niedziela, 10 lipca 2022

ЎЎЎ 29. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 29. 1933. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

                   ПЕКАРСКАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА СТАТЬ ПОДЛИННО ОБРАЗЦОВОЙ

    Получив материалы о конкурсе Пекарская образцовая школа тут же их проработала  в педколлективе, обсудила среди учащихся и на родительском собрании. Что имела школа до конкурса в своей работе?

    Педагоги (их 6 чел.) работают по заранее составленным планам — производственным и календарным, и придерживаются твердого расписания, но в планах должно бить больше конкретности и оперативности, в них должна быть достаточно отражена связь отдельных предприятий с производственным трудом с окружающей общественно-хозяйственной жизнью (обстановкой), а этого очень часто недостает.

    Надо добиться создания образцового производственного плана.

    Преподаванию обществоведения придается постановлениями ЦК особо огромное значение, ибо они (общественно-политические дисциплины) «являются важнейшим орудием в борьбе за выдержанное коммунистическое воспитание против попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии». Примерное выполнение программ по обществоведению — одна из основных задач конкурса. Постановка преподавания обществоведения в Пекарской ОШ далеко не удовлетворяет этим требованиям: не всегда выдержанно и систематически схватываются на уроках обществоведения близкие детям явления общественно-политической жизни, мало увязываются с соответствующей общественной работой учащихся. Надо педагогам Пекарской ОШ особенно приналечь на улучшение преподавания обществоведения: максимально активизировать формы и методы работы (живая беседа, активизация и возбуждение интереса детей, усиленная подготовка учителя, привлечение книжного материала, использование газет, картин и др. наглядных пособий, устройство обществоведческих экскурсий и т. д.)

    Новые программы требуют по русскому языку от учащихся таких навыков. чтобы они могли владеть «настолько твердыми и систематическими знаниями и навыками по русскому языку, чтобы могли пользоваться продуктивно ими в общественно-полезной работе с окружающим населением, пополнять свои знания путем чтения доступных русских учебников и популярных книг и быть готовыми перейти на следующие высшие ступени образования» (письмо УМС НКП), это же является также одной из задач конкурса. На этом участке Пекарская ОШ хотя и имеет сдвиги, но также далеко недостаточные, дети большей частью (III-IV гр. гр.) даже и на уроках русского языка разговаривают по-якутски. Когда пишут, что-либо самостоятельно, то допускают большое количество ошибок и т. д.

    Борьба за высокую успеваемость учащихся еще не поднята на должную высоту, хотя она и выше сред. успеваемости по школам Татинского р-на (78 проц. по району, а в ПОШ — 80 проц.). По ведущим предметам успеваемость тоже низка. Например по обществоведению в 1 гр. — 75 проц., во II гр. — 78 проц., и IV гр. — 79 проц., по русскому языку в III гр. — 68 проц., в IV гр. — 88 проц., средняя по двум группам — 78 проц., по математике, по труду и др. такие же проценты успеваемости.

    Что же делается школой для ликвидации этих прорывов? Практикуется прикрепление сильных к слабым, ведется активная работа (на уроках) с неуспевающими со стороны учителя и организованы особые дополнительные занятия.

    Но достаточно ли этих форм роботы с отстающими? Конечно нет! Нужна систематическая, повседневная дифференцированная и конкретная помощь и работа с неуспевающими со стороны учителя. Во вторых нужно втянуть в эту борьбу общественность, КСМ и ЮП, в третьи, изучать социально-бытовые условия школьника, а на основе этого организовать внешкольную работу, дифференцируя дачу домашних заданий и т. д., в четвертых, рационализировать педпроцесс, бороться за полноценность урока, бороться за 100 проц. посещаемость и ликвидировать опоздания. В этом направлении школа делает шаги, но их надо умножить в несколько раз, ибо это решающий участок в походе за качество урока, в борьбе за успевающего учащегося.

    Постановка политехнического обучения — вопрос серьезный и больной в ПОШ. Мастерская оборудовала слабо, в ней трудовое обучено еще не налажено, так как это требует постановление ЦК партии и на основе его новые программы. Возможности колхоза, прикопленного к школе, слабо используются. Отсюда — задача: — организовать трудовое обучение в мастерской так, что бы оно отвечало принципам действительной политехнизации — «познакомить учащихся с научными основами производственных технологических процессов и обеспечить действительн. соединение обучения с производительным трудом и обучение как в теории, так и в практике главных отраслей производства»; произвести массовую проверку взаимного договора школы с колхозом им. Аммосова, привлечь внимание колхозников к развертыванию работ мастерской, усилению политехнического обучения, и к повседневным нуждам школы, «нужно организовать такую связь с производством, которая сочетала бы в себе и материальную помощь и глубокое влияние предприятия на школу» (Крупская).

    По организации сознательной дисциплины в школе, по осуществлению решения партии и правительства о школьном режиме и об общественной работе, подчиненной уч.-воспит. целям, — Пекарская Образцовая школа проводит значительную работу, но чтобы повысить качественное содержание этой работы нужно усилить работу ДСУ и конкретизировать ее так. чтобы каждый учащийся знал свою работу и сам учитывал ее под наблюдением учителя. Нужно усилить работу прикрепленных учителей к ДСУ и ЮП; — рационизировать общественную роботу учащихся и учителей (напр., несмотря на слабую успеваемость, дети III и IV гр. обучают 65 взрослых неграмотных).

    Педагогический коллектив вдет усиленную общественно-педагогическую работу: составление уч.-пр планов для массовых школ, размножение их непосредственно по школам, обсуждение программных материалов, методическая консультация — помощь молодым учителям, устройство показательных уроков для педмолодняка с конференцией по данным урокам, непосредственное участие учителей в «ударном порядке» во всех хозяйственно-политических кампаниях и т. д. По словам самих педагогов эти работы немало отвлекали сил и энергии от борьбы за качество школьной работы.

    Таковы в основном показатели работы ПОШ.

    Опираясь на имеющиеся достижения и имея в своей работе еще крупные недостатки Пекарская образцовая школа должна стать образцом большевистской борьбы за лучшее качество школьной работы и для этого объявить май — ударным месяцем, месяцем похода за  качество и полноценность урока, занятий за повышенную успеваемость.

    В первую очередь ПОШ для полного осуществления указаний ЦК и ОК партии, о школе должна организовать работу по конкурсу так, чтобы каждый учитель дал ударное обязательство о четкой методической проработке учебного материала по каждому уроку, о большей активизации форм и методов работы по предметам, о даче полноценного урока, об изучении каждого учащегося своей группы и дать карточку характеристику на каждого учащегося, об усилении работ ДСУ и ЮП по каждой группе, о сознательной дисциплине и о внешкольной работе.

    Педагогический коллектив Пекарской ОШ должен усилить практическое осуществление взятых на себя обязательств, должен обеспечить взаимное посещение уроков с обязательным обсуждением их, организовать по каждой группе не менее 2-3 показательных уроков с монтировкой (фотографированием) всего хода урока, усилить руководство завуча работой учителей, организовать выставку, иллюстрирующую опыт работы школы, привлечь родителей и колхозников к воспитательной работе школы и усилить систематическую педпрпаганду среди них, развернуть работу по повышению образовательного уровня и по овладению педмастерством (из 7 учителей 3-е с низшим образованием и навыками). Вот конкретные задачи, которые стоят перед ПОШ, которые она наметило и с которыми она хотя еще далеко не справилась, но должна по-большевистски справится и разрешить.

    Николай Кюнкинский.

    /Социалистическая Якутия. Ежедневная газета Якутского Обкома ВКП(б), ЯЦИК и ЯОСПС. Якутск. № 103. 6 мая 1933. С. 2./

 

    25 июля на вечернем заседании съезда историк-этнограф, работающий в течении ряда лет над древней историей якутов, Гавриил Васильевич Ксенофонтов выступил с доклад о древней истории якутов, в котором он, путем анализа фольклора, языка и этнографических данных сделал интересные сообщения, ранее неизвестные в исторической литературе о якутах.

    Изучение древней истории якутов имеет большое научное значение. На основе данных древней истории якутов, марксистская социология может выявить, какие же имело идеологические надстройки скотоводческое хозяйство на разных ступенях его развития...

    Старая краеведческая якутская литература имеет много погрешностей.

    Член б. Сибиряковской экспедиции Виташевский писал, что «якутские дети вздорны, сон якутов беспокойный, якуты, как и все некультурные народы» и т. д. Трощанский якутское жилье называет логовищем, которое имеет якобы запах отхожих мест провинциальных казарм. Эти басни для «занимательного чтения» к сожалению повторяются некоторыми литераторами и в советский период. С. Лион в своей книге «Революцонеры за полярным кругом» (изд. «Новая Москва», 1925 г.) утверждает, что «якутская пища — вонючие отбросы», а «якутская песня — отвратительная дребедень».

    Выло бы не правильно всю прежнюю краеведческую литературу сваливать в одну кучу. Достаточно указать на работы Э. К. Пекарского, которые не потеряли своей актуальности (собранные им образцы якутской народной литературы, не говоря уже об его известном словаре). Многие исследователи якутского края не имели специальной подготовки, их работы быстро утратили свое значение.

    Советское краеведение должно исправить ошибки прежних исследователей Якутии...

    В связи г докладом Г. В. Ксенофонтова съезд вынес решение поручить Наркомпросу принять меры к углублению научно-исследовательской роботы по истории Якутии. Съезд выразил благодарность докладчику за сделанное научное сообщении по древней истории якутов.

    /Социалистическая Якутия. Ежедневная газета Якутского Обкома ВКП(б), ЯЦИК и ЯОСПС. Якутск. № 173. 29 июля 1933. С. 3./


 

                                           5. Колонии Московского государства в XVII в.

                                                    Положение завоеванного населения

                                                                           ЯКУТЫ

                                                                      Исследования

    Пекарский Э. Предание о том, откуда произошли якуты. Сб. «Сибир. Жив. Стар.». Иркутск 1925, в. 3-4.

                                                        УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ

    Пекарский Э.  304.

    /[С. В. Вознесенский.] Материалы для библиографии по истории народов СССР XVI-XVII вв. [Академия наук СССР. Труды историко-археографического института. Вып. 4.] Ленинград. 1933. С. 304, 340./

 



 

    Т. А. Колпакова

         ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВИЛЮЙСКОГО ОКРУГА ЯАССР

                                                                     ГЛАВА III

             СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    ...Незатейливое убранство юрты [* Много уделено места и в художественной (В. Г. Короленко, В. А. Серошевский, В. В. Беренштам и др.), и в специальной литературе (Э. К. Пекарский, В. Ф. Трощанский, В. А. Приклонский, Н. Попов н др.) подробному описанию своеобразной материальной культуры якутов.] состоит из скамей, «оронов», тянущихся вдоль стен, стола, часто вколоченного в землю, одной общей кровати, отгороженной небольшой деревянной перегородкой «быс» (спят якуты вповалку) и полки для несложной домашней утвари. На самом видном месте ставится самовар; повсюду разбросана грязная посуда — берестяная, деревянная, фарфоровая (сибирские чашки).

    Якуты мыла не имеют. Они никогда не моются; только лицо ополаскивают ежедневно водой, взятой предварительно в рот.

    Недостаток одежды чувствуется повсюду: стирки белья они не знают, во всех почти улусных районах якут носит рубашку пока она не истлеет. Бедняки в Мастахском районе одеты в телячьи шкурки (фиг. 17); за недостатком последних, дети до 4-х лет бегают голышами и даже, выбегая из юрт, не одеваются, несмотря на температуру 25 - 30° С (фиг. 18).

    В целях сохранения одежды якуты снимают ее на ночь и спят голыми на лошадиной шкуре мехом вверх, прикрываясь заячьим одеялом.

    Паразиты в юртах достигают невероятного количества; в летнее время одолевают блохи, зимой вши; клопы встречались лишь в русских избах. Уборных в якутском быту не существует; все нечистоты: — кал, мокрота больных тут же поедаются голодными собаками, уборку нечистот якут считает позором.

    Нивелирующее влияние окружающей обстановки на человека вряд ли где либо еще выступает яснее, чем в Якутии. Русские поселенцы здесь быстро «объякучиваются» (Э. К. Пекарский и И. Серебренников) — забывают свой язык, культурные навыки, перестают замечать неряшество и грязь вокруг себя...

    [С. 47-48.]

                                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                      К главе IІI

    Пекарский Э. К. К вопросу объякучивания русских. Живая Стар., 1908, вып. I.

    — Оседлое или кочевое племя якуты? Сиб. Вопр., 1908.

    Трощанский В. Ф. и Пекарский Э. К. Якуты в их домашней обстановке. Отт. из Живой Старины, 1909.

    [С. 283.]

 



 

    Феликс Кон

                                                                  НА ПОСЕЛЕНИИ

                                                                         ГЛАВА III

                                                                        В ЯКУТКУ

                                                      Якутский протест и ссыльные

    ...Самое страшное в Якутской области было то, что люди, отличавшиеся от обыкновенных обывателей своей действенной отзывчивостью, были обречены на бездействие. Не было идейной деятельности, дающей исход и разрядку накопившейся энергии. Не из любви к лингвистике занимался Пекарский в течение десятков лет собиранием материалов для якутского словаря, а десятки ссыльных усиленно начали заниматься изучением Якутского края, как бы мы все ни пытались объяснить это идейными побуждениями. Не оттого Войнаральский, а вслед за ним и кое-кто из менее выдающихся ссыльных занялись торговлей, а Ковалик строил глиняные печки, что питали особенное расположение к этого рода занятиям... Пустота жизни, невозможность вести ту работу, к которой влекло, заставляли зацепляться за жизнь тем, чем оказывалось возможно, а уже после под это подгонялось идеологическое основание. Этим люди спасались от ужасов безделия, от ужасов жизни без внутреннего содержания. И многие именно этим спасали «живую душу», а многие, не найдя такой зацепки, запили.

    Но и материальные условия не оставались без влияния. Тюрьма снимала с человека заботу о куске хлеба, о крыше над головой. В ссылке эти вопросы заедали людей...

                                                        Убийство Петра Алексеева

    ...Петр Алексеев был первым из убитых политических ссыльных, которого убили, зная, что он политический ссыльный. Это обстоятельство, если уже оставить в стороне то, что первой такой жертвой пал именно Петр Алексеев, прославившийся на весь мир своим выступлением на «процессе 50» [* Рабочий-ткач, который на «процессе 50» произнес замечательную речь, закончив ее следующими пророческими словами (приводим по стенограмме, напечатанной в сб. «Речи и биографии». Изд. 1907 г.): Петр Алексеев (говорит, подняв руку): «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда...» Председатель сенатор Петерс волнуется и, вскочив, кричит: «Молчать! Молчать»! Петр Алексеев (возвышая голос)... «и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!..»] произвело удручающее впечатление на всю ссылку. Многие, до этого никогда не думавшие о принятии мер предосторожности, обзаводились револьверами. Были случаи, что ссыльные, ложась спать, ставили возле кровати заряженное охотничье ружье и топор, другие не отлучались ни на шаг из дому без револьвера...

    Чурапчинцам в связи с убийством Алексеева пришлось пережить еще другое.

    Следствие по делу об этом убийстве вел «заседатель» Атласов. Он явился к нам, опросил Новицкого и вместе с ним уехал для производства следствия в наслег, где жил Петр Алексеев, а в недалеком расстоянии от него — Пекарский, Ионов и Трощанский. Для того, чтобы добиться результатов, Атласов счел необходимым совершенно изолировать заподозренных в убийстве Сидорова и Абрамова не только от их сородичей, но и от якутов, опасаясь, что они через якутов установят связь с теми, которых еще только предстояло допросить и которые могли их уличить. Каталажка при батурусской управе не давала гарантии в этом отношении, и Атласов добился от Новицкого согласия на то, чтобы заподозренные провели несколько дней у нас на Чурапче, в наших избах...

    Их привезли, и нам, только недавно вышедшим из тюрьмы, пришлось волей-неволей в течение 2-3 дней играть роль тюремной стражи...

    По этому вопросу у нас возникли большие разногласия.

    И не только у нас, на Чурапче, но и повсеместно в колониях ссыльных Якутского округа. Часть ссыльных настаивала на необходимости всеми мерами содействовать следственным властям в обнаружении виновных и добиться «примерного наказания» убийц, «чтобы другим повадно не было»: другая часть находила, что как ни тяжела для нас потеря такого человека, как Петр Алексеев, да и вообще каждого товарища по революционной деятельности и по ссылке, но активно содействовать следствию, играть роль тюремщиков при существовавшем режиме, способствующем таким преступлениям ссыльных нельзя. После увоза заподозренных в Якутск эти споры хотя и стали беспредметными и приняли скорее принципиальный характер, но долго еще волновали ссылку, не приведя в итоге к какому-нибудь определенному решению.

    Я в то время чувствовал еще себя стопроцентным «арестантом» и резко реагировал на предложение стать караульщиком арестованных. Это вызвало некоторое, охлаждение между мною и Новицким и Осмоловским, которое вскоре побудило меня подумать о перемене места жительства, и я под предлогом болезни снова поехал в Якутск.

    Убийство Петра Алексеева вскрыло, еще одно крупное разногласие между мною и очень многими из товарищей по ссылке. Этот единичный случай был обобщен, и кое-кто поднимал вопрос в такой постановке, с которой я ни в коем случае примириться не мог: якуты убивают русских и русским необходимо принять меры самозащиты. При этом упускалось из виду, кем были русские, кроме политических ссыльных, для якутов...

                                                            Деятельность «политиков»

    Я быть может дольше чем следовало бы остановился на отношениях и к якутам, и к различным категориям ссыльных, но когда я в настоящее время вспоминаю о тех давно минувших временах, для меня становится ясно, что многие из заброшенных в то время на далекий северо-восток политических ссыльных уцелели только благодаря тому, что им удалось зацепиться за жизнь, найти хоть бы только суррогат содержания в изучении окружающих и в оказании им хотя бы крохотной помощи в их тяжелой борьбе за существование.

    Будущему историку ссылки много придется поработать, над решением вопроса, чем вызвано то, что из среды политический ссыльных выдвинулось такое огромное количество ученых исследователей, беллетристов, публицистов и т. д. и т. п.

    Ведь большинство ссыльных еще с шестидесятых годов и до девятидесятых, когда движение начинало принимать массовый характер, — это не окончившие курса студенты, семинаристы и даже гимназисты...

    А между тем на всем протяжении Сибири из года в год выдвигались все новые и новые имена ссыльных, внесших определенный вклад в науку... Особенно выделилась в этом отношении Якутская область, о чем свидетельствует далеко не полный перечень имен: Худяков, Короленко, Серошевский, Трощанский (статья о верованиях якутов), Пекарский, Ионов, Виташевский, Иохельоон, Левенталь, Майнов, Геккер, Горинович, Стефанович, Ястрембский, Сосновский, Свитыч (двое последних печатали свои беллетристические очерки в «Русском богатстве»), Дионео (Шкловский), Осипович (беллетрист) и многие другие, если не упоминать о журналистах, которые принимали весьма деятельное участие во всех сибирских периодических изданиях...

    Кара, как и сотни тюрем, разбросанных по всему лицу земли русской, была университетом, в котором недоучившиеся студенты и гимназисты запасались знаниями, а многие рабочие проходили здесь курсы и начального образования, и гимназии, и университета. Эти воспитанники тюрем по выходе на волю, не имея возможности продолжать свою революционную деятельность, брались за научную работу, за все, что так или иначе их связывало с жизнью. Весьма многим со стороны могло показаться, что эти доморощенные ученые и публицисты окончательно потеряны для революции...

    Кое-кто действительно настолько увлекся научной работой, что по возвращении в Россию даже волны революции 1905 года не смогли снять их с этой научной мели. Но это были лишь единицы. Огромное большинство ссыльных во время революции 1905 года на деле доказало, что они были прежде всего солдатами резолюции.

    За время пребывания в Якутской области и я увлекся научными исследованиями, подвизался и как публицист и даже как беллетрист и продолжал работу на всех этих поприщах, сочетая ее лишь с весьма незначительной революционной работой, поскольку она была возможна в медвежьих углах. Сибири. В высшей степени характерно, что когда о моих научных исследованиях начали попадаться отзывы в печати, кое-кто из знавших меня раньше обеспокоился. Уже в Минусинске я получил письмо от Яновича и Стружецкого, в котором они с определенной тревогой зондировали меня, желая убедиться, действительно ли я с головой зарылся в науку, и, получив от меня ответ, сознавались, что они сильно беспокоились, не превратился ли я в заправского ученого...

    В описываемое мною время уже серьезно занимались, изучением жизни якутов Виташевский, Ионов, Пекарский; много материала по изучению экономического быта якутов собрал Левенталь; специально вопросом о земледелии в Якутской области занимался Иохельсон.

    Перечисляя всех этих лиц, я совершенно сознательно не упомянул о Вацлаве Серошевском.

    Он среди исследователей занимал совершенно особое место.

    Как художник, он интуитивно воспринимал общую картину своеобразной якутской жизни, не исследуя точно деталей. На этом основании его обвиняли в дилетантизме, вылавливая в его трудах массу неточностей и упрекая его в поверхностности.

    Эти обвинения свидетельствовали лишь о том, что критики Серошевского из-за деревьев не замечали леса, из-за деталей проглядели целое, а это целое было и остается до сих пор весьма ценным вкладом в науку...

                                                           ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Пекарский, Эдуард Карлович, револ., этнограф – 28, 60, 98, 99.

     /Феликс Кон.  За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. ІІ. На поселении. Москва. 1933. С. 28, 60-61, 98-100, 316./

 



 

    Piekarski    244.

    [S. XII.]

 

 

    Kazimierz Pietkiewicz

                                           MICHAŁ MANCEWICZ I JEGO CZASY

    ...Z Polaków byli w tym czasie na Jakutach — i przeważnie korzystali z gościnnych progów Mancewiczów i Dulęby: Kasjusz (Wilujsk — grupa Kulczyckiego), Machajski (anarchista — Wilujsk), esdecy: K. Katyński (Wilujsk), B. Wesołowski (Wierchojańsk), A. Porębski (Wilujsk), S. Paliński (Kołymsk), J. Pogorzelski (Jakuck), Piątkowski (Jakuck), Koral i Sobkiewicz (obaj: Wierchojańsk), esdecy litewscy z Wilna: Birińczyk i Karczmarczyk (Jakuck). Starzy proletarjatczycy, którzy wszyscy wówczas już stanęli na platformie P.P.S.: L. Janowicz (szliselburczyk, Kołymsk), H. Dulęba (Jakuck), Cobel (Wierchojańsk, Jakuck), M. Mancewicz; Pepeesowcy: J. Strożecki (Kołymsk); M. Abramowicz (Wierchojańsk), K. Pietkiewicz (Wierchojańsk), M. Walesiński (Wierchojańsk, K. Rożnowski (Wierchojańsk) i M. Łurje (Kołymsk - Jakuck). Z niewiast przyjechały z mężem: M. Abramowieżowa, H. Porębska i Palińska. Powiozły one do kraju urodzoną na Jakutach dziatwę. Prócz tego byli Polacy zrusyfikowani, należący do starszych i nowszych partyj rosyjskich: Piekarski, Michalewicz, Zubrzycki (starzy Narodowolcy); bracia W. i B. Okolscy, Bielecki, dr. Mickiewicz, Borejsza (Kołymsk) i inni, których nazwisk nie pamiętam lub nie znam. Prócz tego był jeszcze katolik wyznania mojżeszowego, aptekarz Ranc. (Jakuck — ze sprawy Łopatina), którego współpracownikiem został Mancewicz...

    /Niepodległość. Czasopismo poświęcone dziejom polskich walk wyzwoleńczych w dobie popowstaniowej pod red. Leona Wasilewskiego. T III. Z. 1 (5). Wyd. II. Warszawa. 1933. S. 244./

 

 

    Н. Н. Поппе

                                 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

                                                                            ГЛАВА V

                                   ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

    Продолжателями исследований Бетлингка в области якутского языка, много лет спустя после его смерти, явились политические ссыльные С. В. Ястремский и Э. К. Пекарский, начавшие свою деятельность уже при Радлове. Грамматика якутского языка Бетлингка легла в основу грамматики С. В. Ястремского, внесшего ряд исправлений и дополнений. [* Грамматика якутского языка. Иркутск, 1900.] Этому крупному исследователю принадлежит также собрание ряда текстов и блестящий перевод ряда произведений якутского устного творчества на русский язык. [* Образцы народной литературы якутов. Ленинград, 1929.]

    Самым крупным исследователем якутского языка является бесспорно Э. К. Пекарский, проведший долгие годы в якутской ссылке. Результатом его многолетних работ явился капитальный «Словарь якутского языка» в трех томах, первый том которого вышел в свет в 1917 г., а последний в 1930 г. Пекарскому же принадлежит большое собрание текстов на якутском языке [* Образцы народной литературы якутов. Т. I., СПб, 1911.] и ряд более мелких работ по якутскому языку, в том числе очень полезный «Краткий русско-якутский словарь» (Спб., 1916).

    Э. К. Пекарский в своей деятельности был очень тесно связан с Радловым и является одним из крупнейших исследователей радловской школы...

    /Н. Н. Поппе.  Лингвистически проблемы Восточной Сибири. Москва-Иркутск. 1933. С. 44./

 



    ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ, являются собранием коллекций, отражающих быт, отдельные производства, предметы культа и произведения искусства различных народностей, населяющих земной шар. Большинство Э. м. создано в результате буржуазного коллекционирования, причем собиратели сосредоточивали свое внимание на сборе материалов у народов первобытных культур или материалов, характеризующих жизнь эксплоатируемых классов гл. образом крестьянсува). Буржуазные Э. м. в т. ч. и Э. м. в дореволюционной России) не преследовали задач всестороннего освещения в своей экспозиции различных общественных укладов или их пережитков и, не вскрывая социальной сущности исторических процессов, сосредоточивали все внимание на показе отдельных вещей вне их связи с окружающим обществом и классовыми взаимоотношениями. В царской России главнейшие Э. м. были: Музей антропологии и этнографии при Академии наук в Петербурге, Русский музей в Петербурге и Этнографический отдел Румянцевского музея в Москве. Э. м. в России, так же как и на Западе, показывали преимущественно бытовые особенности народностей внеевропейских стран, живущих в стадиях докапиталистического развития...

    Музей антропологии и этнографии Академии наук СССР (МАЭ) в Ленинграде был основан при Петре I в виде кунсткамеры. С самого начала существования Академии наук (1725) МАЭ стал пополняться коллекциями академических экспедиций и отдельных путешественников. Уже в конце 18 в. он представлял собой мировое собрание предметов по быту народностей различных частей света. В 19 в. МАЭ пополнился ценнейшими коллекциями экспедиций Кука, Литке, Крузенштерна (по азиатским народностям), Юнкера (Африка), Миклухи-Маклая (Океания) и коллекциями по Восточной Сибири, собранными политическими ссыльными Штернбергом, Богоразом, Пекарским и др. В 1924 в связи с 200-летием Академии наук МАЭ получил обширные помещения, в которых разместились отделы: антропологии, археологии, эволюции и типологии культур и коллекции по Китаю, Австралии, Индии и Сев. Сибири. С 1930 началась коренная реорганизация МАЭ. Новая экспозиция дает развернутую картину колониальной политики империализма и в противоположность этому показывает национальную политику партии и правительства в отношении народов СССР. Общее количество экспонатов свыше 20 т. номеров. В МАЭ имеется обширная библиотека и ряд подсобных учреждений...

    Ю. Самарин.

    [Стлб. 773-774.]

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz