sobota, 9 lipca 2022

ЎЎЎ 19. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 19. 1923. Койданава. "Кальвіна". 2022.









 

    О. В. Аптекман

                                                                «ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ».

                              (Страница из истории общества «Земля и Воля» 70-х годов.)

                                                                                  V.

    1878 г. «Человек, — говорит Гёте, — познает самого себя не посредством размышления, а посредством опыта и тогда лишь, когда приступает к выполнению своего долга» (Курсив мой. А.). В этом году и общество «З. и В.» энергично выступает опять и к выполнению своего старого «опыта», и лежавшего на ней «долга» пред революционной партией: она твердо решила продолжать опыт организации революционных сил в деревне. Первый опыт вышел неудачен, — точнее: он не закончен. Что из того? Первый шаг всегда труден, надо делать — второй.

    На импровизованном съезде землевольцев в Петербурге, зимою 1877-78. г. на Большом Совете, в числе других текущих вопросов, особенно горячо дебатировался вопрос о деревенских поселениях. Неудачи в Саратовской и Нижегородской губерниях, конечно, глубоко огорчили всех, но не обескуражили: было единогласно решено продолжать начатое дело. Обществу «З. и В.» было известно, что В. Н. Фигнер, находившаяся тогда в Петербурге и бывшая в самых близких отношениях «З. и В.», намерена со своей группою построить поселение в Саратовской же губернии, где у Общества «З. и В.» сохранились еще тогда обломки поселения. Это было только на руку Обществу, а потому был поднят вопрос, не попытаться ли завести поселение еще в других местах. Я указал на Тамбовскую губ., где в одном из его уездов (в Борисоглебском) я уже раньше работал, где была небольшая ячейка местных людей, не только сочувствовавших нам, но уже работавших, где, наконец, были кое-какие связи (свой врач, свои учителя и т. д.). Я поделился с товарищами моими наблюдениями и впечатлениями, вынесенными мною из борисоглебской деревни. Я прямо заявил товарищам, что, если бы я не был «командирован» в Саратовскую губернию, то Борисоглебского уезда я бы сам не оставил. Там есть большие села (как Рассказово, напр.), там много сектантов, особенно молокан, там можно и следует работать: по внешности будто — тишь и гладь, но на самом деле там — под пеплом тлеют огоньки.

    Мое предложение было принято сочувственно. И с весны 1878 г. стало устраиваться в Тамбовской губ. землевольческое поселение. Сделаем, как и прежде, учет этим силам. Там поселились из землевольцев «основного» кружка: 1) Тищенко, 2) Хотинский, 3) Новицкий, 4) Харизоменов (последние два из саратовского поселения), 5) Гартман, 6) Николаев (тоже из саратовского поселения), 7) Мощенко, 8) Аптекман, 9) Э. К. Пекарский, 10) Харизоменова и Новицкая — 11-я. Что следует из этого учета? Новое тамбовское поселение опять таки исключительно составлено из членов «основного кружка» «З. и В.», построено в ущерб саратовского (откуда ушло четверо), что, оно, наконец, обновилось лишь одним представителем из молодежи — Э. Пекарским [* Я, впрочем, не уверен, перебрался ли из Саратовской губ. в Тамбовскую О. Николаев. Теперь понятно, почему Преображенский в Саратове восстановил «центр» местный: туда перебралась (в Вольске и Петровский те же) группа В. Н. Фигнер. А.].

    Но была еще подмога со стороны местной народнической интеллигенции: там давно уже работал опытный пропагандист Н. П. Архангельский, там были рассеяны по губернии народники-учителя земских школ [* О Н. П. Архангельском см. мою книжку, стр. 106-107. А.]...

    /Черный Передел. Орган социалистов-федералистов 1880-1881 г.г. Предисловие В. Невского. Вступительная статья О. В. Аптекмана. [Памятники агитационной литературы. Т. I.] Москва – Петроград. (1922.) 1923. С. 81./










 

    8. Пекарский Э. К. — Рабочий Петр Алексеев. (Из воспоминаний).

                                         „Б. — 1922, 19“.

    /Систематический указатель статей и материалов помещенных в журнале «Былое» за 1917-1922 гг. [Библиотека Социалистической Академии. Библиография периодики. Вып. 3.] Москва. 1923. С. 7./

 

 









 

                      ВОСПОМИНАНИЯ НАРОДОВОЛЬЦА ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

                                               Революционный Харьков в 1882-5 годах

                                                                       Глава II

                          1883 г. Вторичное поступление в Ветеринарный Институт.

              Мои отношения к народническим и народовольческим студенческим кружкам.

                                    Прием в Университет Петроградских студентов.

                    Мои занятия с рабочими-народниками, а потом с народовольцами.

       Народовольческая организация в Харькове. Мое знакомство с нелегальными деятелями.

                                     Нападение на почту и убийство Бердичевского.

                          Народническая и народовольческая организации в Харькове.

    ...В 1883-84 уч. году в Харькове существовали две сильные группы народников и народовольцев, а, поэтому, идейная жизнь студенчества приобрела особый интерес.

    Во главе народнической организации стоял кандидат прав Моск. Университета, Юрий Алексеевич Бунин, весьма образованный, хороший оратор и особенно блестящий полемист. Народники организовали свою типографию и, кажется, осенью 1883 г. вышла печатная брошюра, как потом мы узнали, Бунина об основах народничества, но точного заглавия ее я не помню. В народническую организацию, кроме того, входили: И. Л. Манучаров (Шлиссельбуржец), благородный и душевный грузин, по достоинству оцененный в Шлиссельбурге товарищами, однорукий Ослопов, скоро арестованный и сосланный, кажется, в западную Сибирь, Пекарский и Чернявский — студенты-ветеринары, А. А. Макаренко и Заболуев, оба сосланные в Сибирь, а также группа студентов, о которой я уже упоминал. Многие имена я уже забыл и да простят мне за это товарищи...

    Алексей Макаревский

    Август, 1923 г.

    /Летопись революции. Журнал Всеукраинский комиссии по изучению истории Октябрьской Революции и К.П.(б)У. № 5. Харьков. 1923. С. 70./

 



 

                                                   ВОСПОМИНАНИЯ О ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ

                                                                                     (1896-1899)

    ...Дальше, в Олекминске мы встретили другого старого ссыльного Дзбановского, бывшего офицера-народовольца, а также доктора Абрамовича, одного на первых русских социал-демократов (еще 80-х годов). Но главную массу ссыльных стариков мы нашли, разумеется, в Якутске. Здесь мы встретили старика Левенталя, Сергея Диковского, с его женой Надеждой (б. Люрый), «пролетариатца» Генриха Дулембу, Н. Виташевского, П Лозянова. Ф. Давиденко (брата повешенного в Одессе в 1870 году Иосифа Давиденко). Г. Осмоловского, старого народника Ионова, Никандра Матвиевича, Ястржембского, И. Гориновича, рабочего Бойченко-Михайлова, землевольца Трощанского, Козырева, Э. Пекарского, Софью Доллер, старого народника Войнаральского, имя которого пользовалось у нас особенным обаянием, как одного из главных деятелей знаменитой эпохи «хождения в народ», Никиту Левченко и ряд более молодых народовольцев, как А. Бычкова, Майнова, Стояновского и Г. Марморштейна.

                                                                                 * * *

    Все это были обломки героического периода революционного движения 70-х и 80-х годов. За каждым из них была целая история. Имя каждого из них связано было с каким-нибудь крупным революционным актом или громким революционным процессом. Ионов, Пекарский и Войнаральский принадлежали к эпохе «хождения в народ» или к началу народной пропаганды 70-х годов, причем первые двое судились по отдельным мелким процессом, а последний был героем знаменитейшего процесса 193-х или так называемого «Большого процесса» 1877-1878 г.г. Но расцвет его деятельности относился к 1873 году...

    Ю. Стеклов

    /Каторга и Ссылка. Историко-Революционный Вестник. № 6. Москва. 1923. С. 76./

 

 

                                                                     ПО ЖУРНАЛАМ

    Вот «Былое». Когда-то он велся в духе народничества. Теперь в нем сотрудничают лица различных направлений, и выдержанностью направления этот журнал похвалиться едва-ли сможет. Но читатель найдет там довольно много интересного материала. Так, в № 19 мы отметим «Мои воспоминания» т. Рафеса, красочно пописанный очерк «Французы в Одессе» Канторовича, волнующие воспоминания Э. Пекарского о Петре Алексееве и о его смерти...

    А-кий

    /Каторга и Ссылка. Историко-Революционный Вестник. № 6. Москва. 1923. С. 308./

 


 

                                      ПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ

                                                             (Листки воспоминаний)*

    [* В сутолоке сегодняшнего дня нет возможности заниматься воспоминаниями — это, вероятно, дело будущего, поэтому настоящая заметка представляет собою, поистине, листки воспоминаний, которые набросаны мною между делом и грешат схематизмом и неполнотой.]

                                                               Якутская ссылка в мои дни.

    В истории Якутской ссылки мы по существу являемся последним поколением — самой молодой частью ее наслоений. Мы пришли последними, нами Якутская ссылка закончилась, после того как революция раскрыла двери этой огромной без решеток и замков тюрьмы, где на протяжении многих десятилетий перебывало несколько поколений русских революционеров.

    В истории Якутской ссылки мы по существу являемся последним поколением — самой молодой частью ее наслоений. Мы пришли последними, нами Якутская ссылка закончилась, после того как революция раскрыла двери этой огромной без решеток и замков тюрьмы, где на протяжении многих десятилетий перебывало несколько поколений русских революционеров.

    К моменту моего прихода в Якутку о старой ссылке сохранились только кой-какие воспоминания. Остались имена отдельных из стариков, которые крепче других были связаны с местными якутскими обывательскими кругами и где память о них продолжала жить. Была, например, в Якутске семья Афанасьевых, которая хранила воспоминания о В. Г. Короленко и ежегодно в «Татьянин день» устраивала нечто вроде «банкета», где обычно вспоминали Короленко, читали его письма и т. п. Имена других стариков вроде Серошевского, Пекарского, Майонова, Иохельсона и др. были тесно связаны с работами, посвященными изучению Якутской области, и в силу этого были достаточно известны всем, кто интересовался литературой о Якутской области...

                                                      И швед, и жнец, и в дуду игрец...

    Якутская область в экономическом отношении — очень своеобразная наша окраина. Основная хозяйственная база якутского инородческого населения — скотоводство. Несмотря на свое северное расположение и существующую вечную мерзлоту, в Якутской области возможно земледелие. Это дает перспективы для хозяйственного развития края. Позднее, когда-нибудь на досуге, я попробую суммировать то, что я передумал за время своего изучения Якутской области в хозяйственном отношении. Это очень интересно и заслуживает того, чтобы об этом вспомнить.

    Вместе с тем эта работа была для меня очень хорошей школой. Я, конечно, не был так подготовлен, как были подготовлены многие из стариков вроде Серешевского, Пекарского, Ионова и др., работавших над изучением Якутской области, я был рабочий, хвативший некоторую дозу знаний, и только. Но я пошел теми путями, которыми шли эти старики — т.-е. мне казалось, что изучение экономики Якутской области, это та верная дорога, по которой следовало итти ссылке для того, чтобы не разложиться в мертвечине якутской действительности, а главное быть хоть чем-нибудь полезным Якутскому краю и его народу, в среду которого меня забросила судьба.

    Позднее эта якутская школа мне пригодилась, когда сразу же после революции, пришлось заняться хозяйственным строительством. И сейчас я не без удовольствия вспоминаю годы, проведенные на агрономической работе в Якутской области.

    Вл. Виленский (Сибиряков).

    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный Вестник. №. 7. Петроград. (Москва) 1923. С. 129, 130-131, 137./

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz