ястремского, Мицкевича и других политических ссыльных-исследователей, живших в Якутии в конце XIX и начале XX вв., религиозные верования якутов получили хорошее освещение [* И. Худяков. Верхоянский сборник. Иркутск, 1890. — В. Серошевский. Якуты. СПб., 1896. — В. Трощанский. Эволюция черной веры у якутов. Казань, 1902. — Н. Виташевский. Материалы для изучения шаманства у якутов. Записки Вост.-Сиб. отд. Русск. географ. общ., т. 2, в. 2, 1890. — Н. Виташевский. Из области первобытного психонейроза. Этногр. Обозр., кн. 88-89, 1911, № 1-2. — Н. Виташевский. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями. Сборник Музея антропол. и этногр. Академии Наук, т. 5, в. 1, II., 1918.— Э. Пекарский. Из преданий о жизни якутов до встречи их с русскими. Записки Русск. географ. общ. по отд. этнографии, т. 34, Сборник в честь Потанина, СПб., 1909. — Пекарский и Васильев. Плащ и бубен якутского шамана. Материалы по этнографии России, изд. Этногр. отд. Русск. музея, т. I, СПб., 1910. — В. Ионов. Обзор литературы по верованиям якутов. Живая Старина, 1914, в. 3-4. — В. Ионов. Медведь по воззрениям якутов, там же, 1915, приложение № 3. — В. Ионов. К вопросу об изучении дохристианских верований якутов. Сборник Музея антропол. и этногр., т. 5, в. 1, 1918. С. Ястремский. Остатки старинных верований якутов. Известия Вост.-Сиб. отд. Русск. географ. общ., т. 28, № 4, Иркутск, 1897. — С. Ястремский. Образцы народной литературы якутов. Л., 1929. — С. Мицкевич. Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае. Л., 1929.]. В более близкое к нам время из рядов якутской национальной интеллигенции выдвинулись ученые, сумевшие еще более глубоко проникнуть в тайны старинных верований своего народа. Исследования Кулаковского, Новгородова и других дают чрезвычайно ценные материалы по этим верованиям [* А. Кулаковский. Материалы для изучения верований якутов. Записки Якутск. краев, географ. общ., кн. 1, Якутск, 1923. — С. Новгородов. Дух-хозяин леса у якутов. Живая Старина, 1914, в. 3-4, приложение. — Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. Изд. 2-е, «Безбожник», М., 1930. — Более подробную библиографию см.: П. Хороших. Якуты. Опыт указателя историко-этнологической литературы о якутской народности. Иркутск, 1924. — См. также: С. Токарев. Якуты. Религии народностей СССР, сборник под ред. В. К. Никольского, т. I, «Безбожник», М., 1931.]...

    [С. 88.]

 




 

                                                                         ЯКУТИЯ

    ...С начала XVII века Якутия, вслед за Центральной Сибирью, была превращена в колонию царской России. Чтобы овладеть территорией Якутии, казачьи отряды двинулись на плотах по реке Лене. В долине, недалеко от берега Лены, сотник Петр Бекетов с тридцатью казаками поставил ««якутский острог», или «крепостцу», с шестисаженными башенными вышками.

    Так в 1632 году был основан город Якутск.

    Неописуемы ужасы грабежей и насилий, которым царены слуги подвергали якутское население. Особыми зверствами сопровождался сбор ясака (подати) соболями, песцами п другой «мягкой рухлядью» в государеву казну. Народ отвечал восстаниями. Усмирители вырывали у зачинщиков языки, отрезали уши, подвешивали за ребра, живыми зарывали в землю.

    Народ жил впроголодь. Молоко, масло, мясо и пушнину он отдавал царским колонизаторам, якутским тойонам [* Тойон — в прежнее время владыка, глава племени.], улусным (волостным) головам, наслежным (общинным) князьям, попам и шаманам.

    Почти триста лет находилась Якутия под царским ярмом. И за три века грамотность среди якутов не поднялась выше 2 процентов. Были наслеги (общины), где люди никогда не видели мануфактуры, мыла, спичек. Население вымирало от нищеты и болезней.

    Голодную, нищую, безлюдную Якутию царское правительство превратило в тюрьму без решеток, в место отдаленнейшей ссылки революционеров. Первыми сюда были брошены декабристы и каракозовцы; потом были сосланы Н. Г. Чернышевский, Петр Алексеев, В. Г. Короленко, Э. Э. Пекарский [* Э. Э. Пекарский создал многотомный словарь якутского языка.] и В. Г. Тан-Богораз; за ними последовали С. К. Орджоникидзе, Ем. Ярославский и многие другие борцы за освобождение трудящихся...

    [С. 264.]

 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz