АЛБАЗИНЦЫ
Российское посольство возникло в Китае как
первое европейское посольство. Начало его удивительным образом связано с
романтическим случаем, главным героем которого был поляк. Сибирский историк,
Иоганн Фишер («История Сибири» 1774 г. и «Путешествие в Китай Н. Спафария в
1675 г.», стр. 21), рассказывают, что атаманом Киренского острога на Лене был в
1665 году польский или литовский авантюрист, и даже католик, по имени Никифор
Черниговский. Он имел прелестную дочку, которую в его отсутствие соблазнил илимский
воевода Обухов. Вещь весьма обычная в те времена, но... девушка утопилась, а «гордый
поляк», как называет Черниговского другой историк, И. Mосквин («Воеводы и начальники г. Якутска и их действия»,
1863 г.), узнав о причине ее смерти, напал со своими товарищами на воеводу и
убил его возле Киренска, затем сбежал на границу Китая, восстановил разбуренную
местными жителями крепость Aлбазин на Амуре и начал побивать и грабить
подвластные Китаю племена. В 1688 г. китайская армия обложила Aлбазин и взяла
его штурмом, после долгого и упорного сопротивления. Пленные, в количестве
нескольких сотен, были отправлены в Пекин, где китайский император, удивленный
их небывалым мужеством и воинственной внешностью, приказал зачислить в свою
личную гвардию. Поселили их в северо-восточной окраине маньчжурского города. Aлбазинцы
приняли одновременно обычаи, язык и цивилизацию китайскую, а через браки с китайскими
женщинами даже и сходство с окружающим людом. В числе пленных, также прибыл
вместе с ними православный поп, и они остались христианами. В 1715 г. богдыхан обратился
к российскому правительству с просьбой отправить священника для православных
подданных его гвардии. С этого момента, с начала 20 лет, а затем каждые 10 лет,
был отправляем в Пекин с особым послом архимандрит, священник вместе с клиром. О.
Ковалевский, знаменитый синолог, друг Мицкевича, совершил путешествие в Китай
именно с таким посольством. Пекин был в то время еще закрыт для европейцев, но
Ковалевский для знаний своих и работы над китайским языком принят был в корпорацию
китайских ученых, наделен был дипломом мандарина высокого чина. История
албазинцев является одним из многих примеров существующей в Китае толерантности.
Там сотни сект и концессий. Каждый молится кому хочет и как хочет, ни перед кем
не отчитываясь. Резня христиан имеет политический, а не религиозный характер. В
любом случае, это явление времен более поздних, когда между тем следы
христианства у китайских историков датируются VIII столетием, когда несторианство
было занесено в Поднебесную с севера и запада туранскими ордами.
В. Серошевский.
/Tygodnik
İllustrowany. Nr. 35. Warszawa. 1900. S. 694./
Вацлав Леопольдович Серошевский (Wacław
Sieroszewski) род. 24 августа 1858 г. в имении Вулька-Козловская Радзиминского
уезда Царства Польского Российской империи. За участие в рабочем движении был
сослан в Якутскую область, где провел 12
лет (1880-1892). В 1895 г. Серошевский поселился в имении Святск в Гродненской губернии у Петра Гурского, а в
следующем году нанёс визит Элизе Ожешко в Гродно. В это время произошел острый
обмен мнениями на тему - годиться ли польскому писателю также писать и на
русском языке, причем Серошевский защищал право к такому двуязычному
творчеству. В Святске им также было написано несколько «сибирских» рассказов. В
конце 1890-х гг. Серошевский путешествовал по Кавказу, побывал в Японии, Корее,
Китае, на Цейлоне, в Египте и Италии. В 1914 г. Серошевский вступил в легионы Пилсудского, в
1918 г. был назначен на пост министра информации и пропаганды во Временном
правительстве Дашинского. В 1935—1938 гг. член сената Польши. В межвоенное время Серошевский был
председателем польско-китайского общества. Он разъезжал по всей Польше с лекциями
о Китае, выступая на них страстным сторонником польско-китайского сближения.
Так, 26 апреля 1926 года Вацлав Серошевский читал в брестском театре Сарвера
лекцию «Польша в Маньчжурии», которая иллюстрировалась многочисленными
фотоснимками. Интересно содержание этой лекции: Варшава
или Рига. Опасности и удовольствия поездки через Россию и Урал. Сибирские
станции. Путь 5-й польской дивизии Колчака. Золото и чехи. Иркутск. Вокруг
Байкала. Станция Маньчжурия. Страна Маньчжурия. Харбин. Мукден. Лаоян. Порт-Артур.
Дальний. Судьбы поляков в Маньчжурии во время мировой войны и революции.
Теперешнее положение, что делать? Поляки китайские подданные. Китайский рынок
открыт для Польши. Генерал Чанг-Тео-Лин - друг поляков. Как Китай искал Польшу. Скончался Вацлав Серошевский 20 апреля 1945 г. от
пневмонии в больнице городка Песечно недалеко от
Варшавы и был похоронен на местном кладбище, а в 1949 г. был перезахоронен на
кладбище Повонзки в Варшаве.
Анэта Жубар,
Койданава.
***************
***************
P. S. В своей статье про албазинцев Вацлав Серошевский
использовал красивую легенду о прекрасной польке, совращенной илимским воеводой
Лаврентием Обуховым. В действительности же у уроженца Брагинщины Никифора
Черниговского дочерей не было, а жена уже не подходила для любовных утех. Также
Серошевский произвольно ссылается на приводимые источники.
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz