sobota, 9 lipca 2022

ЎЎЎ 23-2. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 23-2. 1927-2. Койданава. "Кальвіна". 2022.


 

    О. А. Никифорова-Мацнева.

                                                  МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕВЕЛЬ.

    31 мая с. г. умер в Пскове наш дорогой старый товарищ, М. В. Девель.

    М. В. родился 22 декабря 1846 г. в семье разночинца, в Кронштадте. Еще будучи гимназистом (учился М. В. в одной из петербургских гимназий), он был арестован в 1863 г. за организацию в гимназии нелегальной библиотеки и переведен из пансионеров в приходящие, что очень ухудшило его материальное положение. Несмотря на большие лишения, М. В. по окончании гимназии поступает в Петербургский Земледельческий институт, который и оканчивает в 1871 г. В том же году его высылают из Петербурга за организацию студенческого клуба и революционное направление. Поступив на должность управляющего имением в Тамбовской губернии, М. В. пишет диссертацию на тему «Анализ почв» и получает степень кандидата сельского хозяйства. С этого времени он еще деятельнее принимается за революционную работу.

    С 1873 по 1879 г.г. М. В. живет в Тамбове и состоит оценщиком имений в о-ве взаимного поземельного кредита Тамбовской губ. Со второй половины 1878 г. М. В. делается членом общества «Земля и Воля» и ставится «центром» тамбовского поселения землевольцев.

    Благодаря своей работе, М. В. имел большие связи в Тамбове и губернии в различных слоях местного общества. Он находился вне надзора полиции и занимал все время легальное положение. Это давало ему возможность устраивать приезжавших в Тамбов революционеров на разные должности: волостных писарей (Э. К. Пекарский, Гартман и друг.), фельдшеров (Аптекман и др.), сельских учителей с целью революционной пропаганды. С ним же имели тесную связь все революционеры г. Тамбова, хранившие подпольную литературу, бланки, печати и тоже ведшие пропаганду в деревне. Девель был главным лицом при выработке программы действий местной тамбовской организации. Отличаясь умом и тактом, М. В. при всей своей живости и энергии умел сохранять глубокую тайну в интересах конспиративной работы, не допуская лишних разговоров и ненужных встреч. Благодаря этой деловитости, тамбовская организация продержалась сравнительно долго (с весны 1878 г. до конца 1879 г.) при самой кипучей работе.

    После участия Гартмана во взрыве под Москвой (19 ноября 1879 г.) и ареста Э. К. Пекарского в Москве (24 декабря 1879 г.), все тамбовское поселение рассеялось, а Девель был арестован со всеми нами, тамбовцами. Просидев полтора года в Тамбове, М. В. был выслан в Западную Сибирь на четыре года. Жил он тогда, главным образом, в Томске и писал статьи по народному хозяйству.

    Возвратившись из ссылки, М. В. служил агрономом в тверском земстве, где в 1907 г. был привлечен окружным судом к ответственности за организацию нелегального союза сельских кооперативов, и в 1909 г. высылается административно на 2 года в Псков под надзор полиции.

    После Октябрьской революции М. В. неутомимо работает в качестве агронома и инструктора сельскохозяйственной кооперации Псковского уезда, глубоко уважаемый товарищами и крестьянами.

    М. В. был не только хороший работник и искренний революционер, — он был исключительный, редкий товарищ. Мне пришлось близко познакомиться с ним в 1878-79 г.г., в самый разгар его революционной деятельности.

    Будучи старше всех нас по возрасту, М. В. был лучшим нашим другом и советником не только в общей работе, но часто и в личной жизни. Будучи «революционным кулаком», как его тогда называли за бережливость по отношению к общественным деньгам, М. В. был очень щедр, когда дело касалось его собственных средств, и всегда помогал нуждающимся товарищам. Меня и моего мужа (Н. С. Никифорова) М. В., зная наше плохое материальное положение, содержал на свой счет, когда мы сидели одновременно в Тамбовской тюрьме. Мне он уступил свою дворянскую камеру, более чистую и светлую, а сам занял мою мещанскую, темную с грязными нарами.

    Всецело преданный делу революции, всегда живой и бодрый, М. В. объединял всех нас.

    Мир праху дорогому другу и человеку, отдавшему лучшие свои силы на дело народного освобождения.

    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 35. № 6. Москва. 1927. С. 235-236./

 


 

                                                  ШКОЛА ИМЕНИ Э. К. ПЕКАРСКОГО

    23 октября с. г. в Таттинском улусе Як. округа, состоялось торжественное открытие Игидейской школы имени Эдуарда Карловича Пекарского.

    Заслуги Эдуарда Карловича велики и неоценимы не только перед населением Таттинского улуса, где он прожил, отбывая ссылку в дни царизма 20 лет, но и веред всем якутским народом.

    Всем известно, что якутский язык не изучавшийся ни кем, несмотря на свою художественность и сравнительное богатство форм, благодаря научному труду Э. К., выразившемуся в составлении многотомного русско-якутского словаря, ныне, в смысле изучения, приобретает права гражданства.

    Якутское правительство, придавая научно-общественное значение работе Э. К. постановило: весной минувшего года, открытием школы его имени, увековечить память о нем в том районе, где он жил.

    Э. К., как виднейший «преступник» тогдашнего времени, постоянно находился под бдительным надзором полиции, не раз наносившей ему горькие обиды и оскорбления, за его культурно-просветительскую работу среди якутов, за его подпольную адвокатуру в защиту бедных, за его смелую, почти открытую критику основ царской системы управления страной, в частности, Якутской областью.

    Э. К. завоевал симпатию населения не тем, что он головой уходил в изучение якутского языка и быта. Нет, — он завоевал его симпатию своим ласковым обхождением, что тогда составляло редкость среди русских, своим колоссальным умом, который не могли не ценить даже его враги — тойены — улусные головы. Они трепетали перед ним хуже, чем перед грозным исправником, ибо никакими взятками нельзя было отбояриться от «Карловича». Такова личность Пекарского.

    Торжественное открытие школы, как и следовало ожидать, состоялось при многочисленном стечении народа (543 чел.), от души радовавшегося открытию школы, имени дорогого ему «Карловича», образ которого хранится в сердцах всех местных граждан.

    На торжестве были наряду с беспечной якутской детворой и цветущей молодежью и согбенные старцы, современники Э. К., пришедшие услышать новое и воскресить в своей памяти образ Пекарского. Торжество затянулось на долго, если бы давались слова всем современникам Пекарского, но время этого не позволило и мы ограничились воспоминаниями о нем немногих.

    За несколько дней до открытия школы, были поданы школьным советом и стройкомом телеграммы в Ленинград Пекарскому (члену всесоюзной академии наук), в Москву Боярову (бывшему НКП) и в Якутск НКПЗ ЯАССР. От первых двух, ко дню торжественного открытия школы, были получены ответные телеграммы, а третий — НКПЗ, несмотря на сравнительную близость Якутска (не то что Ленинград и Москва!) не отозвался, по-видимому событие не заслуживало его внимания.

     Телеграмма Пекарского гласит: Радуюсь осуществлению постановления Якутправительства. Приветствую школьный, наслежный совет, Таттинский исполком, открытием школы. Желаю школе дальнейшего развития процветания в пользу края. Пекарский.

    Из телеграммы видно, что Пекарский рад открытию школы его имени; он желает своей школе дальнейшего развития в пользу края. Теперь спрашивается — когда и при каких условиях эта школа может быть достойной носительницей имени Пекарского?

    Теперь в этой школе занимаются два учителя, при 90 учащихся, при полном недостатке классной мебели. Учителя школы, из-за недостатка мебели пока не унывают, они уверены, что ПКПЗ как только всесторонне ознакомится, с действительным положением школы, не замедлит отпустить средства на ее инвентаризацию.

    П. В. Афанасьев.

    /Автономная Якутия. Якутск. № 274. 29 ноября 1927. С. 2./

 

 

                                  ЗАПИСКА ОБ УЧЕНЫХ ТРУДАХ Э. К. ПЕКАРСКОГО

    Нижеподписавшиеся предлагают к избранию в члены-корреспонденты АН Эдуарда Карловича Пекарского, автора классического «Словаря Якутского Языка», составляющего труд всей его жизни с 1881 г., когда он прибыл в Якутскую область в качестве политического ссыльного. Словарь в 1926 г. закончен в рукописи и, надо надеяться, через несколько лет будет закончен печатанием.

    Из предисловия к первому выпуску словаря в академическом издании, вышедшему в 1907 г. (первое издание этого выпуска вышло еще в 1899 г. в Якутске), можно видеть, как работа, предпринятая без всяких научно-исследовательских целей, только ради того, чтобы «добиться возможности поддерживать сношении с окружающими людьми», постепенно приняла характер классического ученого труда. Пекарский сделался ученым в самой неблагоприятной обстановке, во время ссылки, где он пробыл до 1905 г., умело воспользовавшись всем, что могли дать ему культурные силы Сибири, особенно деятели Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества. «Спустя два или три года» после начала работы в его руках был якутско-немецкий словарь Бетлинга; в 1886 г. Восточно-Сибирский Отдел решил взять на себя издание словаря Пекарского, из чего видно, что словарь уже успел к этому времени из работы, предпринятой только ради удовлетворения личных потребностей автора, превратиться в труд, предназначавшийся для печати. Помимо материала, собранного им самим, автор в широкой степени воспользовался материалом, полученным от других лиц; в одном из своих публичных выступлений по поводу чествований, вызванных окончанием словаря, он сравнил себя с архитектором, воздвигающим здание из приготовленного и собранного другими руками материала. Чем обильнее становился материал, тем арче выступало уменье автора облекать этот материал в форму, вполне соответствующую научной цели и научному плану его труда. Каждый новый выпуск все более оправдывал мнение, высказанное покойным академиком К. Г. Залеманом по поводу первого (якутского) издания первого выпуска словаря. Строгий судья всяких научных и в особенности лингвистических работ, Залеман уже тогда признал в словаре Пекарского «выдающийся труд, обещающий оказаться настоящим вкладом в науку». Словарные работы занимают, как известно, выдающееся место в издательской деятельности АН, и в составлении некоторых из этих работ принимали участие первоклассные ученые; труд Пекарского в этом отношении, вероятно, будет признан вполне достойным академических традиций.

    «Словарем Якутского Языка», однако, далеко не исчерпываются научные заслуги Пекарского. Во время пребывания в Якутской области он принял участие в «Якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова» (1894-1896) и в «Нелькано-Аянской экспедиции», организованной якутской областной администрацией, под начальством гражданского инженера В. Е. Попова (1903). Результатом второй экспедиции, помимо коллекций, собранных Пекарским для Русского Музея, был «Очерки быта приаянских тунгусов» Э. К. Пекарского и В. П. Цветкова (Сборн. МАЭ, т. II, вып. 1, 1913), при чем в этих очерках Цветкову принадлежат «выводы и освещение разных сторон жизни тунгусов»; фактический материал собран исключительно Пекарским, по заранее составленной программе. Во время Якутской экспедиции Пекарским, помимо словарного материала, собирались также материалы по народной словесности; эти материалы, вместе с записями других лиц, вошли в «Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э. К. Пекарского». Это издание заключает в себе три тома: в первом повещены «Образцы, собранные Э. К. Пекарским»; во втором — «Образцы, собранные И. А. Худяковым», автором изданного в 1890 г. в Иркутске «Верхоянского Сборника»; в третьем — «Образцы, собранные В. Н. Васильевым», командированным в Якутскую область в 1905 г. от МАЭ. Вдумчивую и талантливую оценку якутской народной поэзии дал Пекарский в докладе «Миддендорф и его якутские тексты», прочитанном в Восточном Отделении Русского Археологического Общества в марте 1907 г. и напечатанном в «Записках» Отделения (т. XVIII).

    Этими и другими работами Пекарский показал себя знатоком не только языка, но и всех сторон материальной и духовной культуры якутов. В Пекарскому, может быть, еще в большей степени, чем к другим деятелям в области якутоведения применимо оказанное проф. А. В. Самойловым в предисловии ко второму изданию (1916) «Краткого Русско-Якутского Словаря» Пекарского: «Научное и практическое изучение турецких языков и наречий стояло бы еще значительно выше, чем теперь, если бы его дело повсюду находилось в руках таких знающих, энергичных, точных и воодушевленных работников, каких мы видим в области якутоведения».

    Помимо своих исключительных по научной ценности работ по якутоведению, Э. К. Пекарский служил и служит АН в скромной должности младшего этнографа и наведывающего Галлереей Петра I при МАЭ, к которой им в 1915 г. издан «Путеводитель».

    В. Бартольд.

    С. Ольденбург.

    И. Крачковский.

    /Известия Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик. Сер. VI. Т. 21. № 18. 15 декабря. Ленинград. 1927. С. 1523-1525./

 



 

    В. Д. Виленский-Сибиряков

                               Якутская ссылка в истории русского революционного движения

                                                                       (Вместо предисловия)

    ...Значительная группа ссыльных вела научные занятия. В этом отношении ссылка оставила глубокий культурный след своего пребывания в области. Достаточно назвать имена: Серошевского, Войнаральского, Иохельсона, Богораза (Тан), Кона, Трощанского, Майнова, Левенталя, Стеблин-Каменского, Ионова, Виташевского, Пекарского, Шкловского и ряда ссыльных позднейшего периода, чтобы убедиться, как много было сделано ссылкой для изучения Якутской области...

    /В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутской области. Сборник материалов и воспоминаний. [Историко-революционная библиотека журнала «Каторга и Ссылка». Воспоминания, исследования, документы и др. материалы из истории революционного прошлого России. Кн. XIX.] Москва. 1927. С. 19./

    *

    Н. Пиксанов

                  Владимир Галактионович Короленко и якутская ссылка 1881-1884 г.г.

    ...Были и другие ссыльные поселенцы, встречавшиеся с Короленко в 1881-1884 году в Амге и окрестностях, как. напр., Э. К. Пекарский, будущий издатель якутско-русского словаря, супруги Чернявские и др. Но встречи с ними были менее значительны...

    /В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутской области. Сборник материалов и воспоминаний. [Историко-революционная библиотека журнала «Каторга и Ссылка». Воспоминания, исследования, документы и др. материалы из истории революционного прошлого России. Кн. XIX.] Москва. 1927. С. 81-82./

    *

    В. Николаев

                                                          ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА

                                                     В ИЗУЧЕНИИ ЯКУТСКОГО КРАЯ

                                                                              І.

    Культурно-историческая роль политической ссылки. Значение отдельных поколений политической ссылки в изучении Якутского края. Политические ссыльные — исследователи местного края. Центральная и местная администрация и ее отношение к исследовательской работе политических ссыльных. Направление исследовательской работы.

                                                                               *

    На протяжении почти целого столетия царское правительство вело борьбу с революционным движением.

    Каторга и ссылка во всей истории революционного движения были неизбежным следствием этой борьбы.

    Начиная от декабристов и кончая 1917 годом, Сибирь дала приют многим десяткам тысяч ссыльных, среди которых немало было выдающихся деятелей революции, науки и литературы.

    Оседание в Сибири бывших политкаторжан, ссыльно-поселенцев и административно-ссыльных, с их несомненно более культурным уровнем, чем местное население, неизбежно влекло за собою распространение их культурного влияния. Это было тем более естественно, что Сибирь на протяжении всего своего исторического развития страдала от отсутствия в крае интеллигентных людей...

    Польские повстанцы 1831 и 1863 г. не оставили сколько-нибудь значительного следа в области изучения края, если не считать научно - исследовательских работ А. Л. Чекановского, С. И. Венгловского и И. Д. Черского, которые появились в Якутском крае уже по отбытии ссылки...

    За время с 1880 по 1917 г. наиболее глубокий след в изучении Якутского края оставили политические ссыльные: В. Г. Тан-Богораз, Н. А. Виташевский, В. Г. Горинович, В. М. Ионов, В. И. Иохельсон, В. Л. Серошевский, О. Ф. Ковалик, Л. Г. Левенталь, В. В. Ливадин, И. И. Майнов, М. П. Овчинников, Э. К. Пекарский, В. Ф. Трощанский, И. В. Шкловский-Дионео, О. В. Ястремский, Н. Л. Геккер, Ф. Я. Кон, Я. В. Стефанович, А. И. Бычков, Г. В. Цыперович, С. И. Мицкевич, М. И. Бруснев, А. С. Белевский, П. В. Оленин, П. Л. Драверт, В. С. Панкратов, В. Е. Попов, В. М. Зензинов, Н. Е. Олейников, А. К. Кузнецов, В. Д. Виленский, В. П. Ногин...

                                                                              II.

    Политические ссыльные и научные экспедиции. Декабристы и исследовательская работа д-ра Эрмана и Дуэ. А. И. Худяков и экспедиция барона Майделя. Экспедиция И. Д. Черского. Экспедиция Дж. Делонга и ее поиски. Экспедиция бывш. польских повстанцев Чекановского и Венгловского. Большая Сибиряковская Экспедиция. Аяно-Нельканская экспедиция Сикорского. Джезуповская экспедиция 1900-1902 гг. Экспедиция бар. Толля и ее поиски. Нелькано-Аянская экспедиция 1903 г. Экспедиция Попиуса и Каяндера. Поездка А. С. Бутурлина в 1905 г. Вилюйская экспедиция Драверта и Оленина. Экспедиции геологического комитета в 1912-1916 гг.

                                                                               *

    Большая Сибиряковская этнографическая экспедиция в Якутскую область (1894-1896 г.) как своей организацией, так и выдающимися результатами работ обязана, главным образом, политической ссылке. Начатые еще в 1888 г. переговоры И. М. Сибирякова с Г. Н. Потаниным, правителем в то время дел Вост.-Сиб. Отд. Географического Общества, приняли практическую обнову, когда организация экспедиции поручена была Д. А. Клеменцу. Д. А. Клеменц, сосланный в Сибирь по делу «чайковцев», пользовался в это время заслуженной известностью своими работами в области этнографии, антропологии и археологии.

    В 1894 г. Д. А. Клеменц прибыл в Якутск, где при его участии происходили совещания по организации экспедиции. В этих совещаниях, как затем и в работах экспедиции, приняли участие политические ссыльные: Н. А. Виташевский, В. И. Иохельсон, Л. Г. Левенталь, И. И. Майнов, Э. К. Пекарский. Впоследствии в число участников экспедиции вошли: B. Г. Богораз, Н. Л. Геккер, В. В. Горинович, В. М. Ионов, C. Ф. Ковалик, Ф. Я. Кон, В. В. Ливадин, Г. Ф. Осмоловский, С. В. Ястремский.

    Наиболее интенсивные работы экспедиции происходили в течение 1894-1895 г.г. В начале 1896 г. многие участники: экспедиции закончили свои работы — один за истощением ассигнованных средств, другие за выполнением своей задачи; остальные продолжали собирание материалов и в 1896 г.

    Участниками экспедиции собраны обширные материалы, которые в обработанном виде должны были составить 13 томов следующего содержания:

    Отд. I. Общие исследования. Т. I. И. И. Майнов. Демография. Т. II. Антропология, ч. I. Якутия (Якутский и Колымский округа) — Н. Л. Геккер, ч. II. Тунгусы (Якутский и Олекминский округа) — И. И. Майнов, ч. III. Русские якутяне (Якутский и Олекминский округа) — И. И. Майнов, ч. IV. Физиологические данные об якутах и русских якутянах — Ф. Кон.

    Отд. II. Якуты. Т. III. Язык якутов и их народное творчество, ч. I. Якутско-русский словарь — Э. Пекарский, ч. II. Грамматика якутского языка — С. В. Ястремский, ч.ч. III и IV. Образцы народной словесности — В. М. Ионов, Э. К. Пекарский, О. В. Ястремский и др. Т. IV. Верования якутов — В. М. Ионов. Т. V. Материальная культура, домашний и семейный быт якутов, ч. I. Жилище и его принадлежности, ч. II. Одежда и наряды, ч. III. Пища, питье и наркотические вещества — В. Горинович и В. Д. Николаев, ч. IV. Семейный быт — В. В. Никифоров, ч. V. Занятия и ремесла — В. Ливадин, ч. VI. Звероловство и рыболовство, ч. VII. Игры и развлечения — Г. Ф. Осмоловский, А. И. Некрасов и Н. С. Слепцов, ч. VIII. Нравы и национальный характер — А. И. Попов. Т. VI. Экономический строй: якутов — Л. Г. Левенталь. Т. VII. Юридический быт якутов — Н. Виташевский. Т. VIII. Экономическое положение якутов Олекминского и Киренского округов и влияние на них золотопромышленности — С. Ф. Ковалик.

    Отд. III. Народности Колымского края. Т. IX. Юкагиры — В. И. Иохельсон. Т. X. Якуты Колымского уезда и округа и Жиганского улуса Верхоянского округа — В. И. Иохельсон. Т. XI. Чукчи — В. Г. Богораз. Т. XII. Русское население на Колыме. Т. XIII. Каменные ламуты и чуванцы — В. Г. Богораз.

    Большая часть трудов Сибиряковской экспедиции не опубликована до настоящего времени.

    Чрезвычайная научная ценность трудов Сибиряковской экспедиции нашла свое признание и Академии Наук, которая теперь, 30 лет спустя, в связи с работами якутской академической экспедиции, приступает к изданию этих трудов...

    Исключительно из состава политических ссыльных была проведена в 1903 г. Нелькано-аянская экспедиция. Во главе экспедиции стоял гражд. инж. В. В. Попов, также административно-ссыльный Якутской области. В этой экспедиции приняли участие: А. А. Ховрин, И. М. Щеголев, П. Ф. Теплов, В. О. Панкратов, В. М. Ионов и Э. К. Пекарский.

    Главная и первоначальная цель экспедиции заключалась в изыскании нового удобного пути между аянским портом и урочищем Нельканом на р. Мае, а также в геодезическом исследовании этого пути. Желая использовать возможно лучше этот случай, участники экспедиции приняли на себя труд по изучению Аянского края: собирание ботанических, зоологических, геологических и др. научных материалов.

    Результат технических изысканий экспедиции доказал полную непригодность старого «казенного тракта». Вместо него был найден и исследован инструментально новый путь с более удобным перевалом через Становой хребет. Стоимость новой колесной дороги В. В. Поповым определена была в 350 тыс. р...

    Обзор участия политических ссыльных в исследовательских экспедициях дает основание сделать заключение, что политическая ссылка оставила крупнейший след в истории исследования края.

    Многие из политических ссыльных, несмотря на несколько десятилетий, прошедших с окончания срока ссылки, продолжали оказывать деятельное содействие в продолжающейся ныне исследовательской работе.

    Так, например, бывшие политические ссыльные И. И. Майнов, Э. К. Пекарский, В. Г. Богораз и др. приняли непосредственное участие в разработке плана большой академической экспедиции 1925-1929 г.г., работающей в настоящее время уже третий год в пределах Якутской АСС Республики.

                                                                              III.

    Научно-литературная работа политических ссыльных. В. Л. Серошевский. В. Г. Богораз-Тан. В. И. Иохельсон. Э. К. Пекарский. И. И. Майнов. Естественно-исторические условия Якутского края в работах политических ссыльных. Этнография, антропология и фольклор. Экономика, и пути сообщения. Язык. Верования и религия. Ссылка.

                                                                               *

    В литературе по якутоведению одно из почетных мест занимает Э. К. Пекарский: В качестве ссыльного, Э. К. Пекарский пробыл в Якутской области с 1881 по 1895 г. Много лет прожил он в крае и по окончании ссылки, занимаясь научно-исследовательской работой. Ценнейшей заслугой Э. К. Пекарского является составление им якутско-русского словаря, заслугой, которая была, оценена присуждением ему премии и золотой медали.

    Помимо этого, перу Э. К. Пекарского принадлежит очень много работ, печатавшихся в сибирских изданиях, «Живой Старине», «Известиях Академии Наук» и др.

    Насколько разнообразны познания Э. К. Пекарского, можно видеть из следующего перечня некоторых из его работ: «К вопросу об объякучивании русских» (1908 г.), «Библиография якутской сказки» (1912 г.), «Земельный вопрос у якутов» (1908 г.), «Оседлое или кочевое племя якуты» (1909 г.), «Из области имущественных прав акутов» (1910 г.), «Об организации суда у якутов» (1907 г.), «Образцы народной литературы у якутов» (1907-1913 г.г.), «Из преданий о жизни якутов, до встречи их с русскими» (1909 г.)...

    Центральное место почти во всех литературных работах политических ссыльных занимают этнография, антропология и фольклор...

    Из отдельных авторов надлежит указать:

    В. И. Иохельсон. — «Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении», «Бродячие роды тундры между реками Индигиркой и Колымой, их этнический состав, наречие, быт, брачные и иные обычаи и взаимодействие различных племенных элементов».

    В. Ф. Трощанский. — «Якуты в их домашней обстановке», «Наброски о якутах», «Любовь и брак у якутов».

    Н. А. Виташевский. — «Фактическое отношение в среде якутской родовой общины», «Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права», «Брак и родство у якутов», «Материалы для изучения якутской народной словесности».

    И. Гамов. — «Очерки далекой Сибири», «Якуты по их сказкам, былинам и историям».

    В. А. Данилов. — «Особенности психического мира якутов Колымского округа».

    В. С. Ефремов. — «Якутский род».

    М. П. Овчинников. — «Из материалов по этнографии якутов (легенды, сказки, предания)», «К истории третейского суда якутов».

    В. Окольский. — «О словесной расправе у якутов».

    Э. К. Пекарский. — «Образцы народной литературы у якутов», «Об организации суда у якутов».

    Н. Е. Олейников. — «Устьянские рассказы», «Якутские рассказы (из жизни севера Якутской области)».

    И. А. Худяков. — «Верхоянский сборник (якутские сказки, песни, загадки, пословицы, собранные в Верхоянском крае)».

    И. И. Майнов. — «Некоторые данные о тунгусах Якутского края», «Помесь русских с якутами», «Якуты (по материалам Н. Л. Геккера)».

    Ф. Я. Кон. — «Якуты (соц.-антропологический очерк)».

    Н. Л. Геккер. — «К характеристике физического типа якутов».

    И. В. Шкловский (Дионео). — «Очерки крайнего Северо-Востока Сибири».

    В. П. Цветков. — «Очерки приаянских тунгусов».

    В. М. Ионов. — «Поездка к майским тунгусам»...

    В области изучения якутского языка основные работы принадлежат Э. К. Пекарскому, В. М. Ионову и С. В. Ястремскому.

    Э. К. Пекарским был составлен якутский словарь еще в 1887 г. Затем в 1905 г. в Якутске издан якутско-русский словарь, переизданный в 1916 г.

    Якутский словарь, составленный Э. К. Пекарским при участии В. М. Ионова, заканчивается печатанием только теперь в «Трудах Сибиряковской экспедиции», издаваемых Академией Наук.

    В. М. Ионов, помимо участия в составлении словаря Пекарского, составил якутский букварь, изданный в Якутске в 1917 г.

    Я. С. Ястремский, работавший в области изучения якутского языка, опубликовал в свое время след, работы: «Падежные суффиксы в якутском языке» (1898 г.) и «Грамматика якутского языка» (1900 г.)...

    Из работ, освещающих верования инородческого населения Якутского края, надлежит отметить: «К психологии шаманства народов Северо-Восточной Азии» (В. Г. Богораз), «Три могилы» (Н. Л. Геккер), «Из якутских поверий», «Обряд Аргы у якутов, исчезнувшая форма погребения» (М. П. Овчинников), «Из поверий якутов Устьянского улуса» (Н. Е. Олейников), «Плащ и бубен якутского шамана» (Э. Пекарский и Васильев), «Эволюция черной веры у якутов», «Опыт систематической программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов» (В. Ф. Трощанский), «Остатки старинных верований у якутов» (О. В. Ястремский), «Материалы для изучения шаманства у якутов», «Верования первобытного человека», «Из наблюдений над якутским шаманским действием» (Н. А. Виташевский), «Плащ и бубен якутского шамана», «Орел в воззрении якутов», «Обзор литературы по верованиям якутов», «Дух—хозяин леса у якутов», «К вопросу об изучении дохристианских верований якутов» (В. М. Ионов)...

                                                                              IV.

    Работа политических ссыльных в исследовательских учреждениях. Областной музей. Статистический комитет. Метеорологические наблюдения.

                                                                               *

    В памятных книжках Якутской области, издававшихся статистическим комитетом, печатались, правда, без подписи, статьи: В. М. Ионова, Л. Г. Левенталя, Э. К. Пекарского, В. И. Иохельсона, М. И. Сосновского, Ф. Я. Кона, Р. А. Стеблин-Каменского и других.

     /В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутской области. Сборник материалов и воспоминаний. [Историко-революционная библиотека журнала «Каторга и Ссылка». Воспоминания, исследования, документы и др. материалы из истории революционного прошлого России. Кн. XIX.] Москва. 1927. С. 184, 188-189, 191-192, 193, 195-198, 200./

 



 

    В. Николаев.

                                                       ССЫЛКА И КРАЕВЕДЕНИЕ

                                                                   Якутский край

                                                                                  I.

    В течение долгих десятилетий Якутский край являлся живой тюрьмой, куда царское правительство, вначале единицами, а затем десятками и сотнями, забрасывало своих политических пленников.

    Якутский край был надежной тюрьмой, хотя и тюрьмой без решеток...

    Почти полная оторванность от внешнего мира, отражавшаяся наиболее тяжело на психике политических, переплетаясь с другими внешними и внутренними условиями пребывания в гиблых местах, создавала невыносимо-тягостную обстановку, жертвою которой являлся не один десяток ссыльных...

    Политические ссыльные, раскиданные единицами и небольшими группами по отдаленным районам края, представляли собою маленькие, почти единственные очаги культуры на севере. Среди полуграмотных чиновников и попов, погрязших в тине обывательщины, пьянстве и картежной игре, строивших свое благополучие на взяточничестве и эксплуатации туземцев, политические ссыльные были своего рода светлым лучом в этом темном, беспросветном царстве...

                                                                                III.

    Даже самый простой перечень политических ссыльных, принимавших участие в изучении края, с указанием лет пребывания их в ссылке, мог бы дать представление о том, какие значительные кадры их были вовлечены в краеведческую работу.

    В последующие годы в научно-исследовательской работе должны быть отмечены: В. Г. Богораз-Тан (1889-1898 г.), Н. А. Виташевский (1883-1898 г.), В. Г. Горинович (1889-1901 г.), В. М. Ионов (1883-1911 г.), В. И. Иохельсон (1888-1897 г.), B. Л. Серошевский (1880-1891 г.), С. Ф. Ковалик (1883-1892 г.), Л. Г. Левенталь (1884-1897 г.), В. В. Ливадии (1887-1901 г.), И. И. Майнов (1887-1896 г.), М. П. Овчинников (1886-1891 г.), Э. К. Пекарский (1881-1896 г.), В. Ф. Трощанский (1887-1898 г.), И. В. Шкловский-Дионео (1887-1892 г.), С. В. Ястремский (1886-1897 г.), Н. Л. Геккер (1891-1896 г.), Ф. Я. Кон (1896-1898 г ), А. В. Стефанович (1891-1896 г.), И. Д. Черский (1891-1892 г.), А. И. Бычков (1893-1896 г.), Г. В. Цыперович (1896-1906 г.), C. И. Мицкевич (1899-1902 г.), М. И. Бруснев (1896-1906 г.), A. С. Белевский (1897-1904 г.), П. В. Оленин (1900-1916 г.), П. Л. Драверт (1906-1909 г.), В. С. Панкратов (1903-1916 г.),  B. Е. Попов (1901-1904 г.) и в период предреволюционной ссылки: В. М. Зензинов, Н. Е. Олейников, А. К. Кузнецов, В. Д. Виленский, В. П. Ногин, М. М. Константинов.

    В настоящем очерке мы лишены возможности дать сколько-нибудь полную характеристику краеведческих работ даже этого далеко не исчерпанного перечня политических ссыльных, известных своими литературными трудами...

    Выдающееся место в области изучения Якутского края принадлежит затем Э. К. Пекарскому. Прибывши в край 22 - 23-летним юношей, он не только в течение всего времени ссылки (14 лет), но и до последнего времени специализировался по вопросам якутоведения. Совершенно исключительной заслугой Э. К. Пекарского является составление им якутско-русского словаря.

    Но Пекарский не был только специалистом в области языка. Его перу принадлежит громадное количество работ, печатавшихся в сибирских изданиях, «Живой Старине», «Известиях Академии Наук» и др. Насколько универсален Э. К. Пекарский в вопросах якутоведения, можно видеть из перечня некоторых его работ: «К вопросу об объякучивании русских» (1908 г.), «Библиография якутской сказки» (1912), «Земельный вопрос у якутов» (1908 г.), «Оседлое или кочевое племя якуты?» (1909 г.), «Из области имущественных прав якутов» (1910 г.), «Об организации суда у якутов» (1907 г.), «Образцы народной литературы у якутов» (1907-1913 г.), «Из преданий о жизни якутов до встречи их с русскими» (1909 г.) и мн. др...

    Одним из крупнейших знатоков Якутского края являлся затем В. М. Ионов, отбывавший здесь ссылку на поселение (после каторжных работ) и остававшийся в крае до 1911 г. Начиная с 90-х годов, В; М. Ионов занимался изучением верований и быта якутов, исследовал экономическое положение тунгусов...

    Кроме того, В. М. Ионов принимал участие в составлении совместно с Э. К. Пекарским словаря якутского языка, а также составил якутский букварь, изданный в Якутске в 1917 г...

    По языкознанию, кроме отмеченных уже работ Э. К. Пекарского и В. М. Ионова, были опубликованы труды С. В. Ястремского: «Грамматика якутского языка», «Падежные суффиксы в якутском языке»...

                                                                                IV.

    Наиболее широкое и активное участие политическая ссылка, приняла в этнографической экспедиции 1894-96 г.г., организованной Восточно-Сиб. Отд. Русского Географического Общества на средства, пожертвованные И. М. Сибиряковым. В этой большой Сибиряковской экспедиции, возглавлявшейся также бывш. полит, ссыльным Д. А. Клеменцем, приняли участие ссыльные: Н. А. Виташевский, В. И. Иохельсон, Л. Г. Левенталь, И. И. Майнов, Э. К. Пекарский, В. Г. Богораз, Н. Л. Геккер, В. Г. Горинович, B. М. Ионов, С. Ф. Ковалик, В. В. Ливадин, Г. Ф. Осмоловский, C. В. Ястремский. Участниками экспедиции собраны были обширные материалы, которые в обработанном виде должны были составить 13 томов. К сожалению, большая часть трудов Сибиряковской экспедиции не опубликована до настоящего времени...

    Нелькано-Аянская экспедиция В. Е. Попова (1903 г.) состояла исключительно из политических ссыльных. В ней, кроме гражд. инж. В. Е. Попова, также б. полит. ссыльного, приняли участие: A. А. Ховрин, И. М. Щеголев, П. Ф. Теплов, В. С. Панкратов, B. М. Ионов и Э. К. Пекарский. Эта экспедиция ставила своей целью изыскание нового удобного пути между Аянским портом и урочищем Нельканом на р. Мае, а также геодезическое исследование этого пути. Кроме того, экспедиция приняла на себя добровольно труд по изучению Аянского края: собирание ботанических, зоологических, геологических коллекций и других научных материалов. Результаты Нелькано-Аянской экспедиции были освещены в работе И. Щеголева: «Через становой хребет. Изыскание Нелькано-Аянского тракта» («Землеведение», 1906 г.), а также в трудах Э. К. Пекарского («Поездка к приаянским тунгусам») и В. М. Ионова («Поездка к майским тунгусам»)...

    Наконец, бывш. политич. ссыльные Якутского края Э. К. Пекарский, И, И. Майнов и др. приняли непосредственное участие в разработке плана Большой Академической экспедиции...

    /Сибирская ссылка. Сборник первый. Редакция Н. Ф. Чужака. [Историко-революционная библиотека журнала «Каторга и Ссылка». Воспоминания, исследования, документы и др. материалы из истории революционного прошлого России. Кн. XXIII-XXIV.] Москва. 1927. С. 88-89, 97, 99-100, 103-105./

 

 

                                                                           ЯКУТЫ

    ....Для изучения якутского языка существуют следующие пособия. Грамматики якутского языка, Бетлингка [* Есть в русской переделке в издании Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества, в трудах Якутской Экспедиции (снаряженной на средства Серебрякова), Иркутск, 1900 г.] и Хитрова. Обе книги являются теперь библиографической редкостью. Якутско-русский словарь, Пекарского Эд. К., изданный академией Наук и его же «Образцы народной литературы якутов». Пекарский — самый лучший якутовед. В литературе о якутах необходимо отметить: 1) труд: «Якуты» Серошевского, пробывшего в Якутии с 1880 по 1892 г., по полноте и обработке представляющий видное сочинение в якутоведении; 2) «Эволюция черной веры у якутов» Трощанского В., Казань, 1902 г. 3) Его же «Наброски о якутах Якутского округа». Необходимо упомянуть о работах Ионова, Виташевского и других...

    [С. 16.]

 










 

                                                                                    IX.

    С. В. Бахрушин

                                                   ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЯКУТИИ

    Политическая ссылка дала Якутской области много ценных, культурных сил, способствовавших изучению этой дикой окраины и ее культурному подъему. Уже декабристы, заброшенные в Якутскую глушь, использовали свое вынужденное пребывание здесь для исследования края и просвещения жителей. 80-ые и 90-ые годы дали целую плеяду выдающихся литераторов, ученых и общественных деятелей, которые приложили свои познания и таланты к изучению их новой родины и к улучшению быта и просвещению ее туземного населения. Каждый из них мог повторить слова Н. А. Виташевского: «на аборигенов смотрел я не только как на представителей низшей расы, могущей служить лишь объектом наблюдений и изучения — я сжился с ними... Якутский край сделался для меня второй родиной, а якуты — я их полюбил [* Сибирские вопросы, 1908, №  23-24: «Земство в Якутской области».].

    Из среды политической ссылки вышли серьезные этнографические исследования туземного населения (В. Л. Серошевского, Э. К. Пекарского, В. Трощанского, В. Богораза-Тана и В. Иохельсона), составление грамматики и словаря якутского языка, работы по землеустройству крестьян и якутов (И. И. Майнова), метеорологические наблюдения, труды по геологии (В. П. Зубрилова и П. А. Орлова)...

    [С. 30 (301).]

    ...Больным вопросом якутского хозяйства под русским владычеством был вопрос о землепользовании. Мы мало знаем о поземельных порядках у якутов до прибытия русских; известно только, что в XVII веке среди них уже существовала собственность на землю, — на сенокосы и промысловые угодья, но обилие пустопорожних земель, по-видимому, легко разрешало аграрный вопрос в целом.

    Появление русских, с одной стороны, и увеличение населения, с другой, значительно обострили положение и вызвали уже в XVIII веке необходимость урегулирования вопроса о пользовании сенокосами. Ясачная Комиссия 1764 года была вынуждена поэтому обратить внимание на эту сторону дела, но установленные ею правила, в сущности, только закрепили существовавшие до нее порядки, — отсутствие уравнительности и громадное преобладание знати. Комиссия разделила земли на несколько классов, по размерам земельных участков, принадлежавших отдельным якутам, и поставила владение ими в связь с размером уплачиваемого ясака. Таким образом, освящено было неравенство землепользования под условием уплаты высшего ясачного оклада, и, наоборот, допущено было существование малоземельных или даже безземельных якутов, которые платили небольшой ясак или вовсе его не платили. Это неравенство усиливалось тем, что знать использовала свое экономическое превосходство для освоения земель зависимых от нее соплеменников. Деление земли по классам сохранилось до XX века. Попытка губернатора Скрипицы на в 1898 году произвести общее перераспределение земель «по едокам» встретила сопротивление со стороны тойонов и подвластных им якутов и не увенчалась успехом. Однако, в некоторых местах уже в 90-х годах XIX века замечался, под влиянием русских волостных порядков, переход к общинным формам землепользования.

    Аграрный вопрос в Якутской области осложнился в XVIII веке захватами земли со стороны русских колонистов. Уже в 1818 году кангаласские князцы заявили протест против наделения землями станочных крестьян, изъявляя готовность самим нести ямскую повинность. В 1835 году, при VIII ревизии, из среды той же кангаласской знати раздается заявление о том, что вся земля должна принадлежать якутам. Это представление о том, что пустопорожние земли являются достоянием туземцев и не могут быть отчуждаемы, держалось твердо среди них, и раздача земельных участков русским колонистам, в частности скопцам, склонным всеми правдами и неправдами расширять свое землепользование, приводило к столкновениям и даже побоищам. Между тем, распределение земель среди русских продолжалось безостановочно и в 1893 году было узаконено приговором Сената, отказавшегося признать законность якутских притязаний. Особенно тяжело ложилась на якутов обязанность предоставлять поселяемым среди них ссыльным определенный прирезок земли (15 десятин).

    Таким образом, русское владычество, не изменив коренным образом экономической основы жизни большей части туземцев, обострило в значительной степени аграрные отношения и способствовало переходу некоторых групп туземного населения к новым формам занятий [* О юридическом, культурном и экономическом положении якутов под русской властью см.: Г. А. Попов, Очерки по истории Якутии (1924); И. И. Майнов, Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области; Н. Серебряков, Якуты по данным переписи 1897 г. («Сиб. Вопросы», 1908, № 19-20); Э. К. Пекарский, Земельный вопрос у якутов (там же, № 17-18); В. Приклонский, О шаманстве у якутов (Изв. Вост. Сиб. Отд. Рус. Геогр. О-ва, 1886, XVII, № 1-2); В. Трощанский. Привитие хлебопашества якутам («Сиб. Вопросы», 1908, № 27-28); А. Е. Кулаковский, Матер. для научения верований якутов, 1923 г.; Белевский, Аграрный вопрос в Якутской области (Рус. Бог., 1902, № 11), и др.]...

    [С. 36-37 (310-311).]

                                                                             Литература

    Пекарский, Э. К. Земельный вопрос у якутов. – Сиб. Вопр., 1918, № 17-18.

    [С. 48 (322).]

    *

                                                                                     X.

    И. И. Майнов

                                                              НАСЕЛЕНИЕ ЯКУТИИ

                                 А. Якуты, их расселение, численность и физический тип.

                                                           IV. Физический тип якутов

    ...Язык якутов неоспоримо принадлежит к семейству тюркских языков, что делает несомненным присутствие в составе якутской народности в эпоху ее образовани тюркского элемента, культурно преобладавшего над прочими, но едва ли преобладавшего и численно. На такую мысль наводит прежде всего чрезвычайное своеобразие этого языка. По заключению пр. А. Н. Самойловича, «якутский язык занимает среди родственных турецких языков и наречий особое положение: в отношении и словарного материала и звуковой системы язык этот столь отличается от родственных, что за исключением отдельных слов и форм, недоступен пониманию представителей других турецких наречий... По степени отдаленности от родственных наречий якутский язык можно сопоставить только с чувашским» [* А. Н. Самойлович. Предисловие к «Краткому якутско-русскому словарю» Э. К. Пекарского. Петроград 1916 г., стр. III и IV.]. «Своеобразность якутского языка, — продолжает цитируемый автор несколько далее, — происходит, по объяснению акад. В. В. Радлова [* Die jakutische Sprache in ihrem Verhältnisse zu den Türksprachen. Зап. Акад. Наук по И. - Ф. Отд. т. VIII, № 7.], от того, что язык этот в основе своей — не турецкого корня; какой-то доселе неизвестный сибирский диалект был постепенно, в несколько приемов, омонголен и отуречен, и в результате появился современный якутский язык, известный нам с XVII века, — в коем словарный материал состоит из 1) неизвестных, 2) монгольских и 3) турецких элементов; грамматическая система — турецкая, фонетика — сильно осложненная сравнительно с общетурецкой».

    [С. 40-41 (362-363).]

                                                               Б. Русские в Якутии.

                                                                      Духовенство

    ...У якутского духовенства, при всех его отрицательных сторонах, нельзя отнять той заслуги, что в половине 50-х годов XIX века путем перевода некоторых богослужебных книг мм создана якутская письменность, и в 1859 году в городе Якутске уже была совершена литургия на якутском языке. В 1858 году протоиереем Д. Хитровым была составлена и опубликована в Москве первая, хотя и слабая в научном отношении, но общедоступная грамматика якутского языка. К ближайшему за тем периоду относится этнографическая работа священника Аргентова. В позднейшее время улусный священник Димитриан Попов был усердным помощником Э. К. Пекарского в первые годы его работы над теперь лишь законченным словарем якутского языка, а миссионер Иоанн Попов являлся деятельным участником Сибиряковской экспедиции в ее работах по исследованию тунгусов.

    [С. 56 (375).]

                                               В. Тунгусы и прочие народности Якутии.

                                                                        Тунгусы.

    ...В общем за вторую половину XIX века обнаруживается убыль на 8%, при чем эта убыль почти целиком падает на мужчин, что и само по себе представляется мало вероятным. Помимо того, существуют еще два повода к тому, чтобы отнестись к получившемуся выводу с некоторой осторожностью и не спешить с заключением из отрицательной разности в цифрах учета 1858 и 1897 годов о вымирании тунгусов. Десятая ревизия учитывала все приписное население тунгусских родов, а перепись 1897 года заносила все наличное население, и таким образом в число тунгусов Вилюйского округа попало, как мы видели, не мало уроженцев Туруханского края и, наоборот, — многие тунгусы олекминских родов были зарегистрированы в 1897 году где-то в иных местах, а многие майские тунгусы — в Удском или в Охотском округах. Сверх того, нельзя не считаться с фактом не только временного удаления некоторых якутских тунгусов за пределы области, но и нередких случаев выселения их с семьями в ближайшие местности Приморской области. Официальная регистрация, гражданская и церковная, по отношению к тунгусам сильно отставала от хода жизни и отмечала ее текущие явления весьма несовершенно [* Ярким образном ненадежности имевшихся цифр может служить отмеченная Э. К. Пекарским разница в выводах, которые получаются от сопоставления Маиновым («Некоторые данные о тунгусах Якутского края») цифр ревизии 1859 года, с цифрами исповедных росписей Походной и Усть-Майской церквей за 1895 год, с одной стороны, и от сопоставления церковных данных 1895 года с записями Нельканской церкви за 1902 год, — с другой, для родов Бытальского и Кюрбигдинского (бродячих). За первый период получается для Бытальсрого рода убыль в 39,8%, а за второй период прирост в + 27,2%; и для второго рода: + 4,8% за первый период и + 21,4% за второй период. Скачки, объяснимые лишь неточностью записей. Эд. Пекарский и Вл. Цветков. Приаянские тунгусы. СПБ. 1911 г. Они же. Очерки быта приаянских тунгусов. Сборник Музея А. и Э. Ак. Наук. Т. II, I. СПБ. 1913 г.]. Наконец немаловажной причиной видидимого уменьшения численности тунгусов служило их объякучивание при переходе к оседлому образу жизни, так как нередко потомки приселившихся в якутские наслеги тунгусов зачисляются при позднейшем учете населения к якутам...

    ...При кангаласских опросах обнаружились два факта, которые не могут не отзываться на размножении тунгусов весьма неблагоприятно. Во-первых, сравнительно с русскими крестьянами поздний возраст вступления в брак многих мужчин: лишь треть опрошенных имела возможность жениться в возрасте ниже 25 лет; значительное большинство вступало в брак гораздо позже. Причиною этого является недостаток средств на уплату за невесту калыма (от нескольких голов до 30 оленей за девушку). И, наоборот, девушки весьма нередко отдавались в замужество и фактически начинали половую жизнь еще подростками, за несколько лет до регистрируемого церковью венчания. Из 37 женщин опрошенных семей одна женщина была выдана замуж 10-ти лет, четыре — 14-ти лет и шесть — моложе 16-ти лет.

    Сходные с этим результаты получились в 1903 г. при опросах, производившихся среди тунгусов по пути следования на Аян Э. К. Пекарского, участника экспедиции инженера В. М. Попова. В 66-ти опрошенных им хозяйствах 12 (18%) состояло из холостяков-одиночек и 11 из двоих лиц. Из 50 мужчин в возрасте 18-50 лет в браке состояло лишь 27. Причиной такого явления и тут являлся тот же недостаток средств для уплаты калыма. Начало внебрачных половых сношений в нескольких случаях и для мальчиков и для девочек установлено чрезмерно раннее: с 11-тилетнего возраста. Из 54 брачных пар (срок их сожительства не выяснен), 8 пар (14,8%) детей не имели; у 65,56% пар рождалось по 1-5 детей; у 16,66% пар было по 6-10 детей и лишь у одной пары — 11 детей. На100 рождавшихся мальчиков приходилось по 93,9 девочек...

    [С. 75-76 (397-399).]

                                                                           Литература

    Пекарский, Эд. К., и Цветков, В. П. Приаянские тунгусы. Статистико-этнографический очерк. Живая Старина, 1911, XX, вып. II, стр. 219-232; вып. III-IV, стр. 323-356.

    Пекарский, Эд. К., и Цветков, В. П. Очерки быта приаянских тунгусов. Спб. 1913. IV + 127 + 1 н. стр., с 4 карт. и 1 табл. Сборн. Муз. Антропол. и Этногр. при Р.А.Н., т. II, 1.

    [С. 97 (419).]

    *

                                                                                   ХI.

    Г. Г. Доппельмаир

                                            ПУШНОЙ И ОХОТНИЧИЙ ПРОМЫСЕЛ ЯКУТИИ

    ...Материалы о местном значении беличьего промысла по районам весьма скудны; из имеющихся в литературе данных следует отметить данные Э. К. Пекарского для Аян-Нельканского района [* Э. К. Пекарский и В. П. Цветков. Очерки быта Приаянских тунгусов. 1913.]...

    [С. 17 (437).]

                                                                           Литература

    Пекарский, Э. К. и Цветков, В. П. Очерки быта Приаянских тунгусов. Сб. Музея Антр. и Этн. АН. 1913, II, в. I (1-128 стр.).

    [С. 46 (466).]

    *

                                                                                  ХVI.

    Н. В. Воленс

                                            ОЧЕРК ХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРОЯ ЯКУТИИ

                                                                            Литература

    Пекарский, Э. Земельный вопрос у якутов. – Сиб. Вопр., 1908, № 17-18.

    Пекарский, Э. Оседлое или кочевое племя якуты? - Сиб. Вопр., 1908, № 37-38.

    [С. 27 (701).]

 

 

                                                                      УКАЗАТЕЛИ

                           1. Указатель собственных имен и географических названий

    Пекарский, Э. К. 304, 378, 399,437.

    [С. 14 (716).]

 







 

                                                                     ЭТНОГРАФИЯ

    В течение последнего десятилетия возник целый ряд новых этнографических учреждений, появление которых коренным образом видоизменило постановку научной этнографии в нашей стране. Особенно важное значение в судьбах нашей этнографии должно сыграть основание в Петрограде в 1919 г. Этнографического Факультета в составе Географического Института и дальнейшее (1925 г.) слияние этого последнего с Ленинградским Государственным Университетом, причем Этнографический Факультет превратился в Этнографическое Отделение Географического Факультета Университета...

    Для изучения турецкого мира весьма много сделано в многочисленных трудах академика В. В. Бартольда и члена-корреспондента Академии А. Н. Самойловича, Из числа отдельных турецких народностей — якутов изучает с 1924 г. экспедиция КЯР, рассчитанная на пять лет. МАЭ получил в 1918 г, собранную И. В. Поповым коллекцию из быта якутов в 396 предметов. Э. К. Пекарский, закончивший составление полного якутского словаря, заключающего в себе также очень большое количество фольклорных данных, продолжал печатание «Образцов народной литературы якутов» (выпуск 2-ой вышел в 1918 г.), напечатал «Материалы по якутскому обычному праву» (Сборник МАЭ, 1925, V, 2) и 135 якутских пословиц и поговорок с их переводом и примечаниями (Rocznik Orjentalistyczny, 1925)...

    Д. Зеленин.

    /Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик за десять лет 1917-1927. Ленинград. 1927. С. 101, 108./

    *

                                                                  ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

    В стране, значительная часть территории которой лежит в Азии, и в состав населения которой входят многие десятки азиатских народов, интерес к востоковедению должен быть значительным, и мы действительно видим, что среди востоковедов мира наши ученые занимают видное место, и что большинство востоковедных дисциплин представлено у нас крупными силами. Наше научное востоковедение началось в Академии Наук, и в течение последнего десятилетия Академией сделано много как для организации востоковедных работ, так и для самого исследования Востока.

    В Академии за последние десять лет работали и работают в области Востока следующие учреждения: 1) Коллегия Востоковедов, председатель академик В. В. Бартольд; 2) Азиатский Музей, директор академик С. Ф. Ольденбург; 3) Яфетический Институт, директор академик Н. Я. Марр; 4) Кавказский Историко-Археологический Институт (в известной части объединен в работе с Яфетическим Институтом), академик-руководитель Н. Я. Марр; 5) Комиссия по Изучению Племенного Состава Населения СССР, председатель академик С. Ф. Ольденбург; 6) Музей Антропологии и Этнографии, директор академик Е. Ф. Карский; 7) Музей Палеографии, директор академик Н. П. Лихачев; 8) Особый Комитет по Исследованию Союзных и Автономных Республик; 9) Радловский Кружок при Музее Автропологии и Этнографии, где делаются доклады на востоковедные темы, и два учреждения, фактически работающие, но не получившие пока законодательного оформления — 10) Туркологический Институт, директор академик В. В. Бартольд, и 11) Институт Буддийской Культуры, директор академик Ф. И. Щербатской. В ближайшем контакте с Академией с 1903 г. работал Русский Комитет для Изучения Средней и Восточной  Азии, ныне прекративший свое существование. Его председателем был академик В. В. Радлов. Последний выпуск его Известий относится к 1918 г...

     Каждая страна и каждое время имеют, в зависимости от общих условий жизни, свои уклоны научной работы. Это сказывается, конечно, и на востоковедении. Совершенно ясно, что у нас особенное внимание обращено на те народы Востока, которые входят в наш Союз, и это особенно стало заметным за последнее время, когда вопрос национальностей получил такое яркое выявление.

    В области изучения турецких народов Академия и раньше занимала крупное место. Это особенно сказалось за последние десять лет. Потребность иметь надежные, отражающие положение науки, словари вызвала большую работу по полной переработке большого академического словаря покойного академика В. В. Радлова, «Опыт словаря тюркских наречий», с целью составить возможно полный словарь турецких языков, В этой работе, под руководством академика В. В. Бартольда, при ближайшем участии профессоров: члена-корреспондента Академии А. Н. Самойловича и С. Е. Малова, принимает участие большинство туркологов нашего Союза. Кроме переработки этого словаря, идет усиленное печатание «Словаря якутского языка» членом-корреспондентом Академии Э. К. Пекарским и «Уйгурского словаря» В. В. Радлова — С. Е. Маловым. Им же, со значительными дополнениями, издан посмертный труд В. В. Радлова по уйгурским документам из Восточного Туркестана. Академик В. В, Бартольд неуклонно ведет свою работу по истории турецких народов и по Средней Азии вообще, а также по Ирану. Он посещал неоднократно наши среднеазиатские Республики и здесь читал для студентов целый ряд университетских курсов. По просьбе турецкого правительства, он выезжал в Турцию и читал здесь курс истории турецких народов, который напечатан в Константинополе на турецком языке. По приглашению Лондонской Школы Изучения Востока, он читал лекции в Лондоне и редактировал перевод на английский язык своего большого труда: «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», сделав к нему ряд дополнений. В связи с работами по исследованию наших турецких и среднеазиатских Республик, В. В. Бартольд издал несколько трудов по истории Туркестана и готовит историю Туркмении.

    Под руководством академика В. В. Бартольда работает Туркестанский Отдел Комиссии по Изучению Племенного Состава СССР, выпустивший в 1925 г. «Список народностей Туркестанского края» (И. И. Зарубина) и в 1926 г. «Население Самаркандской области. (его же), с картою. Ряд экспедиций в Среднюю Азию с целью исследования ее населения велся, по большей части, под непосредственным руководством В. В. Бартольда. Он же принял деятельное участие в работе по тем же Республикам Особого Комитета по Исследованию Союзных и Автономных Республик.

    По туркологии в изданиях Академии напечатано много работ, также как и по исследованию народов Средней Азии. Из них укажем на некоторые главнейшие — академик В. В. Бартольд: «Улугбек и его время» (1918), «История Туркестана» (1922; напечатано вне Академии), «История культурной жизни Туркестана» (1927); Н. Н. Поппе: «Учебная грамматика якутского языка» (1926); Н. И. Веселовский: «Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время» (1922); ряд других работ академика В. В. Бартольда, из них некоторые с обильными сведениями об исторических материалах рукописных собраний на турецких языках; работы по вопросам лингвистики академика А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого, А. Н. Самойловича, Н. К. Дмитриева, Е. Д. Поливанова, Н. Н. Поппе, особенно по чувашскому языку; работы по этнографии академика В. В. Бартольда, А. Н. Самойловича, В. А. Гордлевского, Э. К. Пекарского, Г. А. Попова, Н. А. Виташевского, К. А. Иностранцева, А. В. Анохина, академика С. Ф. Ольденбурга, И. И. Зарубина, А. А. Ромаскевича, академика И. Ю. Крачковского, С. Е. Малова; работы по литературе А. Н. Самойловича, В. А. Гордлевского, Е. Э. Бертельса, П. А. Фалева; по истории, кроме указанных, и другие труды академика В. В. Бартольда по нумизматике — академика В. В. Бартольда и Р. Р. Фасмера. Этот простой перечень показывает, что Академией уделялось много внимания изучению турецких народов и Средней Азии; работа эта при том ведется в тесном контакте с заинтересованными Союзными Республиками. Так, Академия через своих представителей приняла деятельное участие в I Всесоюзном Туркологическом Съезде в Баку в 1926 г.; Академией подана в Комиссию Совета Народных Комиссаров СССР по Содействию Работам Академии Наук СССР записка об учреждении Туркологического Института для систематизации и объединения туркологических работ самой Академии и тех учреждений, которые пожелают объединить с нею свои туркологические исследования. Одною из первых и главнейших работ Института, естественно, будет подготовка и издание словаря турецких языков...

    В области изучения палеоазиатских народов невозможность напечатать большие накопившиеся материалы по языку, быту и народной словесности палеоазиатов и вообще народов севера и востока Сибири не позволила развернуть всю большую проделанную нашими учеными работу; так, большая часть работы наших сотрудников А. Я. Штернберга, В. Г. Богораза и В. И. Иохельсона все еще ждет издания. Печатали свои труды; В. Г. Богораз, А. Я. Штернберг, В. И, Иохельсон (напечатавший кроме того ряд работ в Америке), Я. П. Кошкин, Н. Н. Поппе, Д. В. Бубрих. Укажем из этих работ на следующие — В. Г. Богораз: «О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени» (1919); В. И, Иохельсон: «Опись фольклорных и лингвистических материалов В, И. Иохельсона, хранящихся в Азиатском Музее Российской Академии Наук. I. Алеуты» (1918), «Материалы по изучению алеутского языка и фольклора» (1923); А. Я. Штернберг: «Культ орла у сибирских народов» (1925) и др.

    Мне пришлось лишь в самых кратких чертах обрисовать ту большую работу, какая проделана за десять лет несколькими десятками академических востоковедов. Даже этот краткий очерк показывает, что работа произведена большая.

    С. Ольденбург.

    /Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик за десять лет 1917-1927. Ленинград. 1927. С.  140-141, 143-145, 154./

    *

                                                     ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Издательская деятельность Академии Наук за истекшее десятилетие с большой выпуклостью отразила все те изменения, которые пережила Академия вместе со всей страной за это время...

    Особого упоминания заслуживают также многочисленные издания словарного типа, выпускаемые Академией. На первом месте стоит известный «Словарь русского языка», печатание которого в последние годы идет усиленным темпом. Упомянем также заканчивающийся в ближайшее время якутский словарь Э. К. Пекарского; осетинско-русско-немецкий словарь В. Ф. Миллера — А. А. Фреймана; уйгурский словарь покойного академика В. В. Радлова, заканчиваемый лишь теперь; турецкий словарь того же В. В. Радлова; персидские словари технических терминов; подготовляемый к печати среднеперсидский словарь и др. Громадность этих работ и их значение для мировой науки трудно переоценить.

    Из старых академических изданий, сохранившихся и успешно развивающихся в настоящее время, на первом месте стоят Известия Академии Наук, почти достигшие дореволюционного размера (свыше 1.800 страниц в 1926 г.), но с неналаженной еще периодичностью; Ежегодник Зоологического Музея; Труды Ботанического Музея; Известия бывш. Отделения Русского Языка и Словесности; Сборник Музея Антропологии и Этнографии; Вibliotheca Buddhica и ряд других...

    Выше было упомянуто, что Издательство Академии, как отдельное учреждение, насчитывает официально лишь три года существования. Несмотря на такой малый срок, Издательство, однако, имеет серьезные достижения организационного и технического характера, благоприятно сказывающиеся на достоинствах академических изданий. Свою основную задачу в настоящее время Издательство видит в непрерывном улучшении технических качеств выпускаемых изданий и в ускорении процессов работы над ними. В тесном контакте с Издательством работают подсобные издательские отделы при Комиссии по Изучению Естественных Производительных Сил СССР, Комиссии по Изучению Якутской АССР и Особом Комитете по Исследованию Союзных и Автономных Республик.

    Н. Андреев.

    /Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик за десять лет 1917-1927. Ленинград. 1927. С. 216, 224-225./

 


 

    Тюркские языки («турецко-татарские»), на которых говорят около 40 млн. людей, — это, в сущности, один язык, распадающийся на множество наречий (или тоже «языков») и поднаречий. Он есть ветвь алтайской, или (шире) урало-алтайской языковой семьи, в которую входят еще вместе с ним, как члены алтайской группы, — ветвь монгольская (монголы, буряты, калмыки) и ветвь тунгузская (тунгузы, манджу и ламуты), а как члены группы уральской, — м. б. ветвь угро-финская и самоедская; эти две сюда включаются согласно с достаточно общепринятой, хотя крайне спорной, классификацией (см. урало-алтайские языки). За речью тюрков османских (в М. Азии, или Анатолии, и на Балканском полуо-ве) укрепилось в житейском обиходе преимущественное название «турецкий язык», и для отличия от османов все, говорящие прочими наречиями, именуются «тюрками» (с «ю», а не «у»), или «тюрко-татарами»; и с этой терминологиею, принятою у самих тюрков, нельзя не считаться, хотя в глазах тюрколога-лингвиста все они могли бы быть называемы единообразно — просто «турки» (см. турки). Среди всей этой семьи языков сильно обособленное место занимает язык якутов в Сибири и язык чувашей (потомков волжских булгар) на Волге у Чебоксар; сродни булгарскому был язык хазаров (см.)...

    [Стлб. 404.]

    Якутские грамматики — очень важная О. Böhtlingk, «Ueber die Sprache der Jakuten» (Спб., 1851, со словарем); С. Ястремский, «Грамм. якутского языка» (Иркутск, 1900); Н. Поппе, «Учебная грамм. якут. яз.» (М., 1926), и руководящий труд В. Радлова: «Die jakutische Sprache in ihrem Verhältnisse zu den Türksprachen» в «Записках» (Mémoires) Росс. ак. наук, ист.-фил., т. VIII (1908). Огромный якутский словарь Э. К. Пекарского издает Академия наук; его же, «Краткий русско-якутский словарь» (Спб., 1916)...

    А. Крымский.

    [Стлб. 413.]

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz