poniedziałek, 9 września 2024

ЎЎЎ 73-1. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 73-1. 1980-1. Койданава. "Кальвіна". 2024.



































 

    Т. Тишина

                                                           РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

                               (О Черкехском мемориальном музее «Якутская ссылка»)

                                                          Вместо предисловия

                                                                         Идея

    Этот необычный во многих отношениях музей родился на берегу живописной речки Татты, прихотливо вьющейся среди якутских аласов с пышным летним разнотравьем лугов.

    Таттинская земля — родина А. Е. Кулаковского и П. А. Ойунского, а также ряда народных писателей Якутии. Один из них — заслуженный деятель искусств РСФОР и ЯАССР Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллон) — стал инициатором создания Черкехского музея политической ссылки XIX и начала XX веков, его непосредственным организатором и пропагандистом.

    Д. К. Сивцев: Мемориальный музейный, комплекс в с Черкех является своеобразным народным памятником, воздвигнутым общественностью Алексеевского района Якутской АССР в знак глубочайшей признательности якутов за все то великое и светлое, что вложили в историческую судьбу якутского народа революционеры, отбывавшие царскую ссылку в Якутской области.

    Музей ставит своей целью на примере героического подвига всех трех поколений русских (революционеров воспитывать молодежь в духе революционных традиций; показать благотворное влияние культуры великого русского народа на все сферы материальной и духовной жизни якутов, влияние, оказанное политссыльными и передовыми представителями русского и других народов. Музей также ставит своей задачей укрепление чувства интернациональной дружбы между людьми, которая была заложена лучшими представителями России, вольно или невольно пребывавшими на якутской земле.

    ...Мемориальный музей «Якутская ссылка» находится в с. Черкех, расположенном в 250 км от Якутска и 30 км от районного центра с. Ытык-Кюель на территории бывшего Ботурусского улуса, где жили в ссылке представители русского революционного движения конца XIX - начала XX века. Нынче этот район Якутии назван Алексеевским в честь русского рабочего-революционера Петра Алексеевича Алексеева, отбывавшего ссылку в этих местах и похороненного у Жулейской часовни в местечке Булгунняхтах в 28 км от Черкеха.

    Среди ссыльных революционеров было много высокообразованных людей — писателей, фольклористов, этнографов, историков. Широко известны имена Пекарского, Короленко, Ионова, Трощанского, оставивших след в якутской культуре. Короленко первым из писателей России создал художественные произведения на якутские темы, Ионов и Трощанский одновременно с широкой педагогической деятельностью занимались этнографией. Пекарский провел огромную работу по изучению якутского языка, составил словарь. Ссыльный Зубрилов стал организатором и первым директором Якутского краеведческого музея...

    Установив дружественные отношения с якутами, «сударские», как называли их местные жители, вели огромную работу среди местного населения: они учили детей грамоте, основали культуру земледелия, огородничества, оказывали медицинскую и юридическую помощь; они участвовали в научных экспедициях и в создании фундаментальных трудов по материальной и духовной культуре якутов. Но самое главное — эти передовые люди, боровшиеся против самодержавия за счастливую долю народов России, оказывали на трудящихся якутов революционизирующее влияние и воспитали из числа самих якутов первых революционеров-ленинцев, таких как П. А. Ойунский, М. К. Аммосов и др.

                                                        Организационный этап. Истоки.

     Решение о создании в селе Черкех музея политической ссылки было принято 12 апреля 1977 года на совместном заседании бюро Алексеевского РК КПСС и райисполкома. Через 6,5 месяца музей был готов к открытию, которое состоялось в канун 60-летия Октября — 2 ноября 1977 года. В такие невиданно сжатые сроки, благодаря энтузиазму якутян, воплотилась в жизнь идея создания музея.

    Организационной работой, строительством руководил Комитет общественного содействия музею под председательством второго секретаря РК КПСС В. И. Винокурова, вопросы жизнедеятельности музея неоднократно рассматривались на заседании бюро РК КПСС и однажды — 23 июля 1978 года — выносилось на рассмотрение бюро Якутского ОК КПСС. Хороший почин сделали видные ученые республики, которые внесли в фонд строительства личные сбережения. Редкие экспонаты передали в фонд музея профессора Е. И. Убрятова, Ф. Г. Сафронов, Е. И. Коркина. Ценные исторические и художественные реликвии поступили от дочери политссыльного Н. А. Виташевского, внучек В. Г. Короленко, В. М. Ионова, якутских художников А. Осипова, В. Парникова, Э. Васильева, К. Пшенникова, А. Собакина.

    Большую помощь в формировании фондов музею оказали Историческая библиотека г. Москвы, Центральный музей революции СССР, Музей этнографии народов СССР в Ленинграде, Якутская республиканская библиотека им. А. С. Пушкина, Якутский   республиканский музей изобразительных искусств им. М. Ф. Габышева, Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Министерство культуры ЯАССР, якутское отделение ВООПИ и К и другие организации. С чувством ответственности и понимания отнеслись к проблемам строительства музея директор совхоза «Таттинский» В. В. Находкин, секретарь парткома X. И. Кошкин. Не менее весомый вклад — свой труд, умение, силы и мастерство внесли трудящиеся Алексеевского района Якутии, собственноручно перенесшие и собравшие 18 объектов: дома политссыльных, хозяйственные, жилые и культовые постройки якутов XIX и начала XX в.

    Организаторы музея ориентировались на тип музея-заповедника, аналогичный музею «Сибирская ссылка В. И. Ленина» в Шушенском, формируя его по историко-революционному, историко-бытовому и архитектурно-этнографическому направлениям.

                                                      Общая характеристика комплекса

    Естественный природный ландшафт, подлинные памятники материальной и духовной культуры якутов XIX и начала XX веков сливаются здесь в единый комплекс. Расположенный по обе стороны речки Татты, перекрытой двумя пешеходными мостиками, Черкехский музей занимает территорию по площади равную 11,5 гектара. Общая экспозиционная площадь музея по 18 объектам составляет 824 кв. м. За год работы количество экспонатов доведено до 2503. В фондах музея — подлинные рукописи, ксерокопии, фотокопии и печатные труды ссыльных революционеров.

    Здесь хранится коллекция живописных работ первого якутского художника-профессионала, уроженца этих мест, народного художника Якутии И. В. Попова, иконопись художника-самоучки Иннокентия Ивановича Сивцева (Мытыйыха), ученика политссылвного Владимира Никодимовича Моравского.

    На территории музея реконструированы юрты рабочего-революционера П. А. Алексеева, писателя В. Г. Короленко, почетного академика Э. К. Пекарского, народовольца В. Ф. Трощанского, школа-юрта В. М. Ионова. В каждой самостоятельный мемориальный дом-музей, воссоздана бытовая обстановка, отражены трудовая и творческая жизнь ссыльных. Около юрт возделаны огороды и делянки зерновых (общеизвестна роль русских поселенцев в развитии огородничества и земледелия у якутов). Эту группу памятников дополняют крепость-амбар из Мегино-Кангаласского района, сооруженная якутскими тойонами в целях обороны от набегов народного бунтаря Манчары, холодная тюрьма «сибирка», перенесенная из бывшего родового управления Жулейского наслега Ботурусского улуса...

                                                                 Основная экспозиция

    Основная экспозиция Черкехского музея размещена в здании Николаевской церкви. Якутская церковная деревянная архитектура, как правило, не блещет затейливостью форм и декора. Она отличается добротной основательностью в укладке бревен, простотой строгих форм...

    Вводный раздел основной экспозиции посвящен черной вере (шаманству) якутов, подробно описанной политссыльным В. Ф. Трощанским в книге «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» [* В. Ф. Трощанский (Таратай, как называли его местные жители), похоронен на Черкехском кладбище на берегу р. Татты, неподалеку от музейного комплекса. Могила приведена в порядок и охраняется государством. — Примечание автора.]...

                                                                  Вместо заключения

    Черкехский музей живет полнокровной жизнью. Он стал местом, где происходят волнующие встречи уникальных экспонатов с гостями из разных республик страны и из-за рубежа. Сотрудниками музея начата большая благородная работа по сбору, систематизации, вводу в научный оборот ценного малоизученного материала. Учитывая несомненное значение и ценность родившегося музея в деле идейно-политического, нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся Министерство культуры РСФСР приняло решение о преобразовании Черкехского народного музея в филиал Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского — музей «Якутская ссылка» в с. Черкех.

    /Полярная звезда. № 3. Якутск. 1980. С. 126-130./

 








 


 

                                 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЯКУТОВ

                                                   ДО СЛОЖЕНИЯ НАРОДНОСТИ

    ...С вопросами происхождения якутов нужно связать и самоназвание народа – «саха». Эта проблема интересовала исследователей Якутии еще в ХVШ в. В частности, Г. Миллер и Э. Фишер попытались связать якутов-саха с соккы, обитавших в Абакано-Енисейском уезде. В конце XIX в. в поисках ближайших родственников якутов В. Серошевский, вслед за некотором учеными, остановился на сагаях. А Риттер считал, что часть якутов нужно искать среди остатков тюркских народов, живущих по Амуру и Селенге, называвших себя «саха», «сахаил», или «сагай» [* Риттер П. Землеведение Азии, т. ІІ. СПб.: 1859.]. По той же причине венгерский тюрколег Г. Вамбери скотоводов Лены выводил из Джунгарии, где также в средневековье существовало название этнической группы «саха». Позднее этноним «саха» исследователи стали выводить из тюркской основы jaҕa, саҕа – «воротник», «край», «окраина» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. ІІ. Л.: 1958, с. 2015.]. А. К. Сивцев предложил связать название якутов с эвенкийским словом «саха», «сакэ» со значением «серый» [* Сивцев А. К. Об этнонимах саха, якут, нучча - О. Н. Бетлинг и его труд о языке якутов. Якутск, 1973, с.181.]. Аналогичное мнение высказано П. Барашковым, по которому название саха и якут произошли от одного общего эвенкийского корня «яко» [* Барашков П. Происхождение этнонимов «саха», «якут». - Полярная звезда, 1977, № 4, с. 126.]. Следует заметить, что у тунгусо-маньчжурских народов имеются и такие слова как сака – «вяленый немного» (маньч.), саха – «охота», «травля» (маньч.),  «дрожать» - (нанайск.) [* Дондуков У. - Ж. Ш.  К происхождению слова-этнонима «якут». - Советская тюркология, 1978, № 4, с. 53.]...

    [C. 57.]

    В конце XIX в. Э. К. Пекарский записал со слов жителя Баягантайского улуса П. Е. Готовцева следующее: старинные якуты о себе говорили: «Мы сах’ов племя». И от этого произошло название народа саха. В старину шаманы поучали: «Сах-дух бывает и во многом полезен и спасителен». Народ верил в это, и от этого в разговорной речи часто употребляли выражение: «Сах билэр» /Сах знает/ [* Пекарский Э. К. Из преданий о жизни якутов до встречи их с русскими. - Записки РГО по этнографии, т. 34, с. 146-147.].

    В «Словаре» Э. К. Пекарского слово сах приводится в трёх значениях: «время», «дьявол», «высечь огонь» [* Пекарский Э. К. Словарь ..., т. ІІ, с. 2133-2134.], из которых два последних значения встречаются в древне-тюркском языке /ДТС, с. 139-140/. В связи с этим интересно отметить, что божество огня у бурят почитается под названием Сахаяда-ноен, а его жена - Сахала-хотун [* Хангалов М. Н. Собр. соч., т. I. Улан-Удэ, 1958, с. 295.]. Эти данные, по всей вероятности, подтверждают предположение Г. В. Ксенофонтова о существовании у предков якутов божества Саха’а и его возможной связи с культом огня...

    [C. 62.]

 









 

                                                                          Глава I

                                                  ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

    ...Для изучения традиционных религиозных верований якутов наиболее ценны материалы из фонда В. М. Ионова [* Обзор фонда В. М. Ионова см.: Дмитриева Л. В. Архивные материалы В. М. Ионова. — Учен. зап. Ин-та востоковедения АН СССР, М. - Л., 1958, т. XVI. с. 425-440.]. По свидетельству Э. К. Пекарского, добрая половина сведений, собранных В. М. Ионовым, принадлежала его жене — М. Н. Ионовой, известной якутской сказительнице, бывшей большим знатоком якутского фольклора и этнографии [* Архив АН СССР (Ленинград), ф. 202, оп. 1, д. 84, л. 2.]. В рукописном наследии В. М. Ионова находятся записи ряда других собирателей, друзей по ссылке, участников Сибиряковской экспедиции и др. (Н. А. Виташевский, Э. К. Пекарский, Г. Ф. Осмоловский и т. д.) [* АИВ АН СССР (Ленинград), д. 22, оп. 1, д. 5, л. 6об.]...

    [С. 32-33.]

                                                                          Глава II

                                           ПЕРЕЖИТКИ АРХАИЧНЫХ КУЛЬТОВ

    *

                                          1. МАГИЧЕСКИЕ ПОВЕРЬЯ II ОБРЯДЫ

    У якутов существовала вера в наличие волшебного муравьиного масла. По данным Э. К. Пекарского, «муравьиное масло» — это вещество, добываемое с большим трудом в муравьиных кучах, что-то жидкое и колыхающееся, похожее, по описаниям якутов, на ртуть, которое очень редко можно найти в ясный день на вершине конусообразного муравейника, оно имеет лечебную силу, почти равную «ёлбёт мэнгэ уута» (вечная вода, оживляющая вода)» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Изд. АН СССР, 1959, стб. 3246.].

    В материалах о верованиях якутов нет сведений о том, как добывали или находили ёлбёт мэнгэ уута, которому уподобляли «муравьиное масло». Но в якутском героическом эпосе часто встречаются эпизоды оживления героя волшебной водой.

    Близко примыкал к вере в «муравьиное масло» якутский обычай считать счастливым место, где много муравейников. У якутов в прошлом существовала примета, что человек, построивший юрту в местности с муравейниками, будет жить в благоденствии [* Архив ЯФ СО АН СССР, ф. 5, оп. 1, ед. хр. 301, л. 19.].

    Якуты верили и в существование волшебного камня сата, с помощью которого можно резко изменить погоду. Летом и весной с помощью сата будто бы удавалось вызвать холодный ветер, бурю, дождь и снег, а зимой устроить потепление. Волшебный камень «находили» в желудке или печени лошади, коровы, лося, оленя и глухаря. Внешне сата был похож на человека, у него «заметны глаза, нос, рот» [* Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верования якутов. — Записки Якутского краевого географического общества, кн. 1. Якутск, 1923, с. 59.]. Для изменения погоды достаточно было вынести сата на солнечный свет или, привязав к пруту, быстро помахать над головой.

    Сата обычно хранили, завернув в тряпку или шкуру лисицы или белки [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. II, стб. 2122.]...

    [С. 39-40.]

    Некоторые легкие болезни якутские шаманы лечили простым помахиванием талиной, украшенной в семи местах конскими волосами. Такая талина называлась дьалбыыр. Э. К. Пекарский переводил это слово как «кнут» или «опахало» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. 1, стб. 778.]. Шаман при лечении с помощью дьалбыыр не впадал в экстаз, а читал спокойно заклинание и просто «прогонял» от больного духа, причинившего недуг или болезнь [* Виташевский И. А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями. — Сб. МАЭ АН, Пг., 1918, т. V, вып. 1, с. 165; АИВ АН СССР (Ленинград), ф. 22, оп. 1, д. 7, л. 15; Эргис Г. У. Спутник якутского фольклориста. Якутск, 1945, с. 51.]...

    [С. 41.]

                               2. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И СТИХИЙНЫХ СИЛ

    У всех тюркоязычных народов Сибири шел процесс формирования представлений о духах-хозяевах всей тайги, целой системы гор и даже всей земли. Хотя «земля» нередко понималась как территория, принадлежащая роду, племени или одной этнической группе. Образы божеств обширных территорий начали, очевидно, формироваться еще у общих предков изучаемых народов. Так, горный хребет Удуген, находящийся в верховьях Большого Енисея и почитавшийся до недавнего времени тувинцами, упоминался в рунических надписях как «„священная тайга” (uduk jus) древних тюрков» [* Потапов Л. П. К вопросу о древнетюркской основе.., с. 35.].

    Возможно, предки якутов тоже почитали хребет Удуген или знали о нем как о священном месте. В якутской мифологии есть понятия ютюгэн, которое переводится Э. К. Пекарским как «неизвестная даль», «земля», «страна», «пропасть», «бездна», кэтит ютюгэн — «нижний мир», «преисподняя», ютюгэн тыыттын! — «чорт его дери!» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, стб. 3195.]. Можно предположить, что у якутов сохранилось туманное воспоминание о почитании хребта Удуген — отдаленной земли, дух которой мог наказать человека...

    [С. 92-93.]

                                                                          Глава III

               РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЖДЕНИИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА

    *

                                  1. ОСОЗНАНИЕ РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Одним из свойств, или видов, души у телеутов, поданным А. В. Анохина, был тын, который «представлял» собой духовное свойство, присущее человеку, скоту, зверям, птицам, гадам, траве и лесу. При этом есть разница между тын человека и тын животных и птиц: человеческий тын после смерти человека мучили злые духи за злые дела, а тын животных не подвергался наказанию [* Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлению телеутов. — Сб. МАЭ АН СССР, Л., 1929, т. VIII, с. 258-259.]. Отметим, что якуты также знали о тын, считали его дыханием, жизненной силой, присущей и людям, и животным, и растениям [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Изд. АН СССР, 1959, стб. 2948.]. Но они не отождествляли его с душой, это был признак принадлежности к живым объектам...

    [С. 132.]

              2. ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ РЕБЕНКА

    ...Известно, что в состав имен якутских светлых божеств-локровителей входит тоже слово айыы, аи. Это слово переводится с якутского языка как «„творение”, „создание”, „творчество”, „творческое начало”, „доброе начало”, как необходимый элемент творчества, „общее название высших существ (добрых духов, гениев), олицетворяющих собою начала творчества и добра; бог, божество, творец, создатель”» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, стб. 32-33, 47-49.]. Можно предположить, что древние южные предки якутов верили в матерей-создательниц мира и называли их тоже аи (мать), как и древние аборигены Индии. Впоследствии у них главные функции богини-матери перешли в руки мужских божеств. Значение слова аи (мать) их потомками было утрачено. Слово айыы, аи стало пониматься как общее название светлых божеств-небожителей. Из них только Айыыhыт представлялась в женском образе, остальные божества якутской мифологии считались мужчинами, но рядом с ними упоминались имена их жен, которые принимали пассивное участие в «божественных» делах...

    [С. 162.]

                     3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ И ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ

    В прошлом якуты верили, что человек должен жить до семидесяти лет. Смерть раньше этого срока объяснялась враждебными действиями злых духов — абааhы или шамана. Если абааhы «похищали» или «съедали» кут человека, он умирал. Среди шаманов якуты выделяли сиэмэх ойууна — шамана, способного «пожрать... человека, против которого питает зло, наводя на него болезни и беды» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. II, стб. 1807.]. Если человек жил до глубокой старости — это вызывало определенное возмущение, так как считалось, что он живет за счет времени, отпущенного на жизнь его детям и внукам. С этим поверьем был связан древний обычай — старикам и старухам принимать добровольную смерть...

    [С. 163.]

    По поверьям якутов, некоторые люди после смерти могли превращаться в злого духа юёр и остаться в мире людей.

    Юёр считался невидимым духом, имеющим способность блуждать по миру. Им становились умершие преждевременной или насильственной омертью, идиоты, колдуны, люди, имевшие какие-либо особенные недостатки. По якутским поверьям, в юёр также превращались души некоторых шаманов и шаманок [* Архив ГО СССР, р. 64, оп. 1, д. 65, л. 287-290.]. Вообще, по представлениям якутов, могущественные шаманы как бы не умирали полностью. Согласно преданиям, проходя мимо могил, можно было слышать грохот бубна...

    [С. 164.]

    Когда семью начинал беспокоить какой-нибудь юёр, приглашали шамана, который приносил жертву и заключал его в тюктюйэ (берестяную коробку). Хозяин дома клал эту тюктюйэ на матицу юрты и время от времени кормил духа, заключенного в ней.

    Якуты различали два вида тюктюйэ: тюктюйэлээх тангара — обоготворяемое изображение умершего родственника и тюктюйэлээх ойуун — изображение, в которое «внедрен» юёр покойного шамана путем камлания шамана более сильного, чем он [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. III, стб. 2887.].

    По своим действиям юёр фактически ничем не отличались от злых духов абааhы. Особенностью юёр простых людей было то, что они причиняли вред в основном родственникам, а юёр шамана мог напасть на любого человека...

    [С. 167.]

                                                  4. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

    Наиболее распространенным способом захоронения у якутов до прихода русских в XVII в. было «воздушное» погребение на «арангасах». По обычаям на опушке леса или в глубине выбирали четыре дерева и на высоте около полутора метров срубали их верхнюю часть. После этого деревья соединяли наверху поперечинами. На них устанавливали гроб с трупом. Гробы выдалбливались из ствола одного дерева. Иногда деревья рубили на высоте около метра, и на них сооружали небольшой сруб. В него клали покойника, обернув в бересту, и засыпали землей. Над срубом делали крышу. Гробы с умершими помещали на перекладинах между ветвей большого дерева [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. 1, стб. 133.]...

    Итак, якуты после смерти человека обмывали его. Эта работа считалась опасной, и, по данным некоторых исследователей, обмывание покойника совершалось специальными людьми, занимавшимися погребением умерших, которых называли киибэс. Э. К. Пекарский привел в своем «Словаре якутского языка» цитату из рукописи Д. Павлинова «Об имущественном праве якутов (дело Якутского областного комитета 1872-75 г., № 13, л. 79-об): «Прежде был особый презренный класс — киибэс-ы, их не впускали в юрты, а кормили особо и призывали только для выноса покойников и погребения их. Эти киибэс-ы таскали мертвых, уподоблялись палачам, подобно тому как древние якутские похороны — политической казни. Юрта, где умер якут или якутка, срывалась до основания, и на месте, где лежал больной, киибэс-ы ставили истукана из скотского помета. Владельцы юрты должны были перекочевать» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. 1, стб. 1078.]...

    [С. 177-178.]

                                                                          Глава IV

                                                        ПРОМЫСЛОВЫЙ КУЛЬТ

    *

              2. ОБРЯДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УДАЧИ В ПРОМЫСЛЕ

    Общим для всех исследуемых народов было обращение к духам с заклинанием-просьбой дать добычу. Непосредственное обращение к духам, от воли которых зависит результат охоты, возникло, видимо, очень давно. Так, формула заклинания трафаретна и одинакова у всех этнических групп тюркоязычных народов Сибири. Интересно, что заклинание духа-хозяина леса у якутов завершалось троекратным возгласом «Уруй! Уруй! Уруй!», а у алтайцев заклинания, обращенные к хозяевам гор и к родовым духам охоты, оканчивались возгласом «Куруй! Куруй! Куруй!» Слово «уруй» в якутском языке означает «возглас (клич), коим выражается мольба о благополучии, заклинании против зла, и в то же время радостное настроение..., крик призыва, угрозы, союзный боевой клич..., восклицание, которым шаман заключает свой сеанс, на что все собрание в один голос отвечает тем же... [по В. С. злым божествам никогда не кричат уруй], крик, которым приманивается скот... ура! подай (свыше)! даруй! ниспошли! благоволи!» [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, 1959, т. III, с. 3070 (В. С. - В. Л. Серошевский. — Я. А. ).]...

    [С. 271-272.]

                                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Письменные источники свидетельствуют о существовании культа гор у древних тюрков и уйгуров. У древних тюрков было божество Йер-Су (бог Земли и Воды). Наряду с ним, они почитали священными большие горно-таежные хребты. В рунических надписях упоминалась священная Ёtюкэн, горная система, простирающаяся от верховьев Селенги до верховьев Енисея [* Потапов Л. П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства. — В кн.: Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978, с. 34.]. Ее до недавнего времени чтили тувинцы.

    Возможно, Ёtюкэн почитали и южные предки якутов. Отголоском этого является термин ютюкэн, сохранившийся в виде реликта в якутском языке [* Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, т. III, стб. 1236. Кстати, Етюкэн, может быть, и не единственное древнее святое место, находящееся за пределами современной Якутии, которое упоминается в мифологии и эпосе якутов. У них сохранилось имя хозяина ленских писаных скал, известного у бурят как божество Ажирай Беге. Можно предположить, что почитание духа-хозяина ленских скал могло быть унаследовано от более древних тюркоязычных аборигенов этого региона. (Об этом см.: Хангалов М. Н. Собр. соч., т. 1. Улан-Удэ, 1958, с. 317-318, 330, 359, 360, 391; Архив ГО СССР, р. 64, оп. 1, д. 65, л. 327; Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск, 1975, с. 112-113.)]...

    [С. 305.]

 














Brak komentarzy:

Prześlij komentarz