niedziela, 10 lipca 2022

ЎЎЎ 26-1. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 26-1. 1930-1. Койданава. "Кальвіна". 2022.










                                           ОТЧЕТЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    По общему собранию

                                                              ТИПОГРАФИЯ (ТАН)

                                                      1. Издания, вышедшие в 1929 г.

                                  ІІІ. ИЗДАНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

                                                     Серии и периодические издания

 

    По Отделению гуманитарных наук

                                    МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ (МАЭ)

    Отдел Сибири и Севера Европы. До 1 VIII заведовал Отделом И. И. Майнов, с 1 VIII по 1 XI временно заведывал Э. К. Пекарский и с 6 XI В. Г. Богораз. С 5 X в Отдел переведена научн. сотрудн. Л. Э. Каруновская, и с 15 X принят научн. сотрудн. Е. А. Крейнович. Согласно с пятилетним планом Отдел приступил к переустройству магазина; в первую очередь были обработаны и размещены во вновь отведенном помещении меховые предметы в количестве 2 200 №№. Разработан план реэкспозиции Отдела, на основе максимального выявления производственной и экономической базы, характерной для отдельных народностей, с вырастающими на этой базе надстройками. Приступлено к реэкспозиции коллекций по амурскому кругу народностей. Составлены рабочие списки коллекций по всем народностям Сибири; изготовлены надписи и пояснительные этнографические карты для выставленных коллекций. Новых коллекций обработано и зарегистрировано 10 из 381 предм. Наиболее ценные коллекции доставлены: Л. Э. Каруновской по быту алтайских народностей, Н. К. Каргером по кетам и А. С. Форштейном по быту азиатских эскимосов. Во время командировки научн. сотрудн. Отдела И. И. Козьминского регистрация коллекций была поручена В. Н. Васильеву, который составил также описание тунгусских коллекций Отдела. Приватно работали в Отделе B. А. Аврорин, И. П. Сойкконен и А. А. Попов.

    В отчетном году заведующим Отделом И. И. Майновым напечатано предисловие к трудам Д. М. Павлинова, Н. А. Виташевского и Л. Г. Левенталя, в серии Материалов КЯР. И. И. Козьминским напечатан отчет Гарино-Амгунской экспедиции и прочитано два доклада: «Эволюция и типология сибирских саней» и «Отчет о командировке к орочам летом 1929 г.; подготовлен к печати отчет по Амурской экспедиции АН. Л. Э. Каруновская прочла доклад «О результатах экспедиции в Ойратскую АО и Барнаульский окр. Сибирского края»; с 15 V по 25 IX находилась в командировке. Е. А. Крейнович прочел доклад о «Медвежьем празднике».

    [С. 167.]

    Галлерея Петра I. Заведующий Э. К. Пекарский. В отчетном году Галлерею посетило 16570 чел., из них 4114 чел. в составе 177 экскурсий и 12456 чел. отдельных посетителей. В Галлерее занимались: П. В. Завитаев, М. А. Шангин, К. А. Сербинович, Н. А. Вознесенский, писатель А. Н. Толстой и др. В Галлерею поступили: картина масляными красками, изображающая одну из шведских баталий, и книги — в дар от Э. К. Пекарского и от Комитета популяризации художественных изданий. Заведующий Галлерей Э. К. Пекарский напечатал вып. XII Словаря Якутского Языка (изд. АН) и приготовил к печати, в сотрудничестве с Н. П. Поповым, статью «Якутская сказка». В качестве члена КЯР закончил редактирование «Образцов народной литературы якутов» в переводе С. В. Ястремского; редактировал заклинания якутских шаманов, записанные А. А. Поповым; давал отзывы о предварительных отчетах сотрудников КЯР и транскрибировал якутские термины и географические названия в рукописях, печатаемых в Материалах и Трудах КЯР.

    Библиотека. Заведующий Д. К. Зеленин. Общее число поступлений за отчетный период — 848 назв. в 1 404 тт. В числе поступлений: иностранных книг 247 назв. в 323 тт.; иностранных журналов 65 назв. в 296 тт.; русских книг 418 назв. в 532 тт.; русских журналов 93 назв. в 246 тт.; карт 7. Переплетено книг на сумму 150 р. Путем обмена получено 343 тт., куплено 646 тт.; получено в дар 415 тт., от Музея города, от сотрудников МАЭ и от следующих лиц: В. К. Арсеньева, акад. В. В. Бартольда, Л. С. Берга, П. С. Богословского, Н. И. Воробьева, А. М. Габинского, С. Л. Гинзбурга, В. Ф. Груздева, А. Г. Данилина, Б. С. Жукова, В. И. Иохельсона, акад. Е. Ф. Карского, В. Л. Котвича, Э. К. Пекарского, Н. Н. Поппе, Н. П. Попова, А. П. Потапова, В. И. Равдоникаса, А. А. Ромаскевича, Н. В. Сибилова, А. С. Стрелкова, П. П. Хороших, М. Худякова, Я. В. Чекановского, Б. Черняковского, Г. Ф. Чурсина, С. М. Широкогорова, Р. В. Шмидт, Н. Findeisen, Н. Williams. Общее количество книг Библиотеки МАЭ 15 841. При Библиотеке организован Кабинет экскурсовода, обслуживающий книгами и иными пособиями экскурсоводов МАЭ. Научн. сотрудн. Е. М. Кубиш, помимо выдачи и каталогизации книг и текущей работы по Библиотеке, продолжала составление предметного каталога этнографических, антропологических и археологических статей.

    Радловский Кружок. Правление Кружка в отчетном году состояло из председателя акад. В. В. Бартольда, секретаря С. М. Дудина и членов: акад. В. Я. Владимирцева, акад. А. Н. Самойловича и Э. К. Пекарского. Состоялось общее публичное собрание Кружка и 8 расширенных заседаний Правления. В общем собрании акад. А. Н. Самойлович прочел доклад «Конференция по вопросам языка, правописания и терминологии в г. Самарканде в мае с. г.». В расширенных заседаниях Правления сделаны сообщения: А. В. Шмидт «Предварительный отчет об археологических изысканиях Башкирской и Уральской экспедиций 1928 г.»; А. А. Попов «Якутский шаман: призвание, духи, смерть и загробная жизнь»; Н. П. Дыренкова: «Вода, горы и лес в верованьях турецких племен Минусинского края» и «Бубен в турецко-монгольском шаманстве»; К. К. Юдахин «Поездка к киргизам Каракольского кантона и к узбекам Манкента летом 1928 г.»; А. И. Новиков «О пенатах кумандинцев»; Н. В. Шаскольская «К вопросу о пережитках верований в Средней Азии»; акад. А. Н. Самойлович «К изучению кыпчацкой группы турецких диалектов».

    [С. 175-176.]

 



 

                          ЦЕННАЯ НАУЧНАЯ КНИГА УПОТРЕБЛЯЕТСЯ НА ОБЕРТКИ

    Речь идет об изданной в Иркутске 5 лет тому назад на средства ЯАССР книги «Якуты» под редакцией и с предисловием Э. К. Пекарского, с приложением указателя историко-этнологической литературы о якутской народности. Этот труд является ценным справочником для лиц занимающихся вопросами якутоведения. Тираж книги — 1000 экземпляров. На издание книги затрачена не одна тысяча рублей, и книга эта употребляется на обертки духов, мыла, кружев и пудры в галантерейном отделении магазина Якутгосторга № 1.

    По показанию служащего центрального склада Якутгосторга, Игумнова, эти книги сданы были в центрсклад в 1925 г. и находились на учете последнего.

    После акционирования Якутторга с госторгом эти книги попали в неликвидный магазин Якутгосторга в оттуда в галантерейное отделение розмага № 1 на обертки.

    В. Б.

    /Автономная Якутия. Якутск. № 26. 1 февраля 1930. С. 4./

 




 

                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ I.

                                                  СПИСОК ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦ,

                           С КОТОРЫМИ ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

                                                 ОБМЕНИВАЕТСЯ ИЗДАНИЯМИ

    Азадовсквй М. К., профессор Иркутского государственного университета» этнограф и библиограф Сибири (Иркутск).

    Берг Л. С., член-корреспондент Академии Наук СССР, профессор Гидрологического института, географ (Ленинград).

    Библиографическая комиссия Центрального бюро краеведения (Ленинград).

    Библиотека Государственного Дальневосточного университета (Владивосток).

    Библиотека Иркутского государственного университета (Иркутск).

    Библиотека Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова (Москва).

    Библиотека Ленинградского восточного института имени А. С. Енукидзе. (Ленинград).

    Богораз-Тан В. Г., профессор Ленинградского государственного университета, исследователь севера Якутии (Ленинград).

    Бутурлин С. А., профессор, ученый секретарь Комитета Севера при Прези­диуме ВЦИК, орнитолог (Москва).

    Вологодское общество изучения Северного Края (Вологда).

    Восточно-Сибирский отдел Государственного Русского географического- общества (Иркутск).

    Всенародная библиотека Украины при Всеукраинской Академии Наук (Киев).

    Всесоюзный Центральный комитет нового тюркского алфавита (Баку).

    Государственный Гидрологический институт (Ленинград).

    Дальневосточная геофизическая обсерватория (Владивосток).

    Дальневосточная книжная палата (Хабаровск).

    Драверт П. Л., профессор Сельскохозяйственной академии, минералог (Омск).

    Евгенов Н. И., Гидролог, начальник Карской экспедиции (Ленинград).

    Западносибирский отдел Государственного Русского географического обще­ства (Омск).

    Здобнов Н. В., библиограф (Москва).

    Иванов П. Г., научный работник, занимающийся изучением турецко-татарских; наречий (Томск).

    Ильинский Л. К., профессор Ленинградского государственного университета» библиограф (Ленинград).

    Колпакова Т. А., врач-бактериолог, б. участница Якутской экспедиции Академии Наук СССР (Ленинград).

    Комиссия Академии Наук СССР по изучению Якутской АСС Республики (Ленинград).

    Магнитно-Метеорологическая обсерватория (Иркутск).

    Майнов И. И., этнограф-антрополог, якутовед (Ленинград).

    Миротворцев К. Н., профессор Иркутского государственного университета (Иркутск).

    Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной. экономии (Москва).

    Николаев В. И., (Москва).

    Обручев В. А., действительный член Академии Наук СССР, геолог Сибири (Ленинград).

    Общество изучения Маньчжурского Края. (Харбин).

    Общество краеведения (Архангельск).

    Общество, обследования и изучения Азербайджана при АЗЦИК’е (Баку).

    Огородников В. И., профессор Государственного Дальневосточного университета, историк Сибири (Владивосток).

    Пекарский Э. К., член-корреспондент Академии Наук СССР, этнограф-якутовед, составитель словаря якутского языка (Ленинград).

    Поппе Н. Н., научный работник Азиатского музея Академии Наук СССР, лингвист (Ленинград).

    Самойлович А. Н., действительный член Академии Наук СССР, турколог (Ленинград).

     Среднеазиатская государственная библиотека (Ташкент).

    Тихоокеанская научно-промысловая станция (Владивосток).

    Халдеев В. Д., экономист-статистик (Москва).

    Хороших П. П., научный работник, бурятовед (Иркутск).

    Нейтральная библиотека Китайской восточной железной дороги (Харбин).

    Шрейбер С. Е., врач, б. участник Якутской экспедиции Академии Наук СССР (Ленинград).

    Экономическая жизнь Дальнего Востока, журнал (Хабаровск).

    Ястремский С. В., исследователь Якутии (Одесса).

    Всем этим организациям и лицам высылаются издания на русском языке, а некоторым — и на якутском.

    /Отчет Якутской государственной национальной библиотеки за 1928 -1929 год. Ленинград. 1930. С. 29-30./

 


 

    С. Ахапкин

                          ЛЕВ ГАРТМАН ПО МАТЕРИАЛАМ САРАТОВСКОЙ ОХРАНКИ

    Лев Николаевич Гартман был рядовым революционером народнического периода истории Российской революции. Он принадлежал ко второму «призыву» народников 70-х гг., которые, не взирая на то, что в это время готовился процесс 193-х и что двинувшийся в народ первый призыв революционеров почти весь был брошен в тюрьмы, по свидетельству М. Р. Попова, еще с большей энергией рвался в народ [* М. Р. Попов. Из моего революционного прошлого. «Былое», 1907 г., № 5, стр. 276.]. И, действительно, едва успел окрепнуть ростовский кружок (Емельянов, Попов, Тищенко, Быковцев, Гартман, Мозговой, братья Осинские и друг.), как уже в ближайшую весну 1877 г. он полностью двинулся в народ. «Как ни велик был разгром революционных сил, — пишет В. Фигнер о положении в середине 70-х годов, — несколько тысяч молодежи так или иначе было вовлечено в общий поток революционных энтузиастов» [* В. Фигнер. Марк Андреевич Натансон. «Каторга и Ссылка», 1929 г., № 56, стр. 142.]. Гартман был захвачен этим потоком с 1876 г. и в целях революционной пропаганды исколесил почти всю Россию от Севастополя до Петербурга.

    Собирание биографического материала, касающегося рядового народника, представляет интерес для историка революционного движения уже в силу того, что эти биографии есть сама история хождения в народ, есть история периферии народничества. А с именем Гартмана связано, кроме того, два исторических события — взрыв на Московско-Курской жел. дороге 19 ноября 1879 г. и его освобождение из тюрьмы в Париже 7 марта 1880 г. Последнее событие является историческим не потому, конечно, что вокруг этого вопроса выросла целая публицистика и создавался дипломатический инцидент; историческое и международное значение этого события определилось упорной и ожесточенной борьбой, которая развернулась на почве борьбы за жизнь русского революционера между социалистическими и радикальными элементами Запада и самодержавной реакцией России. Освобождение Гартмана было победой международной революционной солидарности, было доказательством того, что русская революционная борьба имеет, союзников в социалистическом движении Запада. Не случайно, что в Лондоне Л. Н. Гартмана встречала депутация рабочих союзов. Неудача под Москвой была в некотором роде компенсирована победой в Париже.

    О Гартмане и его товарищах Пекарском и Лобове в делах Саратовского губ. жанд. управления сохранилось дело под общим заглавием «О государственном преступлении Гартмана и друг.» [* Архив Сарат. губ. жанд. управл. за 1880 г. Дело по описи № 15/22.]. Следственная переписка велась преимущественно между Саратовским, Тамбовским, Московским, Самарским губ. жанд. управл. и министерством внутренних дел. Закончилось следствие в июле 1880 г.

    После ареста близ села Сергиевского, Кубанской областа, и побега из Екатеринодара, Гартман около 20 июля 1878 г., под именем дворянина Николая Степановича Лихачева, устроился на должность писаря Покровского волостного суда при содействии старшины Тихонова... [* Л. Гартман. Из воспоминаний, «Былое», 1900-1902 г., вып. 1.]...

    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. № 4. Кн. 65. Москва. 1930. С. 169-170./

 




 

    Ионов, Всеволод Михайлович, дворянин. Род. в 1851 г. в Астрахани, в чиновничьей семье. Окончил Царицынскую гимназию и был студентом Технолог. ин-та в Петербурге. В 1875-1876 г.г. устраивал на своей квартире в Москве, вместе с В. Ивановским, собрания рабочих для пропаганды; распространял револ. литературу среди рабочих Богородско-Глуховскоой фабрики. Арестован в Москве в янв. 1876 г. и привлечен и дознанию по обвинению в составлении сообщества для революц. пропаганды (дело В. Ивановского и друг.). Особ. прис. Сената 6 июня 1877 г. признан виновным и приговорен к лишен. всех прав состояния и к каторжным работам на заводах на пять лет. Каторжн. работы отбывал в Ново-Белгородском кат. централе. С 13 окт. 1880 г. содержался в Мценской перес. тюрьме и в февр. 1882 г. прибыл на Кару. В 1883 г. выпущен на поселение в Якутск. область; с 14 июля т. г. жил в IV-м Баягантайск. наслеге; в конце 1886 г. поселен во II-м Игидейском наслеге; в 1892 г. получил право приписки к одному из мещанск. общ-в в Сибири; в 1893 г. переведен в Батурусск. улус. Занимался изучением быта якутов. В 1898 г. переехал в Якутск, где находился под негласн. надзором до 1900 г. В 1907 г. привлекался к дознанию за имение нелегальн. изданий. До 1911 г. жил в Якутске, где много лет держал частную школу; был фактическим редактором газет «Якутск. Край» и «Якутск. Жизнь. В 1910 г. выехал в Европ. Россию. Жил в Петербурге, работая при типографии Академии Наук. Писатель-этнограф, участник научных экспедиций. Умер в мест. Буча под Киевом 2 февр. 1922 г.

    Сообщения: М. М. Клевенского, И. И. Майнова, Э. К. Пекарского...

    «Вперед» т. V (1877), 133 (По поводу последних политических процессов). — ... — Э. Пекарский, «Кат. и Сс.» 1924, IV (11), 98-99 (Отрывки из воспоминаний). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и  М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 515-516./

 

 

    Клеменц, Дмитрий Александрович, сын немца, управляющего имением. Род. в дер. Горяиновой (Самарск. губ.) 14 дек. 1848 г. Учился в Самарской, а потом в Казанской гимназии. Через год после окончания гимназии поступил на физ.-математ. фак-т Казанского ун-та; с четвертого курса перешел в Петерб. ун-т. В Петербурге, сблизившись с Натансоном и др., вошел в кружок чайковцев. Автор пропаганд. стихотворений («Барка») и сказок. В конце 1872 г. - нач. 1873 г. вел пропаганду среди рабочих в Петербурге за Невской заставой (с Синегубом) и на Выборгск. стороне (с Чарушиным). Летом 1873 г. вел пропаганду вместе с Кравчинским в мест. «Клочки» под Петербургом. Весною 1874 г., перейдя на нелегальное положение и скрывшись от преследования, выехал в Москву, где вошел в сношения с местными пропагандистскими кружками; жил в Москве под фамилиями Михайлова и Ельцинского. В апр. - мае 1874 г. вел пропаганду в имении Иванчина-Писарева Потапово (Яросл. губ.); жил под фамилией Вас. Сем. Шевелева. Успел скрыться до июньских арестов 1874 г. В 1875 г. выехал за границу, где занимался научной работою в Берлине и Париже. Осенью 1875 г. был опять в России, после чего выехал за границу и принял участие в Герцоговинском восстании. После перемирия жил в Женеве и Париже; сотрудничал в журн. «Вперед», был одним из редакторов «Общины». При образовании общества «Земля и Воля», во втор. полов. 1878 г. кооптирован в основную группу и вскоре был вызван из-за границы для редактирования органа общ-ва. Редактируя «Землю и Волю», сотрудничал в «Отеч. Записках» и в других легальн. петерб. журналах. Арестован в февр. 1879 г. в Петербурге, на квартире земца Александрова, благодаря указаниям Рейнштейна, и 29 марта 1879 г. заключен в Петропавл. крепость; 20 авг. 1881 г. переведен в Дом предвар. заключения. По выс. пов. дело о нем разрешено в администр. порядке с высылкою его под надзор полиции на пять лет в Восточн. Сибирь. 26 сент. 1881 г. вместе с партией отправлен в Сибирь и в конце т. г. водворен в Минусинске, где вскоре принял деятельное участие в минусинском музее Мартьянова. Сотрудничал в «Сибирск. Газете» и был одним из главных ее сотрудников. С 1883 г. совершил ряд научных экспедиций по Сибири и Монголии. В 1888 г., поселившись в Иркутске, был хранителем местн. музея и правителем дел Восточно-Сибирского отдела Русск. Географич. общ-ва. В 1894 г. организовал т. наз. Якутскую Сибиряковскую экспедицию, в состав которой вошли преимущественно политические ссыльные. В 1897 г. переселился в Петербург и занял должность старшего этнографа при Музее антропологии и этнографии Академии наук. Был близок к редакции журн. «Русск. Богатство». В сред. 1900-х г.г. приглашен стать во главе Этнографического отдела Русского музея Александра III. В 1910 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где умер 8 янв. 1914 г.

    Сообщения: М. М. Клевенского, Э. К. Пекарского, И. И. Попова, М. Ф. Фроленко. — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 575-577./

 

 

    Кленов, Василий Дмитриевич, одесск. мещанин. Род. ок. 1856 г. Образование получил в сельск. школе. С 1871 г. проживал в Одессе; был грузчиком в порту, сцепщиком на жел. дороге, рабочим в литографии управленияОдесск. жел. дороги. В 1875 г. посещал одесский кружок лавристов. Принимал участие вместе с Ар. Гобстом в пропаганде среди солдат Замосцкого полка. В 1877 г. вступил в кружок Ив. М. Ковальского и помогал последнему в устройстве типографии. За кражу шрифта в т. г. приговорен к семидневному аресту при полиции. В связи с арестами в сент. т. г., произведенными по делу о пропаганде среди солдат Замосцкого полка, подчинен негласн. надзору. В янв. 1878 г. вместе со Свитычем и Ковальским отпечатал воззвание «Голос честных людей». Арестован 30 янв. 1878 г. в Одессе на квартире Мержановой, где Ковальским и др. было оказано вооруженное сопротивление. Предан суду по обвинению во вступлении в противозакон. сообщество со знанием его целей, в похищении типографского шрифта и в вооруженном сопротивлении (дело Ковальского). Одесск. военно-окружн. судом признан виновным и приговорен 28 июля 1878 г. к лишению всех прав сост. и к каторжным работам на заводах на 4 года. Каторжные работы сначала отбывал в Новобелгородск. централе, в котором пробыл до 11 ноября 1880 г.; до весны 1881 г. находился в Мценской тюрьме, а осенью 1881 г. и в нач. 1882 г. в Иркутской. На Кару прибыл в февр. 1882 г. В 1883 г. переведен на поселение; жил в Верхоленске (Иркутск. губ.). За неподчинение распоряжениям губернатора переведен в Якутск. обл.; около года жил в Баягантайском улусе, потом в Намском улусе. В 1895 г. получил разрешение на въезд в Европ. Россию. Умер в Екатеринбурге в февр. 1912 г.

    Сообщения: И. И. Майнова, Э. К. Пекарского. —

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и  М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 579-580./

 

 

    Костюрин, Виктор Федорович, дворянин, сын титул. советника. Род. в 1853 г. в Дубоссарах (Херсонск. губ.). Запасной канонир артилл. бригады из вольноопределяющихся. Бывш. студент Новоросс. ун-та. В 1873-1874 гг. принимал участие в одесск. кружке Ф. В. Волховского (одесское отделение кружка чайковцев). В 1874 г. жил в Одессе вместе с Франжоли; посещал артели рабочих и вел пропаганду. В 1875 г., переселившись в Киев, примкнул к киевск. кружку «бунтарей» Дебогория-Мокриевича. В нач. 1876 г. входил (кличка «Алеша Попович») в елизаветградский кружок, организованный К. Янковским, Як. Стефановичем и Л. Дейчем. Принимал участие в организации покушения на Гориновича. Арестован в нач. 1877 г. в Одессе и привлечен к дознанию по делу о пропаганде в империи (193). 25 марта 1877 г. бежал при помощи М. Фроленко из Одесск. жанд. казарм, оказав вооруженное сопротивление часовому. Летом 1877 г. под фамилией Свириденко скрывался в Днепровск. у. (Таврическ. губ.), в имении Неустроевой. Вторично арестован 20 июля 1877 г. в Херсоне и отправлен в Петербург, где 20 сент. 1877 г. заключен в Петропавловск. крепость. 17 окт. т. г. переведен в Дом предвар. заключения. Предан 5 мая 1877 г. суду ос. присутств. Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нем (процесс 193-х). 10 ноября 1877 г. удален из залы заседаний за отказ отвечать на вопросы суда. 20 ноября т. г. снова водворен в Петроп. крепость. Приговором 23 янв. 1878 г. признан виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием его преступн. целей и присужден к поселению на житье в Тобольск. губ. Не был отправлен в Сибирь в виду привлечения его к другому дознанию по обвинению в покушении на Гориновича. В Петропавл. крепости находился до 15 сент. 1879 г., когда был отправлен в Одессу; в июне т. г. принял участие в голодовке в Петроп. крепости. Одесск. военно-окружн. судом 3 дек. 1879 г. по делу Малинки, Дробязгина и др. приговорен к лишению всех прав и к каторжным работам на 10 лет. Каторжные работы отбывал на Каре, куда прибыл 16 окт. 1880 г., и находился до 10 дек. 1885 г. В нач. 1886 г. отправлен на поселение в Якутск. область, где водворен в Батурусск. улусе; в янв. 1888 г. переселен в Чурапчу (того же наслега). Из Якутск. области выехал в июне 1893 г. и поселился в Тобольске. Сотрудничал в сибирской прессе; был сотрудником, а потом редактором газ. «Сибирский Листок», издаваемой его женою. За участие в революции 1905 г. выслан в администр. порядке из Тобольска в Сургут (Тобольск. губ.). В 1917 г. проживал в Тобольске; умер там же 2 июня 1919 г.

    Сообщение Э. К. Пекарского. — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 663-665./

 

 

    Кропоткин Александр Алексеевич, князь, дворянин Московск. губ., брат П. А. Кропоткина. Род. в Москве 10 авг. 1841 г. Осенью 1853 г., по распоряжению Николая I, поступил в Моск. кадетск. корпус, из которого вышел в 1859 г., желая поступить в ун-т. Состоял вольнослушателем Московск. ун-та и принимал в октябре 1861 г. активное участие в студенческих волнениях. По выс. пов. 6 февр. 1862 г. уволен из ун-та и предназначен к высылке из Москвы под надзор полиции на год в случае отсутствия в столицах поручителей. В 1864 г. по совету брата П. А. Кропоткина поступил на службу в Иркутский казачий полк. В нач. 1867 г. вместе с братом вернулся в Петербург и осенью т. г. поступил в Военно-Юрид. академию. По окончании в ней курса в 1869 г. зачислен кандидатом на судебную должность при Петерб. военном суде. Скоро вышел в отставку и перешел на гражданскую службу; служил в Телеграфном департаменте (пом. начальника отделения, а потом юрисконсультом). В 1872 г. вышел в отставку с чином титулярного советника и выехал за границу. В 1872-1874 г.г. жил в Швейцарии; принимал участие в делах русской эмиграции; близко сошелся с П. Л. Лавровым. После ареста П. А. Кропоткина вернулся в Россию в июле 1874 г. Вследствие политической неблагонадежности подчинен особ. надзору. Арестован в конце декабря 1874 г. в Петербурге, вследствие перехваченной переписки с П. Л. Лавровым, и по выс. пов. в мае 1875 г. выслан в администр. порядке в Минусинск (Енисейской губ.) под надзор полиции. По постановлению Особ. совещания от 8 марта 1882 г. переведен в Зап. Сибирь и в июне т. г. водворен в Томске. В Сибири переводил с английского, сотрудничал в журнале «Знание» и в «Сибирской Газете»; занимался астрономией. Застрелился в Томске 25 июля 1886 г.

    Сообщение В. С. Кропоткиной. — ... Справка (А.

    «Колокол» л. 137 (1861), стр. 1137 (Материалы по истории студенческого движения). — ... — «Кат. и Сс.» 1924, ІІІ (10), 220 (два письма В. Шаганова Э. К. Пекарскому). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 685-686./

    *

    Кузнецкий, Александр Николаевич, сын священника. Род. ок. 1856 г. в Полтавск. губ. В 1878 г. был студентом Харьк. ветерин. инст-та и за участие в студенческ. движении в конце 1878 г., как один из главных участников (произнес на сходке в дек. 1878 г. речь), выслан под надзор полиции в Полтаву. За присутствие на панихиде-демонстрации 11 марта 1879 г. по умершим в ссылке студентам Михалевиче и Подольском (по агентурным сведениям, был устроителем панихиды), выслан в администр. порядке в Иркутск, губ. Водворен в Киренске (Иркутск. губ.), где 5 марта 1881 г. принимал участие в пирушке поднадзорных по поводу смерти Александра II.

    Справки (А. Кузнецкий, Андриевский, Ф. Жарко, Лесевицкий, Эд. Пекарский, Рейдер, Н. Сивцов, Смирнов). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 703-704./

    *

    Левенталь, Елеазар (Лейзер), сын учителя еврейск. школы. Род. в Могилеве. Товарищ П. Аксельрода. По окончании гимназии в Могилеве поступил в 1872 г. в Киевск. ун-т. В 1873 г. вошел в киевский револ. кружок, примкнувший к чайковцам и организованный Аксельродом и Гуревичем; вел пропаганду в артелях рабочих, изучал ремесла с целью пропаганды в народе. В конце мая - нач. июня 1874 г. помог Божко-Божинскому организовать революц. кружок в Чернигове. После ареста Лурье в окт. 1874 г. вместе с братом и П. Аксельродом бежал за границу. Жил в Женеве, был одним из редакторов журн. «Община» в 1878 г. Работал в Женеве на медиц. факультете и по окончании его занимал кафедру гистологии в Лозаннском ун-те. Отошел от революц. деятельности.

    Справка (Е. Левенталь). — ... Э. Пекарский, «Кат. и Сс.» 1925, III (16), 103 (Отрывки из воспоминаний Л. Г. Левенталя). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 753-754./

 

    Левенталь, Лев (Лейба) Григорьевич, сын мещанина Сувалкск. губ. Род. в 1856 г. в г. Кальварии. По окончании гимназии поступил в Московск. ун-т; был на медицинск. и юридическ. факультетах. Принадлежал к общ-ву «Земля и Воля»; вел пропаганду среди учащейся молодежи; занимался доставкою нелегальн. литературы из Петербурга в Москву и сбором денег на революц. цели. В 1878 г. В. Обнорский предложил ему принять участие в организуемой в Москве тайной типографии. Арестован в Петербурге на Николаевск. вокзале с транспортом только что отпечатанного № 2 «3емли и Воли». С 11 янв. 1879 г. по 4 мая 1880 г. содержался в Петропавловск. крепости, после чего переведен в Дом предварит. заключения. Петербургск. военно-окружн. судом по делу об убийстве Мезенцова 14 мая 1880 г. признан виновным во вступлении в противоправит. сообщество и приговорен к лишен. всех прав состояния и к каторжн. работам в крепостях на десять лет; срок работы по конфирмации приговора сокращен до 6-ти лет. Во втор. половине 1880 г. содержался в Вышневолоцкой перес. тюрьме, после чего отправлен на Кару, куда прибыл в февр. 1881 г. В 1884 г. вышел на поселение; поселен в Баягантайск. улусе (Якутск. обл.), где пробыл до 1898 г.; принимал участие в экспедиции, снаряженной И. М. Сибиряковым. Летом 1898 г. выехал в Европ. Россию. В нач. 1900-х г.г. жил в Полтаве и работал в земск. статистич. бюро. Умер в 1910 г. в Польше.

    Сообщение И. И. Попова). — ...

    «Кат. и Сс.» 1925, III (16 ), 102-105 (Отрывок из воспоминаний Л. Г. Левенталя. Сообщил Э. К. Пекарский)...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 754-755./

 

 

    Лизогуб, Дмитрий Андреевич, дворянин Черниговск. губ. Род. в 1850 (1845?) г. в богатой украинск. помещичьей семье. Крупный землевладелец в Городненск. и Черниговск. у. (Черниговск. губ.). Учился в Екатериносл. гимназии, потом был на юридич. фак-те Петерб. ун-та, из которого вышел с 4-го курса. С 1865 г. по 1868 г. и с мая по август 1874 г. был за границей. Был в сношениях с редакцией журн. «Вперед». В 1874 г., по оговору Трудницкого, был привлечен к дознанию по делу о пропаганде в империи (193), по обвинению в принадлежности к кружку Жебуневых. Задержан осенью 1874 г. при возвращении из-за границы и отправлен в свое имение в Черниговск. губ. В конце 1874 г. примкнул к киевск. кружку, организованному Дейчем и Фесенко для пропаганды среди приверженцев рационалистических сект. По выс. пов. 19 февр. 1876 г. дело о нем разрешено в администр. порядке с учреждением за ним за принадлежность к кружку Жебуневых негласн. надзора полиции; подчинен надзору с 4 авг. 1876 г.; в сент. т. г. выбыл в Черниговск. губ. В 1876 г. о нем возникло новое дело о найденных в мае 1876 г. в его доме запрещен, книгах; за недостатком улик дело о нем прекращено. В 1877 г. привлекался к третьему дознанию, возникшему в окт. 1877 г. в Полтавск. губ. по делу о тайном обществе в Полтаве «Уния», по обвинению в распространении запрещ. изданий. По выс. пов. 6 апр. 1877 г. дело о нем разрешено в администр. порядке с учреждением гласн. надзора и с воспрещением всяких с места жительства отлучек. Ходатайство его в 1877 г. о выдаче ему заграничн. паспорта отклонено. В нач. 1877 г. был одним из членов-учредителей «Земли и Воли». В 1878 г. жил в Киеве и Одессе. В т. г., в виду непрекращавшихся сведений о его политическ. неблагонадежности, предназначен к высылке из Одессы в Архангельскую губ. Осенью 1878 г. привлечен к дознанию по делу Чубарова сначала в качестве свидетеля, а потом обвиняемого. Арестован в перв. пол. августа (в сент.?) 1878 г. и заключен в Одесск. тюрьму. Благодаря «чистосердечным показаниям» управляющего его имением Дриго и содержавшегося одновременно с ним в Одесск. тюрьме Фед. Курицына обвинялся в близких сношениях с госуд. преступниками Малинкою, Ковальским, Чубаровым, Осинским, в предоставлении на революцион. цели значительных денежных средств, в намерении подготовки восстания крестьян в больших размерах, чем было сделано Дейчем, Стефановичем и Бохановским (Чигиринское дело), в сочувствии и в подготовке террористических актов. Предан суду и Одесским военно-окружным судом 6 авг. 1879 г. признан одним из главных руководителей русской социально-революцион. партии и приговорен к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение 10 авг. 1879 г. в Одессе.

    Справки (Д. Лизогуб, Дриго, Желтоновский, А. Жемчужников, К. Иванов, С. Лешерн-фон-Герцфельдт, Ольховский, Пащенко, Эд. Пекарский, Подмогильный, Спандони, Эдельштейн). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 779-780./

    *

    Лобанев-Лобанчук-Гудзь, Петр Федорович, мещанин Киевск. губ. Род. ок. 1853 г. Грамотный. В 1864 г. поступил учеником в мастерскую жестяных изделий в Киеве. С 1874 г. работал жестяником на Киевском вокзале Киево-Брестской жел. дороги. В 1878 г. переехал в Одессу, где служил жестяником на Одесск. вокзале. В конце 1878 г. возвратился в Киев, где примкнул к революц. кружку, имевшему назначение добывание денежн. средств для революционных целей и руководимому Ив. Басовым; был кассиром кружка. Принимал участие в доставке из-за границы и в распространении запрещ. книг; вел пропаганду среди киевских рабочих. Находился в близких отношениях с руководителем киевск. кружка украинофилов Волковым. Принимал участие в освобождении в Киеве Топчаевского, Ляхоцкого и Гордеева. Участвовал вместе с Голушко и Басовым 8 дек. 1878 г. в попытке ограбления почты на Житомирском шоссе. Участвовал в Одессе в демонстрации по поводу вынесения смертного приговора над И. М. Ковальским. В апр. 1879 г. вместе с Багряновским и Строгановым приехал в Житомир, подготовляя ограбление денежного ящика 125-го Курского пех. полка. После ареста его сообщников, Бильчанского и друг., скрылся. 22 июня 1879 г, отдано циркулярное распоряжение об его аресте. Проживал в Кременчуге, где достал паспорт на имя Чумакова; переехал в Александровск и служил на жел. дороге. Осенью 1879 г. уехал в Ростов-на-Дону и достал новый паспорт на имя казака Ив. Щербины. Под этою фамилией в февр. 1880 г. переехал в Харьков; жил вместе со студентами Бабуровым и Нечволодовым. Арестован 2 ноября 1880 г. в Харькове при обыске указанных студентов; при обыске найдены фальшивые паспорта, оружие и много запрещ. литературы. Признав принадлежность к социально-революционной партии, отказался назвать себя. Перевезен в Петербург, где открыл свою фамилию. Предан суду и 25 авг. 1881 г. Киевским военно-окружным судом приговорен к лишен. всех прав состояния и к каторжным работам в рудниках на 15 лет; при чем суд ходатайствовал, в виду его раскаяния и неразвитости, о замене 15-летн. каторжн. работ 6-летними на заводах. Ходатайство суда удовлетворено по конфирмации киевского ген.-губернатора. После суда подал заявление с отрицанием своего раскаяния. Отправлен из Киева 8 ноября 1881 г. в Сибирь. В июле 1882 г. прибыл в Томск, 11 авг. т. г. — в Тюмень; 13 авг. т. г. участвовал в беспорядках, произведенных политическ. арестантами в Тюменской тюрьме; в тот же день отправлен дальше. Каторжн. работы отбывал на Каре. В 1885 г. выпущен на поселение; поселен в Баргузине (Забайкальск. области). Женился и вел свое хозяйство в дер. Максимовке (Забайк. обл.), где жил в 1910 г.

    Справки (Лобанев-Лобанчук-Гудзь, Бабуров, П. Голушкин, Горский, Ф. Зенченко, Зундштром, Лукия, Э. Пекарский, В. Покрамович, Разумов, С., Строганов). — ...

    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. II. Семидесятые годы. Вып. 2. Ж – Л. Составлен А. А. Шиловым и М. Г. Карнауховой. Москва. 1930. Стлб. 796-797./

 

 

                                Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии.

                                            II. Запреты на охоте и иных промыслах. (1)

                                                                      Д. К. Зеленина.

                     (Представлено академиком Е. Ф. Карским в заседании Президиума АН

                                                              17 сентября 1929 года)

                                        [1) Ч. I см. Сборник МАЭ, т. VIII, 1929.]

    [С. 1.]

                                                          Глава 9. Вера в силу слова

    § 92: Слово, как что-то материальное, вещественное. § 93: Сила непосредственного воздействия на людей приписывалась прежде всякому слову. § 94: Магическая сила слов означающих что-либо дурное, опасное, несчастное. § 95: Магическая сила слов, выражающих самонадеянность человека. § 96. Условия, при которых магическая сила слова проявляется ярче; «поганый на язык» человек. § 97: Магическое «слово» колдунов. § 98: Чародейские словесные Формулы. § 99: Словесные Формулы проявляют свое действие также и независимо от воли говорящего. § 100: Полузабытые Формулы в обыденном языке просторечия. § 101: Проклятия, как чародейские Формулы. §102: Проклятия именем доброго божества. § 103: Бранные слова без упоминания имени демона или божества.

    § 92. Давно уже известно, что слово представляется первобытному человеку чем-то материальным, вещественным. У народов северной Евразии такое воззрение сохранилось. В. Г. Богораз приводит чукотский рассказ о человеке, который собирал в свою рукавицу все «слова» тех людей, которые пытались испортить его словом; завязав вечером в рукавицы, он утром раздавал эти слова обратно пх авторам, говоря: «вот твое слово, вот твое». (Матер, стр. 207)...

    Коми сравнивают слово со стрелой, с острым предметом, который летит от одного человека к другому и производит у последнего рану, а от этой раны происходит болезнь (А. С. Сидоров, в прениях по его докладу 10 III 1827 в секции Живой Старины). Якутское представление несколько иное: «сказанное слово превращается в вещую птицу» (Кулаковский. Матер, стр. 44; Пекарский. Слов., стлб. 2938); воздействуя на предмет, слово делается временным духом-хозяином этого предмета (Трощанский. Эволюция черной веры у якутов, стр. 26).

    [С. 4-5.]

    § 103. ... Подобно лешему и медведя, которого нередко роднят с лесным духом (§ 55), также иногда отпугивают «крепкою» матерною бранью (А. Евдокимов. Окрестности Архангельска Лая, Сборн. «Природа и люди севера», I, 1927, стр. 31). Но у якутов ругань по отношению к медведю сохранила иное, более древнее значение, связанное с представлением о тонком слухе этого зверя (ср. § 12): ставя ловушку на медведя, якут-охотник ругает заочно зверя, добавляя еще, что медведь не посмеет придти; медведь слышит все это, сердится, приходит наказать охотника, но вместо того попадается в ловушку (Жив. Стар. 1915, 3, стр. 052; Пекарский и Попов. Среди якутов. Очерки по изучению Якутск, края, II, 1928, стр. 39).

    [С. 19.]

                 Глава 10. Условия, способствующие проявлению магической силы слова

    § 104: Близость огня. § 105: Близость воды и духов-хозяев. § 106: Святки, как сезон словесных запретов. § 107: Момент начала весны, как сезон словесных табу. § 108: Момент раскрытия небес, когда магическая сила слова проявляется максимально. § 109: «Худой час». § 110: Ночное время и полночь. § 111: Полдень. § 112: Присутствие новорожденного младенца и маленьких детей. § 113: Словесные запреты по отношению к детенышам животных. § 114: Словесные запреты, связанные с актом родов; § 115: связанные с беременностью. § 116: Чудо св. Михаила, праздник 6 ноября, как день магической силы слова.

    § 105. Огонь — не единственная стихия, в присутствии которых налагаются словесные запреты...

    Вообще, словесные запреты в присутствии разных духов-хозяев — явление очень широко распространенное (см. § 69). У якутов запрещается произносить имя той местности, в которой в данный момент живешь или находишься: на это оскорбляется дух-хозяин данного урочища (А. А. Попов). В «Географическо-статистическом словаре» П. П. Семенова (т. У, стр. 288) находим имя одного якутского озера Тылбас-Саибалах; имя это означает: «переводчик находится в затруднении» (Пекарский. Слов, стлб. 2031, s. v. саjы̄балāх); очевидно, переводчик не дал настоящего названия из опасения перед духом-хозяииом данного озера (ibid.), и ввел в заблуждение исследователя. Для озера Мыандра у якутов имеется подставное имя: Буор џiä (ibid. стлб. 1653). Назвать родное озеро просто озером, küö1, якуты считают чем-то святотатственным: допускается лишь ласкательное или почтительное имя äбä, бабушка — одинаково для всякого родного урочища — озера, реки, родимой земли (Изв. Вост.-Сиб. Отд., 28, 1897, №. 4, стр. 247, С. В. Ястремский)...

    [С. 21.]

    § 113. К детенышам животных применяются аналогичные запреты. Витебские белорусы называют маленьких котят не иначе, как князьями или князьками; если же их называть котятами, или мышами, то их непременно съедят старые коты (Записки сев.-зап. отд. Геогр. общ. I, стр. 209, В. Иванов). Якутское поверье гласит: о кошке нельзя говорить, что она сукота (беременна); иначе у ней может потеряться зародыш (Э. Пекарский и Н. Попов. Среди якутов. Очерки по изуч. Якутск. края, II, 1928, стр. 42). Ср. §§ 116 и 37...

    [С. 29-30.]

    § 114. ... Якуты вместо рожать говорят: сидеть, садиться, о1оr, и якутские женщины рожают действительно сидя (Пекарский. Слов. стлб. 1819)...

    [С. 31.]

                      Глава 11. Домашние и скотоводческие запреты на имена животных

    § 117: Волк, как демоническое животное; психологическая основа запрета на его имя; русские запреты. § 118: Словесные запреты волка у других европейских народов. § 119: Запреты на имя волка у финноугров; § 120: у турецких народов; § 121: у монголов и камчадалов. 122: Демонический характер змеи. § 123: Запреты на имя змеи у восточных славян; § 124: у прочих славян; § 125: у литовцев и народов Кавказа; § 126: у финноугров. § 127: Демонизм мыши. § 128: Запреты на имя мыши у восточных славян; § 129: у германских народов; у эстов и камчадалов. § 130: Летучая мышь. § 131: Ласка. § 132: Свинья. § 133: Хищные птицы. § 134: Жаба. § 135: Лягушка. § 136-. Ящерица. § 137: Черепаха. § 138: Словесные запреты скотоводов. § 139: Молоко. § 140: Кастрация животных.

    § 120. ... У якутов отмечено подставное слово для волка: кутуруктāх, имеющий хвост (Пекарский. Слов. стлб. 1271). Не исключена возможность, что и другое якутское название волка: сiäн, собственно: плотоядное животное (ibid. стлб. 2190), было также подставным словом.

    [С. 40.]

    § 133. ... Подставные слова для орла отмечены у якутов, которые считают орла сыном грозного бога Хотоi Аjы̄. Настоящего имени орла хотоi якуты «не смеют произносить, называя его просто: господин, так что в некоторых якутских селениях даже совсем позабыто слово хотоi» (Куликовский. Матер. стр. 96). Подставные якутские названия для орла: тоjон, господин, владыка; тоjон кы̄л, господин-птица; улȳ кы̄л, большая птица; öрӱö1, заимствованное из русского языка (Пекарский. Слов. стлб. 1376, 2707, 2708)...

    [С. 51.]

    § 136. ... Якутское подставное имя для ящерицы: silis munduta или sir munduta, земляная мундушка или мундушка у корня (Пекарский, стлб. 1621), мундушка — местная озерная рыбка Рhoxinus percnurus Pall.

    [С. 53.]

    § 139. ... У якутов отмечено подставное слово для масла (ары̄): ӱрӱң, собственно: белый (Пекарский. Слов. стлб. 3178); у абхазов — для кислого молока (Гулия, стр. 17).

                        Глава 12. Запреты, связанные с растениями, с огнем и водою

    § 141: Запреты на имена растений. § 142: Запреты слова: огонь и их психологическая основа. § 143: Запреты слова: пожар. § 144: Запреты выражений: зажечь огонь, потушить огонь. § 146: Анимистический характер запретов, связанных с огнем. § 146: Словесные запреты, связанные с водой.

    § 141. Запреты на имена растений нам уже встречались... Но особенно любопытен якутский запрет на имя ядовитого растения Сicita virosa: если якуты назовут его собственным именем табāх от, то растение «сердится», и якуты пользуются подставным словом: асы̄ от (Пекарский. Слов. стлб. 1892).

    В этом последнем случае особенно выпукло проявилась анимистическая подкладка запрета: «сердится», конечно, дух-хозяин растения.

    [С. 55.]

    § 143. ... У якутов отмечено подставное слово для обозначения понятия: сгореть от пожара; вместо убаi якуты говорят: куттан, собственно: бояться (Пекарский, стлб. 1266).

    [С. 61.]

                                        Глава 13. Запреты, связанные с болезнями.

    § 147: Произнесение имени болезни рассматривается, как ее приглашение, призыв. § 148: Гневается ли дух болезни на произнесение его имени? Смешение двух разных моментов: заболевание и дальнейшее течение болезни. § 149: Народные воззрения на причины заболевания. § 150: Параллелизм словесных запретов и запретов действий; обряды, предшествующие заболеванию. § 151: Обрядовые действия во время болезни. § 152: Запреты во время болезни, связанные с религией, с половою жизнью, с водой, огнем, железом и т. п. § 153: Пять категорий подставных слов. § 154: Лихорадка. §§ 155 и 156: Оспа. § 157: Корь. § 158: Горячка (тиф). § 159: Холера. § 160: Чума. § 161. Родимчик. § 162: Паралич. § 163: Чирей. § 164: Ногтоеда. § 165: Ревматизм. § 166: Падучая (эпилепсия). § 167: Насморк. §168: Сибирская язва. § 169: Разные болезни.

    § 154. Лихорадку русские называют матерью: матýха, матушка лихорадушка, матка (Опис. рукоп. стр. 546); тёткой: укр. тiтка, белор. цяцю́ха, великор. местное тетушка ворогуша, дитю́ха (Опыт обл. слов, стлб. 47); сестрица; подруга; кума, кумушка, кумоха; добрýха; пестуха, т. е. няня; гостья. Таким образом, здесь преобладают родственные наименования и вообще — ласково-почтительные. Имя кумоха заимствовали от русских якуты (Пекарский. Слов. стлб. 1319).

    [С. 76.]

    § 155. Переходим к оспе, в подставных названиях которой мы находим те же самые пять категорий. Оспу прежде всего называют гостьей, что вполне соответствует народным представлениям об этой и иных подобных болезнях...

    Якуты именуют оспу еще и иными родственными названиями: äųii, тётушка (Трощанский. Эволюция черной веры, стр. 69; Пекарский, Слов. стлб. 69); нjаџы, кумушка (А. Попов); бабушка (Жив. Стар. 1891, 3, стр. 75, Приклонский). Не исключена возможность, что это последнее название заимствовано из созвучного русского слова: бабушки — оспенные нарывы, оспинки (Опыт обл. слов. стлб. 4; Опис. рукоп. стр. 1143). Юкагиры называют оспу: чомóл-äпiä, большая бабушка (Иохельсон. Матер, стр. 93). Еще якуты называют оспу: äмäхсін старуха, или хотунгу äмǟхсін, северная старуха (А. Попов)...

    § 156. Вторая категория подставных имен для болезней, названия намеками представлены для оспы бедно. Якуты называют оспу местоимением она, кіні (Трощанский. Эволюция черной веры, стр. 69); тем же местоимением называют оспу и евреи (Жив. Стар. 1907, 4, стр. 59, Э. Пекарский)...

    Заимствовано (категория 4-я) из русского языка одно из якутских названий для оспы: уоспа (Пекарский, стр. 563)...

    § 157. В народных воззрениях на корь много общего с воззрениями на оспу. Отсюда немало общих названий для обеих болезней... Якуты считают корь, подобно оспе, «русскою болезнью», перед которою бессильны якутские шаманы, и называют ее русским словом: мāтыска (Пекарский. Слов. стлб. 1538), а также: бабушка (Сибирский Сборник, И, 1891, стр. 141), кумушка (А. Попов). Заимствовали также якуты, подобно шорцам Алтая, и русское имя этой болезни куор (Пекарский, стлб. 1228)...

    § 158. ... Якуты заимствовали русское название горячка: кӱöрǟчікі (Пекарский. Слов. стлб. 1319).

    [С. 78-81.]

    §162. ... У якутов отмечено подставное (харыстап) выражение: охсорго оҕустарбыт, он разбит параличем (Пекарский. Слов. стлб. 1789).

    § 164. ... Якутское название змеевика или нарыва на пальце: абāсы хараҕа, чортов глаз, но это название считается запретным, и подставным вместо него служит мōхуі, вероятно родственное сагайскому мокаі медведь (Пекарский. Слов. стлб. 1598).

    [С. 83.]

                   Глава 14. Запреты на имена духов, божеств, колдунов и властителей

    § 170: Психологическая основа запретов на имена злых духов. § 171: Водяной — дохристианский черт. § 172: Указательные местоимения в качестве названий для черта. § 173: Имена черта, являющиеся одновременно и заклинаниями. § 174: Худые имена для черта. § 175: Именование чорта эпитетами, описывающими его наружность. §§ 176-177: Ласкательные и почтительные имена черта. § 178: Дохристианские имена демонов в названиях чорта. §§ 179-180: Заимствованные имена для черта. §181: Христианские имена в качестве подставных слов для черта. §§ 182-183: Имена, обозначающие Функции черта §§ 184-185: Запреты имени домового. §186: Запреты имени лешего. §187: Запреты имени водяного. § 188: Запреты на имена колдунов. § 189: Запреты на имена властителей. § 190: Словесные запреты по отношению к высшим божествам. § 191: Запреты на имена небесных светил. § 192: Запреты имен грома и молнии, вихря и града.

    § 170. ...Запрет произносить имена злых духов обычен у турецких племен Сибири; причиною этого запрета наблюдатели довольно неопределенно называют страх. Якуты не произносят имена местных духов ӱöр’ей, т. е. заложных, нечистых покойников; например, имени умершего старосты Мегинского улуса Dälläгаi, когда после смерти он стал духом ӱöр, «не могли произнести в Мегинском улусе — из страха, доходившего до степени обожания» (Э. К. Пекарский. Слов. стлб. 689; ср. 2468 — о шаманке наслега Бологур Сыңалāбыт)...

    [С. 90.]

    § 175. Дальше следуют эпитеты, имеющие в виду местопребывание черта: ... Ср. якутское подставное слово для чорта (абāсы): ӱöсǟгі, верхний дух (Пекарский. Слов. стлб. 3157).

    [С. 95.]

    § 182. У русских встречается эвфемистиское название черта: шатун (Опыт обл. слов. стр. 263; Гуляев. Очерки южной Сибири, стр. 141); едва ли не чаще так называют лешего (см. ниже § 186). Это слово проникло от русских также и к якутам, у которых сотȳн означает черта, истребляющего скот, медведей, собак и людей (Пекарский. Слов. стлб. 2294)... В русском шатун есть основания предполагать контаминацию с словом шайтан или сатана.

    [С. 102.]

    § 186. Имя лешего, духа-хозяина леса, у русских запретно...

    [С. 108.]

    Родственные названия: дедушко (Сборн. II отдел. 7б, стр. 46, Зеленин), лесной дедушко (Зеленин. Вятск. сказки, сгр. 235), украинск. дідько (Этногр. Обозр. 1898, 3, стр. 94), с чем сравнить якутское обращение к лесному духу: тоjон äсäккäм господин дедушка (Пекарский, Слов. стлб. 308). Дедя (дядя) большóй, т. е. высокий (Зеленин. Вятск. сказки, стр. 87), с чем сравни название лешего у коми: дядюшка (Опис. рукоп. стр. 417), сухоухий дядя (Янович, см. выше). — Лесной хозяин (Жив. Стар. 1899, стр. 189; ср. В. Короленко. Лес шумит, гл. I); ср. якутское название лешего: тыа іччітä, лесной хозяин (Пекарский. Слов, стлб. 991), марийское кожла-кугуза, старуха леса (Жив. Стар. 1916, 2, стр. 227)...

    [С. 110.]

    § 191. ... У якутов на р. Вилюе также отмечено подставное имя для солнца: кilбiäннäх, блестящий (Пекарский. Слов. стлб. 1086)...

    У тех же народов имеются подставные слова для луны. В охотничьем языке абхазов: цха, (Д. Гулия, стр. 17), у вилюйских якутов: быака, ласкательное от быа, веревка, цепь? (Пекарский. Слов. стлб. 599); русские на р. Колыме называют луну общим словом: светило (Богораз. Слов, стлб. 129), что характерно для подставных слов (см. § 218).

    Подставные слова для звезды отмечены в тех же языках: абхазское охотничье шшлащ (Гулия, стр. 17), якутское суга, собственно: бель (Пекарский. Слов. стлб. 2318).

    [С. 116.]

                  Глава 15. Запреты, связанные с личными собственными именами людей

    § 193: Вместе с именем человек получает свойства прежнего носителя этого имени. § 194: Через посредство личного имени человеку можно привить свойства, которые обозначаются словесным (семантическим) содержанием данного имени. § 195: Через посредство личного имени можно магически воздействовать на человека; запрет имен. § 196: Через имя можно воздействовать и на духов. § 197: Обычай менять личное имя человека во время его болезни. § 198: Обычаи при наречении имени новорожденным детям. § 199: Собачьи и подобные им худые имена для детей. § 200: Обрядовая продажа ребенка. § 201: Ритуальное дарение ребенка. § 202: Ритуальная кража ребенка. § 203: Мнимая перемена пола у ребенка. § 204: Иностранные, подставные и тайные имена. §§ 205—206: Запреты имен в семейной жизни вызваны не только верою в магическую силу слова, но так же правилами этикета и социальными отношениями. § 207: Русский запрет имени жениха. § 208: Некоторые лингвистические данные, которые стоят в связи с социальными и семейными запретами.

    § 202. Кража ребенка — дальнейшее средство для обмана духов. Это средство применяется лишь немногими народами Азии. У монголов-баргутов кража ребенка мнимая, по взаимному уговору. Для вора разбирают решетку (стенку) юрты, куда он и пролезает, не проходя в дверь. Вор крадет новорожденного ребенка из-под опрокинутого котла, которым того нарочно покрывают, берет ребенка к себе в пазуху и уезжает. В колыбель родители кладут вместо ребенка чайную ступку. Предосторожности эти рассчитаны, очевидно, на то, чтобы не похитить вместе с ребенком и злого демона, который должен истребить новорожденного, подобно предшествующим детям данной семьи. Демон этот должен остаться в убеждении, что ребенка украли и он больше не вернется; о том говорило бы ему и имя этого ребенка Олу-олдоху, т. е. нельзя найти (Зап. Семипалат. подъотд. Геогр. общ. 13, 1919, стр. 94, Г. Н. Потанин). Впоследствии родители берут ребенка от его кормильца (ibid.).

    У якутов еще больше предосторожностей. Кража чаще совершается по условию родителей с вором, но иногда близкие родственники крадут тайно от родителей (Изв. Вост.-сиб. отд. 13, 1882, № 3, стр. 38, Н. С. Горохов). Как только родильница заснет после родов, бабка кладет подле нее завернутого в одежду или тряпки щенка или кошку, а ребенка кладет в ведро и пятясь задом подходит к камину, через трубу которого и передает ребенка вору. Огонь в камине предварительно тушат. Вор с ведром также идет пятясь задом — вплоть до леса, где он начинает двигаться обычно. В старину при этом ставили на раздорожье самострелы. Ребенок находится на воспитании у чужих людей иногда до семилетнего возраста. Иногда даже и родители совсем не знают, где находится их ребенок, а только догадываются. Они не должны распрашивать об украденном ребенке и видеть его. Только объездив несколько мест и как бы по другим делам, случайно, они могут заехать в тот дом, где воспитывается их ребенок (Очерки по изучению якутского края, II, 1928, стр. 53, Э. Пекарский и Н. Попов).

    В других местах (данные Э. К. Пекарского относятся к Ботурусскому улусу Якутского округа) ребенка при краже якуты засовывают в лисицу или зайца и вытягивают на волосяной веревке в трубу (Н. Горохов); в третьих (Намский улус) его обязательно выносят через окно в хотоне (в хлеву, соединенном с жилой избой) и затем распускают слух, что ребенка украли прохожие люди (В. Серошевский. Якуты, стр. 567, прим.). Щенка, коим подменили ребенка, кормят несколько дней; если ребенка подменили куклой (чучелом), и ей кладут в рот соску (Н. Толоконский. Якутские пословицы, загадки и т. д., 1914, стр. 85). Щенок этот обязательно издыхает — его съедает демон, приняв за ребенка (Горохов)...

    В печную трубу ребенка передают якуты для того, чтоб за ним не последовал истребляющий детей в данном доме демон: дух огня не пропустит злого демона в трубу (Н. Горохов). Для той же цели кладут ребенка и под котел, который служит оберегом от нечистой силы. Вынос ребенка из юрты не через двери, а необычным путем — через окно, через отверстие в стене, через трубу, равно как хождение вора пятясь задом, должны предупредить возможность того, чтоб демон разыскал по следам новое местопребывание украденного ребенка. (Об якутском обряде сообщается еще в Сборн. трудов Саха-Кескиле, 5, стр. 148).

    Некоторую аналогию описанной краже ребенка представляет белорусский обряд мнимых похорон больного ребенка; обряд этот также должен ввести в заблуждение духа болезни. Тотчас после тяжелого приступа родимца белорусы покрывают ребенка белым и окуривают ладаном (или смолою), имитируя этим похороны. Дух болезни (а по Никифоровскому: смерть) должен подумать, что ребенок уже скончался, и покинуть его (Никифоровский. Приметы, стр. 43).

    § 203. Если злой демон истребляет в данной семье только мальчиков, пе трогая девочек, то новорожденному мальчику якуты дают имя Кусачан-кыс, худая девка, и этим ограничиваются (Жив. Стар. 1891, 3, стр. 65, Приклонский). Другие же якуты и кара-киргизы одевают такого мальчика и причесывают ему волосы по-девичьи (Маак. Вил. округ, III, стр. 112;..)...

    [С. 134-135.]

    Глава 16. Словесные запреты на имена умерших и на слова, обозначающие смерть и несчастье

    § 209: Запрет имени умершего. § 210: Запрет говорить дурно о покойнике. § 211: Название могилы и гроба домом. § 212: Иные подставные слова для могилы и гроба. § 213: Запрет слов: кладбище. § 214: Смерть, умирать. § 215: Беда, несчастье. § 216: Запрет названий Физических недостатков. § 217: Запрет слов: вор, кража. § 218: Заключение (категории подставных слов).

    § 209. ... В якутском языке обычное название траурной одежды ö1ӱнjӱk таңас, буквально: одежда по покойнике, заменяется подставным: ыты̄р сахха кäтäр таңас, буквально: надеваемая в плачевное время одежда (Пекарский. Слов. стлб. 2553; вопреки § 80, это слово не имеет отношения к охотничьему языку), — откуда можно догадываться, что слово ö1ӱнjӱk, покойник, избегается...

    Якуты называют нечистых покойников: ӱöр, причем «из страха перед ними» не называют их по имени (Трощанский. Эволюция черной веры, стр. 83), обычно заменяя их личные имена особыми подставными именами, напр, ӱöр’я Хан Чǟкäі зовут: таңара, небо (Пекарский. Слов. стлб. 2551), бывшего старосту Мегинского улуса Џä11äмäi — Бахсы-тоjоно, хозяин Бахсы (Трощанский, ibid. стр. 83; Пекарский. Слов/ стлб. 689, 2468 и др.; ср. выше § 170).

    [С. 146-147.]

    ****

                            СБОРНИК МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ, т. IX.

    *

       Формы заключения брака у турецких племен Сибири и у кочевников Средней Азии

                                                            И. Д. Старынкевич

          (Представлено академиком Е. Ф. Карским в заседании Отделения Гуманитарных Наук

                                                            29 октября 1929 года)

    *

                                                                            III

    ...У некоторых народностей Сибири, молодые люди имеют право сами выбирать себе невесту, по своему вкусу, и, только после этого, начинается сватовство. У алтайцев (36, I, стр. 316) это бывает именно так в большинстве случаев; относительно телеут, А. Е. Ефимова (17, стр. 226) указывает на то же самое. Жених высматривает себе невесту и часто молодые люди знакомятся сами, без каких бы то ни было посредников. О своем выборе жених объявляет своему отцу и отец (у более бедных алтайцев) или двое соседей-сородичей (у более богатых), или близкий друг (у телеут), отправляются сватами к отцу невесты. У карагасов мы видим уже дальнейшее развитие обычая сватовства: сговоры заключаются родителями, иногда еще в детстве жениха и невесты (50, стр. 23). О том же пишет и Яковлев (53, стр. 89) относительно сойотов: «сватовство бывает при совершенном малолетстве жениха и невесты». Якуты придерживаются того же обычая: Маак (30, стр. 93) указывает, что родители иногда обручают детей в возрасте 1-2 лет; на ранний возраст вступления в брак указывают также Пекарский и Попов (34) и многие другие авторы. В некоторых случаях жених выбирает себе невесту сам (41, стр. 556). Невеста, также пользуясь некоторой самостоятельностью в выборе жениха, имеет право отказать ему в том случае, если он ей не нравится (51, стр. 26). Дальнейшее сватовство и переговоры о свадьбе ведутся при посредстве отцов жениха и невесты...

    [С. 228.]

                                                                   ЛИТЕРАТУРА

    34. Пекарский и Попов. Средняя якутская свадьба. Воет. Зап., 1927, т. I.

    [С. 235.]

    ****

                            СБОРНИК МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ, т. IX.

    *

                             Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен

                                                              Н. П. Дыренковой

         (Представлено академиком Е. Ф. Карским в заседании Президиума АН 25 июля 1929 г.)

   *

    ...Избавиться от полученного шаманского дара, равно как п лишить злого шамана его силы можно только в исключительно редких случаях. Любопытно, что большей частью избавление от шаманского дара у турецких племен, как и у большинства других народов, считается возможным лишь при участии женщины. Так у алтайцев шамана, который причиняет зло, бросают на землю, связывают и заставляют женщину перешагнуть через его голову, чтобы лишить его таким образом шаманских способностей [* Сообщено студ. ЛГУ Л. П. Потаповым.]. У якутов нужно подойти к трупу умершей женщины близкого родственника во время омовения ее и незаметно дотронуться до ее ребер пальцами [* А. Попов, ор. сit.]. У них же желающий перестать быть шаманом должен просить снять с себя äмäгäт — шаманский знак, изображающий человека [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка. СПб., 1907, вып. 1, стр. 261.]. Но это не всегда удается; причем, как мы уже говорили, духи за такой поступок жестоко наказывают шамана. Известны случаи, когда духи по истечении известного времени покидают шамана. Случаи передачи шаманского дара другому лицу при жизни шамана отмечены Аравийским у шорцев [* Ор. сit., стр. 136.]. У желтых уйгуров отказ от служения еще проще: так, шаман Санышкан, дожив до 60 лет, бросил свое занятие, чтобы быть погребенным через сожжение [* С. Е. Малов. Остатки шаманства у желтых уйгуров. Жив. Стар., 1912, т. XXI, стр. 61.] (более почетная форма погребения)...

    [С. 277.]

                                                                   ЛИТЕРАТУРА

    ...  Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. СПб., 1907, т. I, стр. 251.

    [С. 289.]

 

 








Brak komentarzy:

Prześlij komentarz