poniedziałek, 20 lutego 2023

ЎЎЎ 51-1. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 51-1. 1958-1. Койданава. "Кальвіна". 2023.









 

    Г. П. Башарин. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX в.). М., 1956. 428 стр.

    В последние десятилетия весьма интенсивно изучается история Якутии. Разрабатывается широкий круг проблем древней истории, истории народов Якутии со времени вхождений их в состав Русского государства — социально-экономического развития народов, общественного строя, истории советского периода. В этой большой творческой работе активное участие принимают ученые Москвы и Ленинграда, но основная исследовательская работа проводится местными научными силами. Недавно появилась книга одного из историков Якутии — Г. П. Башарина об аграрных отношениях в Якутии (60-е годы XVIII — середина XIX в.). Взятую тему автор разрабатывает в широком плане, изучая совокупность общественно-экономических отношений и охватывая большое количество проблем, даже таких, ранее специально не исследованных, как вовлечение Якутии в общероссийский рынок, классовая борьба в якутских улусах, землепользование эвенкийского населения и т. д. Автор ставит перед собой задачу исследовать взятую тему, руководствуясь ленинским пониманием сущности аграрных отношении. Такой подход действительно научно актуален (отметим, что большинство прежних исследований по Якутии относится к домарксистскому периоду развития отечественной науки)...

    Благодаря работе ряда научных экспедиций Академии наук и Русского географического общества, научной деятельности политических ссыльных царского времени и работе советских ученых создана большая литература по истории, быту, культуре и языку якутского народа. Аграрным отношениям якутов посвящен ряд специальных исследований [* В. А. Серошевский. Якуты, т. I, СПб., 1896, стр. 280-309, 415-432, 480-508; Сб. «Материалы по обычному праву и общественному быту якутов». Л., 1929 (в этом сборнике опубликованы работы: Н. А. Виташевский, Основные правила распределения земли у якутов Дюпсинского улуса Якутского округа; его же, Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права; его же. Способы разложения и сбора податей в Якутской общине; Л. Г. Левенталь. Подати, повинности и земля у якутов); М. С. Ольминский, Из истории общины Сибири. «Правда» (журн.) за июль 1904 г., стр. 143-161; Э. К Пекарский. Земельный вопрос у якутов, «Сибирские вопроси», 1908, № 17-18. А. С. Белевский, Аграрный вопрос в Якутской области, «Русское богатство», 1902, № 11; В. Ф. Трошанский, Земледелие и землепользование у якутов, «Сибирские вопросы», 1908, № 31-32; С. А. Токарев, Происхождение сельской общины у якутов. «Исторические записки Института истории АН СССР», т. 14, 1945. стр. 170-201; его же, Общественный строй якутов XVII-XVIII вв., Якутск, 1945; его же, Очерк истории якутского народа, М., 1940; С. В. Бахрушин. Исторические судьбы якутов, сб. «Якутия», 1927.]...

    Г. Эргис

    [С. 186.]

 

 

                                       К 100-летию со дня рождения Э. К. Пекарского

    Якутские научные учреждения и организации на днях будут отмечать 100-летие со дня рождения почетного академика, составителя монументального академического «Словаря якутского языка» Э. К. Пекарского. Они деятельно готовятся достойно отметить эту дату.

    Филологи и историки Института языка, литературы и истории Якутского Филиала Академии наук СССР подготовили и издают сборник статей, характеризующих Э. К. Пекарского, как крупнейшего филолога, этнографа, фольклориста. В сборник вошли новые работы ученых Якутии: «Словарь якутского языка» Э. К. Пекарского и его значение — статья доктора филологических наук Л Н. Харитонова. «О жизни и деятельности Э. К. Пекарского» — работа кандидата филологических наук А. А. Попова и «Э. К. Пекарский, как этнограф-якутовед» — статья кандидата исторических наук И. С. Гурвича. В сборнике также будут опубликованы: работа кандидата филологических наук И. В. Пухова — «Э. К. Пекарский и изучение якутского фольклора», статья аспиранта К. И. Горохова «Деятельность Э. К. Пекарского в Якутской (Сибиряковской) экспедиции в 1891-1890 гг.» и отрывки из воспоминаний П. В. Попова — «Э. К. Пекарский в якутской ссылке».

    Самым отрадным и имеющим громадное научное и культурное значение мероприятием для всех научных и культурных работников Якутии является переиздание всех 13-ти выпусков «Словаря якутского языка» Э. К. Пекарского. Переиздание словаря по заказу Института языка, литературы и истории осуществляется в Венгрии фотоофсетным способом тиражом 3 тыс. зкз.

    В Институте языка, литературы и истории состоится расширенное заседание ученого совета, посвященное 100-летию со дня рождения Э. К. Пекарского, где с докладами о его научной деятельности выступят доктора филологических наук Л. Н. Харитонов и Е. И. Убрятова.

    Якутская республиканская библиотека имени А. С. Пушкина подготовила указатель литературы о жизни и научной деятельности Э. К. Пекарского. В указатель, кроме «Словаря якутского языка», вошли и его этнографические работы, как «Якутский род до и после прихода русских», «Очерки быта приаянских тунгусов», «Предания о том, откуда произошли якуты», «Среди якутов», «Программа для исследования домашнего и семейного быта якутов» и другие.

    В Якутском государственном университете организуется выставка научных трудов Э. К. Пекарского.

    Г. Тарский.

    [С. 3.]

 















 

    И. С. Гурвич, И. В. Пухов

                                                              Э. К. ПЕКАРСКИЙ

                                                     (К столетию со дня рождения)

    В конце XIX — начале XX в. в русской этнографии определился углубленный интерес к народам окраин России. Особенно интенсивно работа в этот период проводилась в Сибири, где был собран в основной массе материал по этнографии якутов, тунгусов (эвенков), юкагиров, чукчей, коряков. В накоплении этих сведений большую роль сыграли политические ссыльные. Среди таких исследователей, как Д. А. Клеменц, В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг, почетное место принадлежит выдающемуся якутоведу, лингвисту и этнографу Эдуарду Карловичу Пекарскому.

    Э. К. Пекарский родился 26 октября 1858 г. в Минской губернии в семье польского дворянина. Учился в Харьковском ветеринарном институте, но в 1878 г. был исключен за участие в студенческих беспорядках, после чего перешел на нелегальное положение. В конце 1878 г. вступил в организацию народников «Земля и Воля» и вел подпольную революционную работу. В конце 1879 г. он был арестован и в 1881 г. приговорен к 15 годам каторжных работ, замененных ссылкой в отдаленные места Сибири. В ноябре 1881 г. Пекарский был водворен в I Игидейский наслег Батурусского улуса Якутской области (ныне территория этого наслега вошла в Таттинский район Якутской АССР). В 1895 г., по истечении 14-летнего срока обязательного пребывания в Сибири, он получил право выезда в Европейскую часть России (за исключением столиц и столичных губерний). Но Пекарский отказался воспользоваться этим правом и остался в Якутии, чтобы продолжать научные изыскания в области якутского языка и якутской этнографии, начатые им с первых лет пребывания в Якутии. За много лет жизни в Якутской области, участвуя в ряде экспедиций, Пекарский собрал огромный этнографический, фольклорный и в особенности языковый материал, текстовая часть которого легла в основу его фундаментального «Словаря якутского языка», ставшего главным делом всей его жизни. Первый выпуск словаря был издан в Якутске в 1899 г. В дальнейшем полное издание словаря взяла на себя Академия наук. В 1905 г. Э. К. Пекарскому по ходатайству Академии наук было разрешено проживание в Петербурге для наблюдения над изданием «Словаря якутского языка».

    По приезде в Петербург Пекарский включился в активную научную работу: сотрудничал в различных учреждениях Академии наук, в Русском географическом обществе, в этнографических журналах. В 1911 г. был награжден за свои труды Большой золотой медалью Русского географического общества. Но должным образом труды Э. К. Пекарского были оценены только в советское время. В 1927 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1931 г.— почетным академиком. Умер Э. К. Пекарский 29 июня 1934 г.

    Наиболее значительным трудом Э. К. Пекарского остался его капитальный «Словарь якутского языка», изданный Академией наук в 1907-1930 гг. 13 выпусками (всего около 25 тыс. слов) [* «Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским при ближайшем участии Д. Д. Попова и В. М. Ионова», Труды Якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова (1894-1896), изд. Академии наук, вып. 1, СПб., 1907; вып. 2, СПб., 1909; вып. 3, СПб., 1912; вып. 4, Пгр., 1916; вып. 5, Пгр., 1917; вып. 6, Пгр., 1923; вып. 7, Л., 1925: вып. 8, Л., 1926; вып. 9, Л., 1927; вып. 10, Л., 1927; вып. 11, Л., 1928; вып. 12, Л., 1929; вып. 13, Л., 1930.]. Этот словарь является не только замечательным вкладом в тюркскую филологию, но и своеобразным и весьма значительным вкладом в общую этнографию. Не ограничиваясь обычным объяснением прямого и косвенного значения того или иного слова, указанием его основы, фонетических вариантов, происхождения, автор дает развернутое объяснение каждому понятию, приводит связанные с ним мифологические, фольклорные и бытовые сведения, проводит параллели с другими тюркскими и монгольскими языками. Все это сопровождается обширным фразеологическим материалом с указанием источника заимствования. Словарь насыщен описаниями обычаев, обрядов, поверий, примет и т. п. Приведем типичный пример: «Маласын [* Мы опускаем сравнения этого слова с корнями языков других народов.] — освящение Б [* Условной большой буквой автор обозначает источник заимствования примера. В приводимой цитате Б — Böhtlingk Otto, Über die Sprache der Jakuten. Th. 1 und 2, St. Petersburg, 1851 (Dr. A. Th. v. Middendorff’s Reise in den äussersten Norden und Osten Sibiriens, Bd. III); Мид— Миддендорф А., Путешествие на север и восток Сибири, часть 1, СПб., 1860; Ион — Ионов В. М.. Собрание слов и выражений, употребляемых в Баягантайском улусе Якутского округа. Рукописные материалы, составляющие часть трудов Якутской экспедиции, на якутском языке (место хранения этой рукописи не выяснено. — И. Г., И. П.). Перечень источников помещен Пекарским в первом выпуске «Словаря».], пир, пирушка, столование, обрядовое угощение, праздник по какому-либо случаю, гулянка (совершается всеми якутами при переходах их с летника в зимник и обратно и при прочих каких-либо особенных случаях жизни: родинах, крестинах, сватовстве, женитьбе, именинах и т. д.; главные и лакомые блюда якутов на этих пирушках состоят из саламаты, кислого молока и конины); пiä малāсына — пир при новоселье; освящение дома Б; отȳ малāсына — освящение привала Мид; уңуох арахсыбыт малāсына — угощение по поводу отделения костей (детей от костей матери), — говорят об угощении, которое бывает тогда, когда родятся близнецы Ион; барар малāсын — пирушка, устраиваемая по случаю отъезда невесты в дом жениха» [* «Словарь якутского языка», вып. 6, стр. 1510.].

    Это сравнительно краткая аннотация слова; в ряде случаев Пекарский давал значительно более пространное объяснение. Особенно обстоятельно объяснены в словаре различные этнографические, фольклорные и мифологические понятия. Таким образом, «Словарь якутского языка» Э. К. Пекарского является своеобразным этнографическим и фольклорным источником. Этот словарь был оценен крупнейшими филологами как выдающийся труд. Акад. С. Ф. Ольденбург был совершенно прав, когда писал в предисловии к тринадцатому, последнему выпуску словаря: «Не много народов Востока имеют еще такие словари» [* Там же, вып. 13, стр. I.]. Столь же высокую оценку получил словарь со стороны академиков В. В. Радлова [* В. В. Радлов, Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским, «Живая старина», СПб., 1907, вып. IV, отдел 3, стр. 63-65.], В. В. Бартольда [* В. Бартольд, С. Ольденбург, И. Крачковский, Записка об ученых трудах Э. К. Пекарского, «Изв. АН СССР», 1927, т. XXI, № 12-18, стр. 1523-1626; В. В. Бартольд, История изучения Востока в Европе и России, изд. 2-е, Л., 1925, стр. 240.] и других.

    Другим капитальным трудом Э. К. Пекарского являются изданные под его редакцией «Образцы народной литературы якутов». Первый том содержит его собственное собрание произведений якутского фольклора [* «Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э. К. Пекарского», т. I. Тексты — Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским, часть первая, вып. 1, СПб., 1907; вып. 2, СПб., 1908; вып. 3, СПб., 1909; вып. 4. СПб., 1910, вып. 5, СПб., 1911. — Все 5 выпусков в 1911 г. были объединены и изданы одной книгой.], второй — заново сверенный и научно отредактированный Э. К. Пекарским якутский текст «Верхоянского сборника» И. А. Худякова [* «Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э. К. Пекарского», т. II. Тексты. — Образцы народной литературы якутов, собранные И. А. Худяковым», вып. 1, СПб., 1913; вып. 2, Пгр., 1918.], третий — олонхо, записанное известным этнографом и фольклористом В. Н. Васильевым [* «Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э. К. Пекарского», т. III. Тексты. — Образцы народной литературы якутов, записанные В. Н. Васильевым, вып. 1, Пгр., 1916.].

    Издание «Образцы народной литературы якутов» было задумано и осуществлено как лексическая основа «Словаря якутского языка». В связи с этим изданием особо следует отметить большую редакционную и текстологическую работу, которую проводил Э. К. Пекарский как над текстами произведений устного народного творчества, так и над трудами своих предшественников. Пекарский имел в виду к каждому тому «Образцов» дать вторую часть — русский перевод текстов, но этот замысел, к сожалению, не был осуществлен, даже частично сделанные переводы не были изданы.

    Это издание до настоящего времени является наиболее значительным и полным изданием якутского фольклора, особенно героического эпоса — олонхо. Тексты изданы по типу «Образцов народной литературы тюркских племен» акад. В. В. Радлова [* В. В. Радлов, Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, СПб., ч. 1, 1866; ч. 2, 1868; ч. 3, 1870; ч. 4, 1872. С пятой части название серии было изменено: Образцы народной литературы северных тюркских племен, ч. 5, 1885; ч. 6, 1886.] и «Произведений народной словесности бурят» Ц. Ж. Жамцарано (изданных в серии «Образцов народной словесности -монгольских племен») [* «Произведения народной словесности бурят. Собрал Ц. Ж. Жамцарано», т. I, вып. 1, СПб., 1913; вып. 2, СПб., 1914; т. II, вып. 1, Л., 1930; вып. 2, Л., 1931. Издавались в незаконченной серии: «Образцы народной словесности монгольских племен».] и вместе с ними составляют единое целое как памятники устного творчества тюрко-монгольских народов.

    Большой интерес представляют и работы Пекарского, специально посвященные этнографическим вопросам. Добросовестный и тонкий наблюдатель, знаток якутского языка, Э. К. Пекарский сумел подметить и такие особенности и детали якутских обычаев и обрядов, которые уже тогда превратились в архаизмы и, исчезая из быта якутского народа, могли остаться незамеченными при поверхностном изучении.

    Об этнографических взглядах Пекарского можно судить уже по первым его работам. В статье «Якутский род до и после прихода русских», написанной совместно с Г. Ф. Осмоловским, Э. К. Пекарский прямо указал на фольклор, лингвистику и этнографию как на исторический источник для суждения о характере якутской общественной жизни до прихода русских. Хотя в то время критика фольклорных, а в особенности этнографических источников и методика их использования для воссоздания прошлого были разработаны еще весьма недостаточно, Э. К. Пекарский и его соавтор совершенно верно подчеркнули патриархальные порядки в якутском обществе: большие права главы семьи, патриархальное рабство, ожесточенные войны между родами. Анализ исторических преданий якутов привел авторов статьи к выводу, что эти войны, разжигавшиеся тойонами, были величайшим бедствием для народа. В связи с этим вхождение Якутии в состав Русского государства справедливо рассматривается авторами как прогрессивное явление [* Э. К. Пекарский и Г. Ф. Осмоловский, Якутский род до и после прихода русских, «Памятная книжка Якутской области на 1896 г.», вып. 1, Якутск, 1895. стр. 1.]. Однако в этой статье, как и в ряде других работ, отражены и народнические взгляды Пекарского, идеализация им якутской общины, наивное подчеркивание «гуманности» верховной власти, надежда, что из среды якутской аристократии выделятся «светлые личности, воспитанные в духе просвещения и гуманизма» [* Там же, стр. 48.].

    Работа о якутском роде вызвала отклики в печати. В рецензиях указывалось на спорность характеристики якутского рода до прихода русских, данной на основе одних устных преданий. Отмечалось, что авторы несколько идеализировали ясачную политику Московского государства [* В. С. Е., Якутский род [ред.], «Изв. Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества», т. XXVI, 1895, № 4-5, стр. 206-229.].

    Интерес к материальной и духовной культуре якутского народа привлек Э. К. Пекарского к участию в экспедиции Сибирякова 1894-1896 гг. Совместно с И. И. Майновым он разработал «Программу для исследования домашнего я семейного быта якутов». Перечень тем и вопросов (программа охватывает все стороны хозяйства и культуры якутов) показывает, что авторы видели в изучении этнографии якутского народа ключ к пониманию не только его прошлого, но и многих сторон современной им якутской действительности. Издана была им и другая программа [* «Программа издания трудов Якутской экспедиции, снаряженной на средства И. М. Сибирякова», Иркутск, 1897; Э. К. Пекарский и И. И. Майнов, Программа для исследования домашнего и семейного быта якутов, «Живая старина», 1913, вып. I- II, стр. 117-135.].

    В 1903 г. Э. К. Пекарский принял участие в Нелькано-Аянской экспедиции, во время которой произвел подворную перепись тунгусов (эвенков) [* Э. К. Пекарский и Вл. Цветков, Приаянские тунгусы, «Живая старина»: 1911, вып. II, стр. 219-232; 1911 (вышло в 1912), вып. III-IV, стр. 323-356.]. Этот метод изучения хозяйства отдельных этнографических групп и в настоящее время считается одним из наиболее рациональных и широко применяется советскими этнографами. Собранный материал о численности аяно-майских тунгусов, об их рождаемости, смертности, имущественной обеспеченности позволил автору сделать весьма интересные выводы. Можно отметить, например, что материалы переписи, произведенной Пекарским, при сравнении с предыдущими данными не подтвердили утверждения о вымирании тунгусов, высказывавшегося прежде в литературе. Э. К. Пекарский описал свадебные и семейные обычаи тунгусов,, показав неосновательность идеализации их семейного быта. Материалы Пекарского о жизни и быте приаянских тунгусов до настоящего времени являются одним из немногих источников об этой этнографической группе. Эта работа Э. К. Пекарского имела не только академический интерес. Здесь он выступает как передовой общественный деятель, борющийся за улучшение жизни изучаемой им народности.

    В отчете им отмечена неправильность отнесения (по «Уставу об управлении инородцев Сибири») части бродячих тунгусов к кочевым, в связи с чем с них взимали более высокие налоги. Тяжелое положение тунгусов Э. К. Пекарский еще более подчеркнул в повторном расширенном и дополненном издании этой работы в 1913 г. [* Э. К. Пекарский и В. П. Цветков, Очерк быта приаянских тунгусов, «Сборник Музея антропологии и этнографии», т. II, вып. 1, СПб., 1913. Во время экспедиции к тунгусам Э. К. Пекарский собрал значительную коллекцию экспонатов. Рукописи трудов Э. К. Пекарского по вопросам фольклора и этнографии якутов, материалы, отражающие его деятельность в Сибиряковской и Нелькано-Аянской экспедициях, переписка были переданы после его смерти в 1934 г. А. Е. Пекарской в Архив Академии наук СССР. Эти материалы ждут своего исследователя (см. «Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов», т. II, М. — Л., 1946, стр. 158-159).]

    Нельзя не указать, что работу по сбору этнографического и лингвистического материала среди якутов и тунгусов Э. К. Пекарский совмещал с большой редакторской и общественной деятельностью. Он принял горячее участие в 1892-1902 гг. в обследовании системы землепользования в Якутии и попытках его реформы, надеясь, как и другие ссыльные народники, применить на практике свои идеи о передельной крестьянской общине [* «Инструкция о порядке уравнительного распределения земель в наслеге (сельском обществе) в соответствии с податными и повинностными платежами. Переработана по материалам съездов сведущих лиц (декабрь 1900 — февраль 1902 г.) Э. К. Пекарским, В. М. Поповым и якутами М. А. Афанасьевым (юрист), П. Н. Сокольниковым (врач)», Якутск, 1902.]. Хотя реформа была провалена тойонами, ее подготовка имела немалое значение для пробуждения активности якутских трудовых масс.

    Сотрудничая в Якутском областном статистическом комитете, Э. К. Пекарский редактировал историко-экономические сборники «Общее обозрение Якутской области за 1892-1902 гг.» [* «Общее обозрение Якутской области за 1892-1902 гг.» (Под ред. Э. К. Пекарского), Издание Якутского областного статистического комитета, Якутск, 1902.] и «Обзор Якутской области за 1901 г.» [* «Обзор Якутской области за 1901 г.» (Сост. Э. К. Пекарский), Якутск, 1903.].

    Значительны заслуги Э. К. Пекарского в редактировании и издании трудов других выдающихся исследователей Якутии — политических ссыльных. В 1898 г. известный собиратель материалов по этнографии якутов, политический ссыльный В. Ф. Трощанский, не успев опубликовать свои труды, перед смертью завещал свои рукописи Э. К. Пекарскому. Последний завершил подготовку к печати этих трудов. В 1902 г. вышла под редакцией Э. К. Пекарского работа В. Ф. Трощанского «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов». Пекарский снабдил книгу примечаниями и приложениями [* В. Ф. Трощанский, Эволюция черной веры (шаманства) у якутов, «Уч. зап. Казанского ун-та», 1902, кн. 4, апрель.]. Он подготовил к печати также другую значительную работу В. Ф. Трощанского «Наброски о якутах Якутского округа» [* В. Ф. Трощанский, Наброски о якутах Якутского округа, под редакцией и с примечаниями Э. К. Пекарского, «Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т. XXVII, 1911, вып. 2-4.] и ряд его статей [* В. Ф. Трощанский, Якуты в их домашней обстановке, «Живая старина», 1908, вып. III, отд. I, стр. 332-346; 1908 (изд. в 1909), вып. IV, стр. 435-445; В. Ф. Трощанский, Любовь и брак у якутов; Э. К. Пекарский, Из якутской старины (К статье В. Ф. Трощанского «Любовь и брак у якутов»), «Живая старина», 1909, вып. II-III, стр. 17-34. В 1911 г. под редакцией Э. К. Пекарского вышла программа В. Ф. Трощанского для сбора материала о верованиях якутов: В. Ф. Трощанский, Опыт систематической программы для сбора сведений о дохристианских верованиях якутов, «Живая старина», 1911, вып. II, стр. 247-292.]. Весьма интересны дополнения к статье В. Ф. Трощанского «Любовь и брак у якутов», сделанные Э. К. Пекарским.

    После выезда из Якутии Э. К. Пекарский продолжал горячо интересоваться бытом якутского народа и принимал активное участие в общественной и научной жизни Якутской области. В этот период Пекарский посвятил ряд статей юридическому быту якутов. В статье «Об организации суда у якутов» он указал на необходимость коренным образом изменить судопроизводство в якутских улусах, основанное на «Уставе об управлении инородцев» 1822 г. [* Э. К. Пекарский,  Об организации суда у якутов, «Сибирские вопросы», СПб., 1907, № 36, стр. 15-18; № 36, стр. 22-27.] В статье «Кочевое или оседлое племя якуты?» Пекарский показал относительность отнесения якутов к разряду «кочевых инородцев», отметив, что после утверждения «Устава» в силу соприкосновения с русскими якутский народ прошел большой путь в своем развитии [* Э. К. Пекарский, Кочевое или оседлое племя якуты? «Сибирские вопросы», 1908, № 37-38, стр. 34-40.]. В статье «Земельный вопрос у якутов» Э. К. Пекарский поставил вопрос о крайне неравномерном распределении земли «по классам» в якутских общинах, указал на захват лучших участков богачами [* Э. К. Пекарский, Земельный вопрос у якутов, «Сибирские вопросы», 1908, № 17-18, стр. 14-28.].

    Ряд заметок посвятил Э. К. Пекарский в 1906-1909 гг. отдельным событиям в Якутской области. В мелких заметках он нередко опровергал необоснованные проекты, касавшиеся Якутии [* Э. К. Пекарский, Дутые сведения и грандиозные проекты, «Сибирские вопросы», 1908, № 43-44, стр. 31-34.], знакомил общественность с трудностями, переживаемыми якутским народом [* Э. К. Пекарский, Неурожай и сибирская язва в Якутской области, «Санкт-Петербургские ведомости», 1909, № 218; Э. К. Пекарский, П. И. Войнаральский о вымирании якутов, «Живая старина», 1915, вып. I-II, стр. 03-06.], указывал на необходимость издания газет на якутском языке [* Э. К. Пекарский, Случай с последними номерами «Якутской жизни», «Сибирские вопросы», 1908, № 17-18, стр. 69-71.] и т. п. Эти небольшие статьи рисуют Э. К. Пекарского как активного общественника, горячо сочувствовавшего тяжелой доле трудовых масс якутского народа. В то же время в этих заметках немало конкретного материала, интересного для историка и этнографа,

    В этот период Э. К. Пекарский опубликовал много отзывов на работы, касавшиеся якутского народа, стремясь привлечь внимание читателей и общественности к отдельным сторонам жизни якутов; из них особенно интересны рецензии на работы С. К. Патканова [* Э. К. Пекарский, С. Патканов. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 [г.] и других источников [ред.], «Живая старина», 1906, вып. III, отд. 3, стр. 44-46; 1907, вып. I, отд. 3, стр. 4-5.], И. А. Худякова [* Э. К. Пекарский, Заметка по поводу редакции «Верхоянского сборника» И. А. Худякова, «Изв. Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества», т. XXVI, 1896, № 4-б, стр. 197-205; его же, И. А. Худяков и ученый обозреватель его трудов, «Сибирские вопросы», 1908, № 31-32, стр. 50-55.] и др.

    И впоследствии, полностью сосредоточив свои усилия на подготовка многотомного словаря, Э. К. Пекарский время от времени обращался к своим этнографическим материалам. В 1910 г. он, в соавторстве с В. Н. Васильевым, опубликовал работу «Плащ и бубен якутского шамана» [* Э. К. Пекарский и В. И. Васильев, Плащ и бубен якутского шамана, СПб., 1910.]. Это весьма удачная попытка объяснить назначение отдельных частей и деталей шаманского костюма. Работа вызвала значительные отклики в литературе [* См. рецензии Н. А. Виташевского («Живая старина», 1910, вып. IV, стр. 342-352); В. Михайловича [В. М. Ионова] («Этнографическое обозрение», 1911, № 1-2, стр. 284-289); Вл. Б. [В. Богданова] («Этнографическое обозрение», 1910, № 1-2, стр. 183-184).].

    В 1920-х годах Э. К. Пекарский ознакомил научную общественность с неопубликованными трудами В. М. Ионова, оставившего ценный архив [* Э. К. Пекарский, Записки о рукописях, оставшихся после смерти В. М. Ионова, «Изв. Российской Академии наук», VI серия, т. XVI, 1922, № 1-18, стр. 140-142 (Извлечения из протоколов заседаний Отделения исторических наук и филологии, XV заседание, 25 октября 1922 г.).].

    В 1925 г. Пекарский в соавторстве с П. Поповым опубликовал брошюру «Средняя якутская свадьба» [* Э. К. Пекарский и Н. П. Попов, Средняя якутская свадьба, «Восточные записки», т. I, Институт живых восточных языков, Л., 1927, стр. 201-222.]. Поводом к ее написанию послужил отзыв М. М. Ковалевского о труде Н. А. Виташевского «Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права». Ковалевский отметил чрезвычайную важность описания отдельных явлений быта, приуроченных к определенной хронологической дате и к определенной, точно зафиксированной территории. Отвечая на пожелание М. М. Ковалевского, Пекарский привел подробное описание виденного им в 1892 г. в Игидейеком наслеге Батурусского улуса свадебного обряда. В статье подробно описан весь обряд, калым, обычаи, связанные с переездом невесты в дом жениха, благодарение духов мест и т. д.; для сравнения приведены описания более древних и более богатых якутских свадеб. Описывая свадебный обряд, Э. К. Пекарский и его соавтор обратили внимание на социальные мотивы в этой церемонии.

    В 1928 г. он, также в соавторстве с Н. П. Поповым, выпустил работу «Среди якутов» [* Э. К. Пекарский, Н. П. Попов, Среди якутов (Случайные заметки)» Иркутск, 1928. (Отдельный оттиск из сборника «Очерки по изучению Якутского края», вып. 2, Иркутск, 1928, стр. 26-33).], где изложил свои наблюдения о космогонических, зоологических и антропологических представлениях якутов. В статье описываются представления якутов о небе, солнце, луне, земле, воде, громе, молнии, ветре, атмосферных явлениях, огне, календарных датах. Отдельные параллели, приведенные из материалов, собранных среди бурят и алтайцев, убеждают в том, что космогонические представления якутов весьма близки к представлениям их южных соседей. Несмотря на отсутствие выводов, статья эта имеет несомненную ценность благодаря приведенному в ней фактическому материалу, в значительной степени ставшему глубокой историей уже тогда, когда его собирали.

    Эти работы Э. К. Пекарского могут рассматриваться как этнографические первоисточники. В этих работах, как и в большинстве других публикаций этого же рода, не содержится выводов. Очевидно, сам Э. К. Пекарский рассматривал приводимые им данные как первичную публикацию полевых материалов.

    В заключение отметим этнографический характер некоторых библиографических работ Э. К. Пекарского, как, например, «Библиография якутской сказки» [* Э. К. Пекарский, Библиография якутской сказки, «Живая старина», 1912 (изд. в 1914), вып. II [II-IV], стр. 629-532. Якутской сказке и ее жанрам Пекарским была посвящена специальная статья. См. Э. К. Пекарский. Якутская сказка (составлено в сотрудничестве с Н. П. Поповым), Сб. статей «Сергею Федоровичу Ольденбургу, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности», Л., 1934, стр. 421-426.]. Пекарский редактировал указатель историко-этнографической литературы о якутах, составленный П. П. Хороших [* П. П. Хороших, Опыт указателя историко-этнографической литературы о якутской народности, под редакцией и с предисловием Э. К. Пекарского, Иркутск, 1924.].

    Неутомимый труженик, Э. К. Пекарский принимал самое активное участие в работе научных и научно-общественных организаций. В течение ряда лет он был секретарем Этнографического отдела Русского географического общества, секретарем журнала «Живая старина», ученым хранителем Музея антропологии и этнографии, заведующим галереей Петра I при этом музее, членом Якутской комиссии АН СССР.

    Краткий обзор научной деятельности Э. К. Пекарского как этнографа показывает, что он умело сочетал сбор и изучение материала по якутской лексике с изучением этнографии и фольклора якутского народа. Именно сочетание этих дисциплин, тенденция исходить из жизни, из рода занятий народа в объяснении особенностей его культуры, стремление связать свою научную деятельность с практическими вопросами, выдвигаемыми жизнью,, позволили ему внести такой значительный вклад в изучение Якутии. Этнографические работы Пекарского отражают определенный этап в развитии отечественной этнографической науки. Имя Э. К. Пекарского по праву должно занять почетное место в истории русской этнографии.

    [С. 54-60.]

 






 

    К. И. Горохов

                             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКУТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1894—1896 гг.

    На обширной территории Якутии в 1894-1896 гг. работала Якутская экспедиция, предпринятая Восточно-Сибирским Отделом Русского Географического Общества (ВСОРГО) на средства золотопромышленника-мецената И. М. Сибирякова. Несмотря на огромный научный вклад, внесенный якутской экспедицией в изучение Якутии, деятельность ее до сих пор не нашла должного отражения в исторической литературе. Только участник этой экспедиции И. И. Майнов проявил особую заботу об охране и популяризации трудов своих товарищей по экспедиции. Издавая работы Д. М. Павлинова, Н. А. Виташевского и Л. Г. Левенталя по обычному праву и общественному быту якугов [* Д. М. Павлинов, Н. А. Виташевский и Л. Г. Левенталь — «Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов».Труды комиссии по изучению Якутской АССР, т. IV, Л, 1929 г.], он снабдил их труд обстоятельным предисловием, в котором впервые дал довольно подробные сведения о деятельности экспедиции. Но в сравнительно небольшой статье автор, конечно, не мог охватить все стороны многогранной деятельности участников якутской экспедиции.

    В фондах архивов Ленинграда и Иркутска хранятся необработанные материалы, а также отчеты некоторых участников экспедиции. Судьба некоторых материалов экспедиции до сих пор неизвестна. Данная статья ставит своей целью на основе указанных источников сообщить более подробно историю организации экспедиции, ее деятельность, характер и объем собранных материалов без подробного научного их анализа...

    [С. 37.]

                                                                              І.

    Д. А. Клеменц, приняв предложение И. М. Сибирякова, при обсуждении этого вопроса в Распределительном комитете ВСОРГО внес предложение заменить командировку одного лица на р. Лену организацией этнографической экспедиции в Якутскую область с привлечением местных сил...

    [С. 39.]

    «Ваше письмо, — писал И. М. Сибиряков К. А. Клеменцу, является для меня первым показателем, что существует интерес к этому делу, более существенный и видный. Является уже интерес к самому содержанию и целям дела, а не только к простому снаряжению. При таких условиях, разумеется, все значительно изменяется, а в том числе и мое намерение послать экспедицию от Центрального Общества... Местными силами, конечно, очень желательно пользоваться, и я думаю, что они найдутся и кроме тех, которых Вы указываете в Вашем письме в лице Виташевского, Иохельсона, Пекарского, Ионова и др.» [* Известия ВСОРГО, т. 45, 1916 г., стр. 158-159.]...

    [С. 40.]

    В январе 1894 г. Д. А. Клеменц прибыл в Якутск для переговоров на месте и устройства предполагаемой экспедиции [* ГАИО, ф. 293, оп. 4, № 271.]. Здесь было решено провести под руководством Клеменца организационное совещание с участием всех лиц, намеченных Отделом и утвержденных генерал-губернатором политических ссыльных для выработки программы и установления «самих способов исследования». Заседания организационного совещания происходили с 18 января по 8 февраля 1894 г. под председательством секретаря Статистического комитета А. И. Попова [* ААН, ф. 253, оп. 1, ед. хр. 23, л. 10.]...

    [С. 42.]

    Э. К. Пекарский к моменту организации экспедиции зарекомендовал себя среди товарищей по ссылке и вообще среди тогдашней интеллигенции Якутии серьезным работником, способный на большие дела. Он выступал то администратором, то юрисконсультом, то арбитром, защитником интересов народных масс» и в то же время занимался научным трудом — составлением якутского словаря. Поэтому Э. К. Пекарскому, как лучшему знатоку материальной и духовной культуры якутов, было поручено вместе с И. И. Майновым составить программу по исследованию домашнего и семейного быта якутов. Эта программа впоследствии получила весьма высокую оценку специалистов и после просмотра ее Ф. К. Волковым, который внес в нее несколько поправок, была помещена в журнале «Живая старина» за 1913 г., а затем легла в основу программ, вырабатывавшихся якутской экспедицией для своих этнографов.

    В целях наиболее всестороннего исследования быта народов Якутии и сближения с коренным населением края, а также в целях популяризации задач экспедиции среди местного населения, на совещании было решено просить у местного губернатора разрешения привлечь к работе экспедиции нескольких представителей зарождавшейся тогда якутской интеллигенции, которые должны были заняться собиранием материалов о домашнем и семейном быте и верованиях якутов. Не имея возможности непосредственно участвовать в трудах самой экспедиции, занимаясь обработкой материалов для якутского словаря, Э. К. Пекарский согласился отыскать этих людей и принять на себя окончательное редактирование их трудов...

    [С. 44.]

    С. Я. Дмитриев представил программу своей работы по «скотоведению» (анатомо-экстерьерные, физиологические и биологические особенности якутского скота) и «скотоводству» (техника скотоводства, оплата корма, болезни и их лечение) [* ГАИО, ф. 293, оп. 4, ед. хр. 271.]. Свою программу Дмитриев рассчитывал выполнить в сотрудничестве с Кондаковым и Пекарским...

    [С. 46.]

                                                                              ІІ.

    На организационном совещании участников экспедиции были утверждены планы работ и бюджет только до января 1895 г. Кроме того, в процессе работы перед каждым сотрудником встала необходимость ознакомиться с результатами работ своих товарищей и обменяться мнениями о дальнейшей работе. Н. А. Виташевский и Э. К. Пекарский выступили инициаторами созыва нового совещания участников для обсуждения отчетов сотрудников за прошедший период их деятельности и планов работы на текущий 1895 г. [* ААН, ф. 202, оп. 1, ед. хр. 57, л. 33.] Их предложение получило одобрение всех остальных, а в ноябре 1894 г. А. И. Попов доложил об этом якутскому губернатору, который дал согласие созвать такой «съезд» [* ААН, ф. 253, оп. 1, ед. хр. 30, л. 1.].

    Программа совещания была составлена из вопросов, намеченных Н. А. Виташевским и Э. К. Пекарским, а затем была уточнена и дополнена другими участниками экспедиции. Она состояла из следующих вопросов: «1. Выслушивание отчетов отдельных экскурсантов; 2. Порядок представления этих отчетов в отдел; 3. Отчет о расходовании экспедиционных сумм в минувшем году; 4. Обсуждение планов работ на текущий год; 5. Выработка бюджета на текущий год; Вопрос о праве пользования добытыми материалами» [* БМИО, ф. ВСОРГО, ед. хр. 73.]. Также для широкого обмена мнениями, по предложению Н. А. Виташевского, были прочитаны рефераты экскурсантов по некоторым вопросам истории и этнографии Якутии [* ААН, ф. 253, оп. 2, ед. хр. 30, л. 1.].

    Совещание проходило с 11 по 25 января 1895 г. под председательством секретаря Статистического Комитета А. И. Попова. В работе его приняли участие Н. А. Виташевский, И. И. Майнов, С. Я. Дмитриев, Н. Л. Геккер, В. Е. Горинович, Э. К. Пекарский, Г. Ф. Осмоловский, А. И. Некрасов, С. В. Ястремский и Е. Д. Николаев [* Там же.]...

    [С. 47-48.]

    Занимаясь основной работой над составлением якутского словаря, Э. К. Пекарский отыскал себе сотрудников, которые занимались собиранием материалов о домашнем и семейном быте и верованиях якутов. Так, для участия в работе экспедиции были приглашены В. Е. Горинович и якут Е. Д. Николаев, которым был поручен сбор материалов по разделу «Жилища и его принадлежности. Одежда, пища и напитки». Бывший голова Дюпсюнской инородной Управы, якут В. В. Никифоров взял на себя раздел «Семейный быт», псаломщик Чурапчинской церкви А. И. Некрасов в сотрудничестве с Осмоловским и якутом Н. С. Слепцовым должен был собирать материал по вопросам «Игры и развлечения. Рыболовство и звероловство». В. В. Ливадин занялся сбором сведений по «ремеслу и, отчасти, земледелию». В. М. Ионов взял на себя собирание материалов по вопросу о верованиях якутов. В Ботурусском улусе жили Горинович, Николаев, Некрасов, Осмоловский и Ионов, а Ливадин и Слепцов — в Баягантайском [* БМИО, ф. ВСОРГО, № 78. см. ААН, ф. 202. оп. 1. ед. хр. 57. л. 30.].

    Хорошо понимая научную ценность памятников устного народного творчества якутов, Э. К. Пекарский в конце 1894 г. привлек С. В. Ястремского в качестве сотрудника по разделу «язык и народное творчество» [* ААН, ф. 202, оп. 1, ед. хр. 57, л. 147.]. Кроме лиц, официально привлеченных к экспедиционным работам, приняли участие в сборе сказок и песен еще некоторые грамотные якуты: из I Игидейского наслега Ботурусского улуса И. Н. и К. Б. Оросины, из Жулейского наслега того же улуса Р. Александров и из II Игидейского наслега Баягантайского улуса М. Н. Андросова [* БМИО, ф. ВСОРГО, № 73.].

    Не имея возможности непосредственно участвовать в работе самой экспедиции, Э. К Пекарский согласился руководить работой этих людей и быть посредником между сотрудниками и администрацией.

    Мы располагаем весьма отрывочными сведениями о материалах, собранных сотрудниками Э. К. Пекарского. Но даже из этих отрывочных данных видно, что ими был собран обширный материал по вопросам материальной и духовной культуры якутов. До нас дошла только часть этих материалов...

    [С. 57.]

    Сотрудник В. С. Ястремский составил для приложения к Якутскому словарю Э. К. Пекарского очерк якутской грамматики. Кроме того, он при деятельном участии местных грамотных якутов занимался собиранием и переводами устного народного творчества якутов. За 9 лет пребывания в Якутии В. С. Ястремским были записаны «424 загадки, 223 пословицы и поговорки, 4 якутские песни, формула присяги времен язычества, три олонхо (былины) и рукопись на якутском языке о старинных обрядах» [* Известия ВСОРГО, 1897, т. 28, № 3, стр. 21.].

    В 1897 г. В. С. Ястремский напечатал в «Известиях» ВСОРГО (т. XVIII, № 4) статью «Остатки старинных верований у якутов». В 1898 г. как 1 выпуск 2 части III тома «Трудов» Якутской экспедиции была издана его работа «Падежные суффиксы в якутском языке». А во II выпуске был помещен капитальный труд В. С. Ястремского «Грамматика якутского языка», вышедший в 1910 г. под редакцией Э. К. Пекарского на средства книжного магазина П. И. Макушкина в Иркутске...

    [С. 59-60.]

    Н. В. Емельянов

                           ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯКУТСКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

    Известно, что пословицы и поговорки — один из древнейших жанров устного народного творчества. Возникновение и творческое оформление якутских народных изречений восходит к древнейшей истории, к временам первобытнообщинного строя якутов...

    Для целей обзора в основном использован сборник «Якутские пословицы и поговорки» А. Е. Кулаковского (издание 2), выпущенный в 1945 году Научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории ЯАССР. В статье примеры из этого сборника указаны сокращением «Кул.», с указанием номера пословиц (поговорок).

    Кроме того, привлечены материалы из публикаций якутских пословиц и поговорок по книгам: «Верхоянский сборник» (якутские сказки, песни, загадки и «пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым), «Записки Западно-Сибирского отдела» Русского Географического общества по этнографии, том 1, выпуск 3. Иркутск, 1890 год (сокращенно: «Худ.», с указанием номера пословиц); С. В. Ястремский, «Образы народной литературы якутов». Труды комиссии по изучению Якутской АССР, т. 7, 1929 (сокращенно: «Ястр.», с указанием номера пословиц); «Якутский фольклор». Тексты и переводы А. А. Попова, Советский писатель, 1936 (сокращенно «Поп.», с указанием «номера пословиц) и Э. К. Пекарский, «Словарь якутского языка». Изд. Акад. Наук, выпуски 1-13, 1907-1930 (сокращенно: «ЭП. Сл», с указанием столбиков). Также использованы материалы из рукописного фонда библиотеки Якутского филиала АН СССР [* Данная статья является отрывком из диссертационной работы. Вопросы исторического развития якутских пословиц и поговорок при классовом обществе, а также влияние русского языка на развитие якутских изречении и др. не вошли в данную статью.].

    [С. 90-91.]

                                5. ИЗРЕЧЕНИЯ ЮЖНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    В якутском фольклоре имеются несколько интересных пословиц и поговорок, в которых упоминаются названия животных, не обитающих в Якутии. Эти животные водятся только на юге, предполагаемой родине древних якутов, откуда они переселились на Лену.

    Например, сохранились пословицы, в которых фигурирует верблюд: «Тэбиэн саҕа хара санаатаагар — туөн саҕа үрүҥ санаа ордук — чем черная мысль с верблюда, лучше светлая мысль с түөн (түөн» — конусообразный кусочек трута, который ставят на больное место мышц, а затем зажигают)» (Кул., 646); «Аата, тэбиэн кыыл этэ буоллаҕа» — Ну! неужели это верблюжье мясо! (Говорят, когда кто-нибудь слишком дорожит тем, чем не следовало бы дорожить)» (Кул., 68). Упоминается также общетюркское название овцы «хой»: «Хой баһа тыл» (Кул., 793). Кулаковский данную поговорку считал непереводимой [* Кулаковский. Якутские пословицы и поговорки, Якутск 1945, стр. 48.]. А. П. Окладников в первом томе «История Якутской АССР» объяснил эту поговорку следующим образом: «В буквальном переводе Э. К. Пекарского это выражение значит: «поговорка, употребляемая тогда, когда услышат слово или предложение, которое вовсе не относится к делу». По определению Е. И. Убрятозой, «исторически это выражение означало «слово (как) голова барана». Смысл ее, таким образом, как уже отмечалось в якутоведческой литературе, соответствует бранному выражению «баранья башка» [* «История Якутской АССР», т. 1, Изд. АН ССР, М-Л., 1955 стр. 232.]...

    [С. 108-109.]

 





 

    Н. В. Егоров,

    зав. кабинетом педагогики ЯРИУУ

                                           ИГИДЕЙСКЛЯ ШКОЛА ИМЕНИ ПЕКАРСКОГО

    «Якутия повидала все три поколения русских революционеров: декабристов, народников и народовольцев и, наконец, социал-демократов и большевиков. Среди второго поколения русских революционеров, побывавших в Якутии, мы встречаем немало исследователей языка и быта народов Якутской АССР.

    К этому поколению принадлежит выдающийся якутовед, почетный член Академии наук СССР Эдуард Карлович Пекарский, пришедший к научной работе не через тихий кабинет ученого, не через спокойную университетскую аудиторию, а через революцию, тюрьму, каторгу, ссылку. Он был неутомимым ученым, посвятившим всю свою жизнь исследованиям языка, быта и культуры якутов»... [* Н. Алексеев. Выдающийся якутовед. «Социалистическая Якутия», 1958 г., 28 октября, № 254.]. Эдуард Карлович Пекарский в начале 1881 года за принадлежность к партии социалистов-революционеров и хранение нелегальной литературы был предан Московскому военно-окружному суду и приговорен к 15 годам каторжных работ, ввиду молодости и слабого здоровья его замененных ссылкой в Якутскую область с лишением всех прав и состояния.

    21 ноября 1881 года Э. К. Пекарский, 23-летний юноша, прибыл в Якутскую область и поселился в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса (ныне Таттинский район ЯАССР), где он мужественно переносил тяготы, лишения и невзгоды царской «тюрьмы без решеток». Несмотря на все тяжелые лишения, Пекарский очень скоро сблизился с местным якутским населением и начал заниматься изучением якутского языка. Он также одновременно изучал культуру и быт якутского народа. И он, в конечном итоге, постиг «сокровища культурной и высшей умственной жизни» якутского народа, составив «Словарь якутского языка», насчитывающий 25 тысяч слов... Э. К. Пекарский этому фундаментальному труду, «Словарю якутского языка», отдал почти всю свою жизнь: над ним он работал около 50 лет, из них 24 года, живя в Якутской области. Первый выпуск «Словаря якутского языка» был издан Российской Академией наук в Петербурге 1907 году, а последний 13-й выпуск издан Академией наук СССР в 1930 году.

    В 1926 году Академия наук и ряд научных общественных учреждений в связи с окончанием «Словаря якутского языка» и 45-летием работы над ним чествовали Э. К. Пекарского. Юбилей широко праздновался. Якутский ЦИК и Совнарком в эти дни отправили юбиляру Э. К. Пекарскому поздравительную телеграмму: «От имени Правительства Якутии поздравляем Вас с знаменательным юбилеем — завершением сорокапятилетнего упорного героического труда над составлением научного словаря якутского народа. Якутский трудовой народ в лице его Советского правительства глубоко ценит громадное научное и практическое значение Вашего монументального труда, выходящего далеко за пределы одной Якутии. Словарь Ваш — гордость всей всесоюзной науки. В ознаменование Вашего юбилея Правительство Якутии постановило: 1. Назвать Вашим именем школу в Игидейцах — в месте Вашей первоначальной работы над словарем... Председатель ЯЦИК Мегежекский. Председатель СНК Аммосов».

    С этого времени из года в год развивается маленькая, незаметная Игидейская начальная школа, впервые открытая здесь в 1918 году с 28 учащимися при одном учителе. Благодаря содействию местного населения в 1937 году Игидейская начальная школа имени Э. К. Пекарского переходит в не типовое, но новое и более благоустроенное здание на местности Дэбдиргэлээх. Э. К. Пекарский, как «большой и искренний друг якутского народа», выехав из Якутии (в 1905 г.), постоянно интересовался своей «второй родиной» и всегда поддерживал с ней тесную связь. Его до глубины души обрадовала весть о присвоении его имени Игидейской школе, и он принял непосредственно на себя ряд практических мероприятий по оказанию содействия скорейшему удовлетворению нужд еще бедной в то время школы. В ноябре 1928 года он писал на имя школы: «... Со своей стороны делаю что могу. Вторично написал М. К. Аммосову (председателю Совнаркома ЯАССР — Н. Е.) о желаниях и нуждах школы.... «Наше общее пожелание, — пишет М. К. — довести школу имени Э. К. Пекарского именно до образцового состояния». Потребуется не мало средств и не один год времени. Наше внимание будет не ослабевать, а усиливаться... Шефство Академии наук над школой принципиально принято...» В то же время Э. К. Пекарский связался с Книгохранилищем Академии и последнее выслало в адрес школы комплекты «Словаря якутского языка», сборник «Якутия» и сто экземпляров «Краткого русско-якутского словаря» Пекарского. В дальнейшем по ходатайству Э. К. Пекарского Игидейская школа была включена Академией наук в число учреждений, получающих академические издания бесплатно, что выполнялось со стороны Книгохранилища Академии очень аккуратно и безукоризненно.

    Игидейская начальная школа имени Э. К. Пекарского в разрешении всех вопросов учебно-воспитательной работы встретила большую поддержку также местных организаций и со стороны родителей. Район, обслуживаемый школой, значительно расширился, количество учащихся стало гораздо больше. К этому времени в Таттинском улусе осуществлялось всеобщее обучение. «Игидейская школа уже успела сделать два выпуска — 22 человека, — которым негде продолжать свое образование дальше; ближайшая школа 2 концентра переполнена, а ехать в дальние школы не позволяют средства» (газета «Автономная Якутия», № 53, 1930 г.). Учащиеся соседней Жулейской школы также не могли дальше продолжать свое образование. Колхозники и население, обслуживаемые этими школами, в силу создавшегося положения на своих собраниях стали настойчиво требовать открытия в I Игидейском наслеге семилетней школы. Игидейцы за оказанием содействия обратились также и к Комиссии по изучению Якутской АССР Академии наук, как шефу школы имени Пекарского. Они писали: «Мы, граждане Игидейского наслега, считаем, что помимо необходимости оборудования учебными пособиями и надлежащей учебной библиотекой, школа требует дальнейшего развертывания в семилетнюю школу. Польза света учения нами уже остро осознана и хотим, чтобы наши сородичи воспользовались, плодами культуры и добрых дел истинных революционных деятелей, неисчерпаемым благом Советского Союза...» Комиссия Академии наук по изучению Якутской республики не замедлила сообщить Игидейскому наслежному совету и школе о том, что она охотно поддержит их желание о преобразовании школы в семилетнюю. Шестой улусный съезд советов Таттинского улуса, который проходил в 1929 году в Черкехе, одобрил обращение игидейцев, поддержанное шефами, и вынес решение «ходатайствовать перед Наркомпросздравом об открытии в 1 Игидейском наслеге школы 2 концентра как имеющему обширный школьный район и несколько четырехлеток, прилегающих к нему»... Якутский окружной исполнительный комитет также положительно встретил инициативу игидейцев и, в свою очередь, тоже вошел с мотивированным ходатайством перед республиканскими организациями: «... 1) Игпдейской школе Совнаркомом ЯАССР было присвоено имя ученого-революционера, исследователя Якутии Э. К. Пекарского... 2) ... она является школой, подшефной АН СССР, 3)... в этом районе возможно в ближайшее время всеобщее обязательное обучение... Необходимо удовлетворить ходатайство граждан 1 Игидейского наслега и Таттинского улусного исполкома и открыть на будущий год семилетку»... Однако для того, чтобы преобразовать Игидейскую школу в семилетнюю и развернуть в нормальных условиях учебно-воспитательную работу, требовалось строительство нового типового здания под семилетнюю школу. Население района школы, улусные и окружные организации просили выделить средства специально на постройку нового типового здания из централизованных фондов, причем в порядке встречной инициативы заготовку лесоматериала и земляные работы для этого строительства население принимало на себя бесплатно. В конце 1929 года и это ходатайство населения тоже было правительством республики разрешено положительно, что видно из резолюции председателя Совнаркома на ходатайстве игидейцев и Таттинского улуса в адрес Наркома просвещения и здравоохранения т. Боярова А. Ф: «Читал. Надо поддержать»... В 1930 году началась строительная работа. Почти поголовно все население принимало активное участие в заготовке и вывозке на лошадях и быках из тайги лесоматериала и в земляных работах. В подготовительной работу участие принимали также и старшие учащиеся вместе с учителями в свободное от учебных занятий время. Так развернулась под руководством местных активных коммунистов Г. С. Захарова, Г. М. Лопатина, П. Т. Иванова и учителей школы энергичная деятельность по постройке в Дэбдиргэлээхе типового здания для семилетней школы имени Э. К. Пекарского с участием населения нескольких соседних наслегов.

    Еще в 1929 году в Якутии стали открываться так называемые опорные школы. Среди учителей школы и местной общественности возникает мысль о возможности преобразования Игидейской школы в опорную. Это желание игидейцев было также поддержано Академией наук СССР, которая вошла с ходатайством перед Советом Народных Комиссаров Якутской АССР, где говорилось, что «Академия наук СССР, со своей стороны ознакомившись с предложением, не может не отметить желательности преобразования Таттинской (Игидейской) школы в опорную, чем, наряду с удовлетворением потребностей и интересов местного населения, будет оказано внимание и тому деятелю, который так много и с такой любовью потрудился на благо якутского народа. Школа, носящая имя заслуженного революционера и научного деятеля Э. К. Пекарского, должна получить значение опорного пункта в деле развития народного просвещения в Якутии. По этим соображениям Академия наук СССР и считает необходимым поддержать мысль о преобразовании Таттинской — Игидейской школы в опорную, ходатайствуя перед СНК Якутской АССР о проведении этой меры в жизнь». При дальнейшем развертывании сети опорных школ в республике правительство ЯАССР удовлетворило обращение школы и местных организаций, поддержанное Академией наук, и от Наркомпросздрава, т. е. А. Ф. Боярова, школой была получена следующая телеграмма: «Татта, РИК, копия школе. Игидейская школа преобразована в опорную».

    Новые и ответственные задачи стояли перед Игидейской школой как опорной. Учителя все свои усилия и старания направили на всемерное поднятие учебно-воспитательной работы с детьми, на улучшение качества учебных занятий. Они также провели на первых порах значительную организационную работу по педагогически-методической линии (созыв методических совещаний с учителями ближайших школ, организация педагогического кружка, выезд в массовые школы и т. д.). Школа из года в год постепенно развивалась и укреплялась. На одном из общешкольных собраний было решено организовать при школе музей и начать изучение родного края. Учителя и комсомольцы-учащиеся начали эту работу. Инициатива школы имени Пекарского была горячо одобрена, что видно из обращения ученою секретаря СОПСа в Якутский областной музей: «Игидейская шкода им. Э. К. Пекарского известила Академию наук СССР о желании организовать свой школьный музей, который при Вашей помощи и Вашем умелом руководстве, конечно, может много способствовать местному школьному образованию и поднятию культурного уровня трудящихся Игидейского наслега. Надеемся, что Вы не откажетесь от содействия Игидейской школе в этом деле...» Якутский областной музей им. Ярославского не оставил без внимания просьбу СОПС, и школа получила не только обстоятельные советы и указания по музейной работе, но также в подарок от музея — ряд хороших экспонатов. Через год при школе уже работал в одной из классных комнат свой краеведческий музей, богатый всевозможными экспонатами, особенно по разделу «Культуры и быта».

    Э. К. Пекарский не переставал заботиться о своей школе. Он интересовался всеми мелочами жизни школы, очень хорошо знал ее положение и нужды и всячески старался помочь в укреплении материальной базы, в частности, в обогащении ее библиотеки. В 1931 году школой от него было получено письмо, в котором он писала «Ввиду предстоящего преобразования школы в семилетку, желая способствовать учреждению при школе библиотеки, которая обслуживала бы как ученический, так и учительский персонал школы, я и моя жена, Елена Андреевна, решили предложить последней свой библиотечный фонд...». В другом письме Э. К. Пекарский подтверждает это свое решение и пишет, что «при школе должна быть образована фундаментальная библиотека, которая могла бы обслуживать не только Игидейскую школу моего имени, но и соседние школы». И это желание его было претворено в жизнь. В течение каких-нибудь двух лет школьная библиотека обогатилась не только художественной, научной и политической литературой, но также появились в ней в достаточном количестве редкие и дорогие академические издания и материалы Якутской экспедиции, присланные как Э. К. Пекарским, так и Книгохранилищем АН СССР. Учителя, учащиеся школы и все местное население с горячей благодарностью и любовью принимали дорогие дары Э. К. Пекарского и Академии наук СССР. Каждая полученная школой очередная посылка с литературой из Ленинграда становилась своеобразным радостным событием: приходили в школу старые и малые, чтобы посмотреть, полюбоваться «дорогими дарами Карловича». Число читателей книг и любителей «подаренной литературы» все увеличивалось. В числе активных читателей, как этого очень желал Э. К. Пекарский, также были и учителя и учащиеся ближайших школ.

    Совместные заботы шефов, Э. К. Пекарского и Академии Наук СССР, а также местной советской и партийной общественности о школе воодушевляли школьный коллектив, вызывали не только радостные чувство, но и искренне желание и стремление как можно быстрее поставить родную школу на должную высоту, как опорную. Учителями была проделана значительная массовая методическая работа. Как писала «Автономная Якутия» — «Опорная школа имени Э. К. Пекарского показала в течение двух лет образцовую работу... Организовано 5 кустовых методических объединений, где проработано постановление ЦК ВКП(б) о школе. ... Весной 1932 г. составлены и разосланы 25-ти школам учебно-производственные планы по новым программам...» (№ 127, 1932 г.). Газета «Социалистическая Якутия», (так переименована газета «А. Я.» — Н. Е.) позднее писала: «Пекарская школа вызвала Чурапчинскую и Мюрюнскую опорно-образцовые школы на соцсоревнование за выполнение учебных программ, лучшую успеваемость... Пекарская опорно-образцовая школа за эти 3 года сумела мобилизовать внимание трудящихся масс к нуждам школы. Идет строительство нового здания при участии колхозников, строится баня, открыто общежитие учащихся, горячим завтраком удовлетворяются все учащиеся (75% — бесплатно)... В целях помощи педмолодняку опорная школа, как и в прошлом году, провела 2 однодневных практикума по двум группам... В школе проведена ІІІ-я детконфереиция куста. По этой работе опорная школа имеет большой опыт, накоплено много интересного материала. Третий год школа поддерживает связь с Якутской национальной опытно-показательной школой и ЯПТ...» (№ 294, 1932 г.). Педагогический труд и общественная деятельность учителей школы им. Э. К. Пекарского в свое время были отмечены общественностью: «В 1931 году Всеякутское совещание по народному образованию за лучшую постановку работы присудило ей премию, в 1932 году райконференция учителей и общественных организаций (Таттин. р.— Н. Е.) за успешную работу по реализации постановления ЦК о школе также премировала ее» (газ. «С. Я.» от 24 декабря 1932 г.).

    Педагогический коллектив школы и местная общественность, в свою очередь, регулярно не только информировали шефов, Э. К. Пекарского и АН СССР, о своих нуждах, но также сообщали о всех проводимых как в стенах школы, так и вне ее мероприятиях. Каждое сообщение о школе, каждое письма от учащихся доставляли Э. К. Пекарскому много радости и вызывали приятные воспоминания. В своих письмах он писал: «... Одно только желание хочу зафиксировать, сейчас же это сообщить Вам о том радостном настроении, которое является у меня по получении Ваших писем и сообщений о школе и писем моих внучат...». В каждом своем письме всегда приносил искреннюю благодарность учащимся («внучатам»), школьному коллективу и населению: «Я прошу Вас передать как всему персоналу школы (педагогам и учащимся), так и всему населению мой горячий привет и признательность за добрую память обо мне», или еще... «Прошу администрацию выразить от моего имени сердечное спасибо комсомольцам школы за их теплое письмо».

    В одном из ответных писем он сообщил: «...С большим интересом прочел Ваше письмо и приложение к нему «Итоги работы школы» в присутствии жены и одного из педагогов детской санатории-школы. Результатом этого явилось прилагаемое письмо коллектива школы, которое, вероятно, будет интересно для заведываемой Вами школы, желающей иметь связь с другими школами». Учащиеся Игидейской школы с большой охотой завязали переписку с учащимися детской санатории-школы и посылали им свои подарки — рисунки, письменные работы, шитье и т. д.

    Э. К. Пекарский также вел личную теплую переписку с гражданами-игидейцами, лично знавшими его. Забота, сочувствие этих граждан школе его имени, всеобщее стремление населения к развитию дела народного образования глубоко радовали Пекарского. Своему «якутскому другу» Степану Андреевичу Григорьеву-Сергех (так называл его Пекарский — Н. Е. ) он писал: «... Радуюсь, что Вам удалось дать образование своим трем сыновьям, и Вы вправе сказать, что прожили жизнь недаром, дав своей Родине трех полезных работников на разных поприщах».

    Так почетный академик Э. К. Пекарский неустанно заботился о своей школе и оказывал ей большую неоценимую помощь в дальнейшем развитии. Учителя, учащиеся, местное население и общественность всего района глубоко осознали и тепло помнят, какую исключительную роль сыграли в годы развертывания всеобуча в районе и практического проведения в жизнь исторических решений партии о школе совместные заботы и усилия почетных шефов и местных организаций. Это особенно ярко было видно в дни, когда в г. Якутске и в Таттинском районе отмечалось столетие со дня рождения Э. К. Пекарского.

    28 октября 1958 года в Игидейской семилетней школе имени Э. К. Пекарского состоялось торжественное заседание педагогического совета школы совместно с представителями советских и партийных организаций Таттинского района, с широким участием местного населения, посвященное 100-летию со дня рождения Э. К. Пекарского.

    Торжественное заседание открылось краткой взволнованной «вступительной речью директора школы Н. Ф. Габышевой. Она тепло приветствовала присутствующего на заседании дорогого гостя, представителя Академии Наук СССР, доктора филологических наук Елизавету Ивановну Убрятову и выразила благодарность Академии Наук за участие на данном заседании.

    С докладом о жизненном и творческом пути Эдуарда Карловича Пекарского и о значении его в развитии Игидейской школы, шефом которой он был в 1927-33 годы, выступил учитель Филипп Никифорович Марков. Он рассказал также о достижениях в учебно-воспитательной работе школы за последние годы и о предстоящих задачах.

    С большим подъемом и глубокой радостью было встречено и выслушано всеми присутствовавшими теплое большое выступление известного исследователя якутского языка доктора филологических наук Елизаветы Ивановны Убрятовой об Э. К. Пекарском.

    — «Я рада, — говорит она, — что мне представилась возможность встретиться с вами и принять личное участие в праздновании столетия со дня рождения крупнейшего тюрколога якутоведа, почетного академика Э. К. Пекарского». — В своей речи она подробно остановилась на деятельности политссыльных, как проводников прогрессивной русской культуры, на заслугах их в области изучения истории, языка и быта народов Якутии. Е. И. Убрятова ярко охарактеризовала деятельность Э. К. Пекарского как составителя «Словаря якутского языка». В конце своей речи тов. Убрятова тепло обращается к учащимся: — «Дорогие учащиеся! Разрешите выразить уверенность и надежду в том, что вы успешно будете овладевать знаниями и из вашей среды выйдут также будущие ученые — исследователи родного якутского языка. Любите свою родную школу — источник знания и культуры, уважайте учителей, которые передают вам свои знания и жизненный опыт. От всей души желаю вам всяческих успехов «в вашей учебе и общественно-полезной работе». Потом тов. Убрятова вручила директору школы Н. Ф. Габышевой дар Академии Наук — большой портрет Э. К. Пекарского, написанный маслом. Собравшиеся выразили горячую благодарность Академии Наук и ученому Е. И. Убрятовой, приехавшей из Москвы, из Академии Наук в Якутск и Игидейскую школу имени Пекарского специально, чтобы лично принять участие на юбилее Э. К. Пекарского.

    С докладами и сообщениями о научной деятельности Э. К. Пекарского выступили также аспирант Якутского Филиала АН СССР П. И. Коркина, секретарь райкома партии И. А. Бочкарев, учителя школы, родители и др. С интересом было выслушано воспоминание о Пекарском 92-летнего колхозника А. Е. Аргунова, лично знавшего его, который отмечал исключительно доброе и сердечное отношение Пекарского к трудовому населению и враждебное отношение его к известным, богачам Оросиным.

    Об оказании Пекарским помощи бедному населению мы читаем также и в письмах его друзей — граждан Игидейского наслега: «Тов. Пекарский действительно заслужил уважение граждан Игидейского наслега своим трудовым примером, своей защитой интересов бедняцкой массы от волчьих аппетитов тойонатско-кулацких элементов. Одновременно подчеркиваю, что т. Пекарский в пользу бедняцкого населения от трудовых средств отчислял 40 возов сена, 40 п. хлеба и др., не говоря об его частной помощи бедноте». — (Из писем гр. Ст. Андр. Григорьева-Сэргэх комиссии по изучению Якутской АССР Академии Наук СССР 1929 г.).

    Гости побывали в домике Э. К. Пекарского (в Джеренняхе), где жил он в годы ссылки и составлял свой знаменитый «Словарь якутского языка». Благодаря вниманию и заботам школы и населения домик Пекарского и сейчас содержится в отличном состоянии.

    Осуществилась мечта игидейцев и Э. К. Пекарского — иметь свою семилетнюю школу, которая «получила бы значение опорного пункта в деле развития народного просвещения». Когда-то на северо-восточном пригорке аласа Дэбдиргэллээх стояла только одинокая юрта большого труженика Семена Яковлева. А сейчас здесь хороший благоустраивающийся поселок, культурный центр Игидейского наслега и укрупненного богатого колхоза имена Петра Алексеева. На просторном месте среди домов возвышается большое красивое здание семилетней школы имени Пекарского. Сегодняшний Дэбдиргэллээх — яркое свидетельство роста экономической жизни колхозного населения и его культурного уровня. Сейчас здесь работает прекрасный колхозный клуб, богатая библиотека, почтовое отделение, хороший медицинский пункт, колхозные детясли, сельмаг, электростанция, которая во все дома дает яркий свет. Дружба между школой и культурными пунктами поселка из года в год растет и крепнет. Культурные запросы населения растут. Учителя совместно с колхозной молодежью проводят большую культурно-просветительную работу среди родителей и всего населения наслега: выступают с лекциями и докладами, организуют читательские конференции при сельской библиотеке, руководят различными кружками при колхозном клубе, распространяют журналы и газеты. Все это благотворно влияет на успешное обучение и воспитание детей. «Внучата» Э. К. Пекарского давно выросли в «полезных работников на разных поприщах». В самой Игидейской школе успешно работают сейчас учителями ее бывшие воспитанники Ф. Н. Марков, Н. П. Бояров, И. Г. Васильев, Е. И. Маркова, М. И. Захаров, И. В. Андросов и другие. Хорошими производственными показателями известны в колхозе и наслеге бывшие ученики школы — бригадир И. Н. Лопатин, тракторист Н. Я. Горбунов, механизатор П. И. Лопатин, работники фермы И. Е. Нестеров и В. И. Нестерова, электрик М. В. Бояров, связистки В. Г. Мурунова и А. И. Лопатина; продавец X. П. Павлова. Многие из воспитанников школы успешно трудятся и за пределами Игдейского наслега — в районе и в разных уголках республики (инженер Ф. Ф. Иовлев, учителя П. Е. Нестеров, А. Я. Пахомова, Т. А. Кузьмина, партработники В. К. Аргунов, Н. С. Яковлев, И. И. Чарин, П. И. Чарин, работники печати И. А. Аргунов, Е. А. Аргунов, С. С. Яковлев и многие другие). Все они помнят и любят свою родную школу, своих учителей, постоянно держат с ними связь и помогают в их работе. В школе в одной из комнат организована хорошая выставка, где сосредоточены в специальных больших рамках фотоснимки «Э. К. Пекарский (места, где он жил и работал в Якутии)», фотомонтаж «Бывшие воспитанники нашей школы», на витрине под стеклом «Переписка с Э. К. Пекарскими, «Биография Э. К. Пекарского» и др. материалы, характеризующие его жизнь и деятельность. Педагогический коллектив школы со своими учащимися собирает большой материал об Э. К. Пекарском, об истории наслега и колхоза. Учителя Ф. Н. Марков и И. В. Андросов сейчас составляют историю родной своей школы. В этих больших и ценных мероприятиях коллектива школы активно помогают бывшие воспитанники и местное население. Родители, которые знают и помнят Э. К. Пекарского и Петра Алексеева, приходят в школу и рассказывают о них молодежи на классных часах, пионерских сборах, родительских вечерах. Учителя также выступают и рассказывают о жизни и деятельности Пекарского, Алексеева и др. политссыльных, в особенности ссыльных-большевиков, неустанная деятельность которых сыграла исключительную роль в революционном воспитании трудящихся масс Якутии.

    Так инициативный и трудолюбивый педагогический коллектив Игидейской школы строит свою учебно-воспитательную работу, пронизывая ее идеей любви к Родине, воспитывая учащихся в духе революционных традиций.

    Учителя и учащиеся, родители и колхозники, вся местная общественность видят, какой любовью и заботой окружают шкоду партия и правительство, обязуются умножать силу и энергию в деле поднятия культурного благосостояния наслега и, в первую очередь, превращения в образцовую родной школы, носящей имя ученого-революционера Эдуарда Карловича Пекарского.

    [С. 92-103.]

 




 

                                                   І. БИБЛИОГРАФИЯ ЯКУТСКОЙ АССР.

                                            ОБЗОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                2. Отдельные вопросы

    Кагаров, Е. Г. Иностранная литература о народах СССР за 15 лет. – Сов. этногр., 1934, № 1-2, с. 245-257.

        Указываются статьи Э. К. Пекарского о якутах на польском языке (фольклор и народная медицина).

    [С. 11.]

    Пекарский, Эдуард Карлович. См. стр. 48.

    [С. 13.]

                          IV. История. Археология. Этнография. Фольклор. Языковедение.

                                          г. История революционного движения в Якутии,

                                                                   Якутская ссылка

    Пекарский, Эдуард Карлович.— В кн.: Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Семидесятые годы. Вып. 3. М.-Р. Сост. А. А. Шиловым и И. Г. Карнауховой. М., Всес. об-во полит, кат. и сс.-посел., 1931, стб. 1155-1157, портр. Литература стб. 1167.

    [С. 48.]

                                                                      3. Фольклор

    Азадовский, М. Э. К. Пекарский. 1858-1934. (Некролог). – Сов. этногр., 1934, № 5, с. 105-108. Литература «Главнейшие работы Э. К. Пекарского» 43 назв.

    [С. 66.]

    Малов, С. Е. Памяти Э. К. Пекарского. — Соц. Якутия, 11. VII 1939.

    [С. 69.]

    Пекарский, Э. К. Якутская сказка. — В к н.: Сергею Федоровичу Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности. 1882-1932. Л., АН СССР, 1934, с. 421-426.

    [С. 70.]

                                                        4. Языкознание. Письменность.

    Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка. Сост. при ближайшем участии Д. Д. Попова и В. М. Ионова. Вып. 1-13. СПб., АН, 1907-1930. (Тр. Якут, эксп., т. 3, ч. 1).

    Вып. 1 (а, ä) XVIII с., 320.

    Вып. 2 (ä, б) с. 321-640.

       «     3 (б, г, h, џ, i) с. 641—960.

       «     4 (iс, кӱд) с. 961-1280.

       «     5 (кӱд-кыч) с. 1281-1456.

       «     6 (л, l, м, н, о) с. 1458-1776.

       «     7 (о, п, р, с) с. 1777-2096.

       «     8 (cар-сӱс) с. 2097-2416.

       «     9 (сӱс-сыч) с. 2417-2508.

       «     10 (та-тyор) с. 2509-2828.

       «     11 (туор-ӱöрä) с. 2829-3148.

       «     12 (ӱöрä-џӱöрö - хо (ö) lџук) с. 3149—3468.

       «      13 (хо џут—Ычыны) с. 3469—3858.

    [С. 75.]

                                       VI. Социально-культурное строительство ЯАССР

                                                                     2. Просвещение

    Кюн-ский (Егоров, Н. В.) Работы развертываем. – Автон. Якутия, 12. V 1931.

        Положительные показатели работы Игидейской опорной школы им. Э. К. Пекарского.

    [С. 110.]

                  УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ, ПЕРЕВОДЧИКОВ РЕДАКТОРОВ, РЕЦЕНЗЕНТОВ,

                                        А ТАКЖЕ НАЗВАНИЙ КНИГ БЕЗ АВТОРОВ

    Пекарский, Э. К. 48, 70, 75

    [С. 160.]

 







 
 
 
 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz