poniedziałek, 20 lutego 2023

ЎЎЎ 49. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 49. 1956. Койданава. "Кальвіна". 2023.










 

                                                                       ВВЕДЕНИЕ

                                                                  1. ЛИТЕРАТУРА

    ...Земельные отношения в якутских улусах второй половины XIX — начала XX в. рассмотрены в статьях А. Белевского, М. Ольминского, Э. Пекарского и некоторых других [* А. С. Белевский. Аграрный вопрос в Якутской области. «Русское богатство», 1902, № 11, стр. 91-115; М. С. Ольминский (Александров). Из истории общины в Сибири. Жури. «Правда», июль 1904, стр. 143-161; Э. К. Пекарский. Земельный вопрос у якутов. «Сибирские вопросы», 1908, № 17-18, стр. 14-18.]...

    [С. 8.]

    В научной литературе, в которой рассматривались проблемы истории Якутии, затрагивался важный вопрос о том, как распределялась земля в улусах с 1760-х годов до 1917 г. В 1863 г. в своей статье, посвященной другому вопросу, Л. С. Москвин, между прочим, отметил, что в 1760-х годах воевода М. М. Черкашенинов ввел в якутских улусах порядок распределения земли, который в XIX в. называли классной системой [* Л. С. Москвин. Воеводы и начальники г. Якутска и их действия. ПКЯО за 1863 г., стр. 192.]. Л. Г. Левенталь, продолжая по существу эту мысль, утверждал, что в Якутии с 1760-х годов до конца XIX в. существовала классная система распределения земли, созданная тем же Черкашениновым и его последователями — Старостиным, Кычкиным и другими [* Л. Г. Левенталь и др. Материалы, стр. 363-392.]. Такого же мнения придерживались Серашевский, Кочнев, Белевский, Ольминский, Пекарский, Трощанский, Майнов и другие авторы, которые считали, что в Якутии с 60 - 70-х годов XVIII в. до начала XX в. существовала только одна классная система землепользования [* В. Л. Серашевский. Якуты, стр. 484-491; Д. А. Кочнев. Очерки юридического быта якутов. Казань, 1891, стр. 108-110; А. С. Белевский. Аграрный вопрос в Якутской области. «Русское богатство», 1902, № 11, стр. 91-115; М. С. Ольминский. Из истории общины в Сибири. Журн. «Правда», июль 1904, стр. 143-160; Э. К. Пекарский. Земельный вопрос у якутов. Журн. «Сибирские вопросы», 1908, № 17-18, стр. 14-18; В. Ф. Трощанский. Землепользование и земледелие у якутов. Там же, № 31-32; И. И. Майнов. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. СПб., 1912, стр. 243, 245.]...

    [С. 10.]

                                                                   3. ИСТОЧНИКИ

    Основными источниками для разработки избранной нами темы явились неопубликованные письменные документы, хранящиеся в архивах Якутска, Иркутска, Москвы и Ленинграда. Рассмотрим вкратце документы архивов каждого из перечисленных городов, в которых работал автор...

    [С. 14.]

    4. Материалы ленинградских архивов. В архиве Академии наук СССР мы детально просмотрели фонды Л. Г. Левенталя, Якутской комиссии АН СССР и частично фонд Э. К. Пекарского. В фонде Левенталя хранятся интересные материалы, относящиеся к началу и концу XIX в. Дела Якутской комиссии содержат многочисленные и важные сведения для изучения истории аграрных отношений в Якутии конца XIX — начала XX в. Документы, извлеченные из фонда Пекарского, отражают некоторые стороны аграрных реформ, которые в конце XIX в. пытался провести якутский губернатор Скрыпицын...

    [С. 17.]

    Другим дополнительным источником для разработки нашей темы служили языковые материалы, представленные во всем своем богатстве в монументальном труде Э. К. Пекарского «Словарь якутского языка», а также некоторые фольклорные сведения.

    Наконец, в качестве третьего дополнительного источника использованы материалы научных поездок. В августе — октябре 1945 г. и в июне — августе 1946 г. автор совершил научные поездки по улусам бывших Якутского и Вилюйского округов для ознакомления с характером земельных угодий и с наиболее важными сенокосными массивами, для изучения остатков тойоиских усадеб и для сбора сведений о земельных отношениях в прошлом.

    Итак, источниками для разработки избранной нами темы являются неопубликованные архивные документы, дополненные печатными данными, языковыми п фольклорными сведениями и материалами научных поездок автора...

    [С. 19.]

                                                                       ГЛАВА ПЯТАЯ

                                                  ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЯКУТОВ

                           2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЯКУТСКОГО ОБЩЕСТВА

    Наряду с полной частной собственностью тойонов на скот существовала и мелкая личная собственность непосредственных производителей. Огромное большинство населения Якутии конца XVIII — первой половины XIX в. составляли бедняки, называемые дьадьанылар [* Данный якутский термин Э. К. Пекарский переводит на русский язык через «бедняки». См. его «Словарь якутского языка», стр. 571.]. Основная масса бедняков имела единоличную собственность на ничтожное количество скота, орудия труда, частное хозяйство, основанное на личном труде. Некоторая часть бедняков являлась бесскотной...

    [С. 128.]

                         3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

                                                       В ТОЙОНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

    ...X а с а а с. Тойоны — составители сборников «О степных законах и обычаях якутов» 1820-х годов — изображали себя перед администрацией «благотворителями», делали вид, что они раздают чуть ли не весь свой скот беднякам в порядке «помощи», что их скот является «источником» существования и поддержания платежеспособности ясачных, что поэтому правительство должно заботиться о неприкосновенности их собственности на скот и т. д. Тойоны старались преувеличить количество скота, передаваемого в чужие хозяйства на содержание, и показать «выгодность» для бедняков содержания скота в их хозяйствах. Тойоны старались всеми мерами затушевать, скрыть эксплуататорскую сущность хасааса... Ввиду сказанного к тойонским документам, особенно по данному вопросу, должен быть строго критический подход.

    Непосредственный производитель брал известное количество коров на период с начала мая по 1 октября с тем, чтобы осенью доставить владельцу скота с каждой короны определенное количество скопленных за лето масла (обычно около пуда) и замороженной простокваши (как правило, около 10 пуд.). Этот молочный продукт и называется хасаас — скопленное, сбереженное. По названию продукта, получаемого скотовладельцем, называлась и вся сделка [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка, стр. 3385-3386.]...

    [С. 141.]

                                                                  ГЛАВА ШЕСТАЯ

                             ТОЙОНЫ И СИБИРСКИЕ РЕФОРМЫ СПЕРАНСКОГО

                          2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ

                                                   СПЕРАНСКОГО В ЯКУТИИ

    Выработка «Учреждения об управлении сибирских губерний» и приложенного к нему «Устава» потребовала предварительного сбора материалов при помощи «родоначальников», что и было выполнено в 1819 1821 гг. Разработка же правил для применения этого «Учреждения» с его «Уставом» в разных областях и округах Сибири вызвала необходимость сбора новых дополнительных материалов, которые отразили бы главным образом политические, общественные и юридические права разных слоев местных народов, их законы и обычаи. Князцы и «лучшие» люди пяти волостей Олекминского округа в мае - июне, головы пяти улусов, князцы и «лучшие» люди двух волостей Якутского округа в августе и головы, князцы и «лучшие» люди Верхоянского, Эльгетского и Устьянского улусов Верхоянского округа в декабре 1823 г., исполняя предписания окружных исправников, составили рукописные сборники сведении о законах и обычаях инородцев, «собранных частью из ясашной выписки и частью из преданней» [* Полные тексты сборников опубликованы Э. К. Пекарским в сб. МЛЭ, стр. 660 -700. Подлинники см. в ЦГА, ф. 12, оп. 1, д. 10.]...

    [С. 160-161.]

    Введение титула «староста» вызвало возражение со стороны тойонов, заявлявших, что этот титул для них неудобен и унизителен... Тойонам хотелось, чтобы был введен титул «князь», который они назвали существующим «с самых древних времен». Однако они допустили одну «неточность». Московские цари еще задолго до составления «Устава об управлении инородцев Сибири» придавали большое значение титулу. Но во всех царских грамотах, воеводских наказах, указах и инструкциях по отношению к якутским тойонам, представителям эксплуататорской верхушки народов северо-восточной Азии, обычно применялся титул «князец», а не князь. Стремление тойонов заполучить громкий княжеский титул не осуществилось, так как титул «староста» являлся общепринятым для «родоначальников» всех без исключения «инородцев». Однако тойоны все же ввели в лексику своих подчиненных желательный им титул. С 1820-х годов в Якутии наслежный староста среди «инородцев» назывался «улаххан кинээс», что означает «большой князь», а старшина — «аччыгый кинээс», т. е. «маленький князь» [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка, стр. 1093.]. Употребление титула «князец» с некоторыми ограничениями разрешалось и «Уставом об управлении инородцев Сибири». В §97 «Устава» сказано, что среди своих «родовичей» староста может носить «именование князца, зайсана и проч.; но в сношениях с правительством во всех племенах имеет называться старостою»...

    [С. 163.]

                                                                 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

                           ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИИ. СОБОЛИНО-ЛИСЬЯ СИСТЕМА*

    [* Часть материалов этой главы была изложена и работе автора «Земельные отношения в Якутии в конце XVIII — первой трети XIX в.». «Исторические записки», т. 35, 1950, стр. 140-169.]

       3. СОБОЛИНО-ЛИСЬЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ В ЯКУТСКИХ УЛУСАХ

                                 Переделы земли по соболиным и лисьим окладам ясака

    С 1808 по 1828 г. включительно, т. е. за 20 лет, судя но имеющимся в нашем распоряжении материалам, проводилось пять общих повсеместных земельных переделов: в 1808, 1817, 1824, 1827 и 1828 гг...

    Это были так называемые «буор тюгэтиктэр», или, как перевел Э. К. Пекарский данное якутское выражение на русский язык, — коренные переделы земель [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка, стр. 561. Слово «буор» в переводе на русский язык означает «почва», «земля».]...

    [С. 266.]

    Якутское слово «тыын» в переводе на русский язык в данном случае означает «душа», «жизнь», а слово «кюрюэ» или «елбюгэ» — остожье, надел. «Тыын кюрюэ», «тыын елбюгэ» Пекарский перевел как «живительный участок покоса, которым только и дышит его владелец (бедняк или вдова)» [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка, стр. 2449.]. Наделы «тыын кюркюлэр» возникли впервые в 1810-х годах в некоторых наслегах улусов амгино-ленского плоскогорья. Их количество колебалось от одного до четырех в наслеге. В самом большом и многоземельном наслеге, каким являлся, например, Игидейский, их было четыре. Наделы «тыын кюрюэ» по размеру были очень маленькими. Каждый из них состоял обычно из 1 остожья или его части...

    [С. 270.]

                                                          ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

                                                   КЛАССОВАЯ БОРЬБА В УЛУСАХ

                    2. ПОБЕГИ БЕДНЯКОВ И ИХ НАЛЕТЫ НА ТОЙОНСКИЕ УСАДЬБЫ

    Слово «манчары» означает якутское название водяной осоки — одной из вечнозеленых трав Якутии [* Э. К. Пекарский. Словарь якутского языка, стр. 1519.]...

    [С. 309.]

 







 

                                                                    ВВЕДЕНИЕ

    История Якутии составляет неразрывную часть истории народов СССР.

    Дореволюционная буржуазно-дворянская историография занималась изучением главным образом истории великорусского народа; она уделяла мало внимания истории угнетенных народов, входивших в состав Российской империи.

    Антиленинская, так называемая «историческая школа Покровского» также не уделяла достаточного внимания истории малых народов СССР.

    До революции изучением истории Якутии занимались главным образом политические ссыльные. Они создали ценные исследования по этнографии, фольклору, языку, верованиям, а также и по истории земельных отношений Якутии. Особенно ценным является исследование Л. Г. Левенталя «Подати, повинности и земля у якутов», опубликованное в сборнике Д. М. Павлинова, Н. А. Виташевского и Л. Г. Левенталя «Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов» (Л. 1929).

    Ценные сведения по истории Якутии имеются в исследованиях: Д. М. Павлинова, опубликованных в указанном выше сборнике, В. Серошевского («Якуты», т. 1, СПБ, 1896), И. И. Майнова («Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области», СПБ, 1912), Э. К. Пекарского («Якутский род до и после прихода русских», Памятная книга Якутском области на 1896 г., вып. 1. Якутск, 1895) [* См. по этому вопросу статью З. Н. Чемезова: «Русские ученые в изучении Якутии». Сборник статей «Ведущая роль русского народа в развитии народов Якутии», Якутск, 1955, стр. 205. (Примечание редактора.)].

    Дооктябрьская литература не имела сколько-нибудь целостного труда по истории якутского народа. Опубликованные работы были построены отчасти на материалах личных наблюдений и отчасти на материалах архивов улусных управ. Авторы их не могли использовать архивные материалы, хранившиеся в центральных архивах и в архиве Якутской области (в самом Якутске). По цензурным условиям они вынуждены были обходить или смягчать те или иные политические моменты в истории Якутии.

    Преобладающее большинство исследователей принадлежало к народническому направлению, взгляды которого, как известно, «...ничего общего не имеют с научным социализмом» [* История ВКП(б). Краткий курс. ГИЗ политической литературы 1938 г., стр. 13.]. Отсюда вытекают серьезные ошибки в их работах. Л. Г. Левенталь считал главным недостатком работы Первой ясачной комиссии то, что она не ввела в Якутии общинного строя [* Д. М. Павлинов, Н. А. Виташевскнй, Л, Г. Левенталь Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929. стр 272- 274.]. Пекарский упрекал якутских князцов в том, что они не поняли «гуманную политику» правительства в Якутии. «Не поняв действительных намерений правительства — водворить в крае гражданский порядок в духе русских законов», князцы пытались «...освободиться из-под контроля» русской власти. Он писал о слиянии бывших родоначальников (тойонов) «с остальной массой, интересы которой делаются их интересами». «Гуманная политика» правительства спасла, по его мнению, якутов от произвола низшей администрации и торговых людей, дала возможность якутам «распределить между собой земельные участки по их собственным обычаям» и вооружила их для борьбы «с народившейся родовой аристократией» [* Э. Пекарский. Якутский род до и после прихода русских. «Памятная книжка Якутской области на 1896 г.», вып. 1. Якутск. 1895. стр. 47-48.].

    Народники идеализировали общинный строй и политику царского правительства в Якутии. Они ошибочно утверждали, что якутское общество шло по пути демократизации и смягчения классовых противоречий...

    [С. 6-7.]

    Автор.

 




 

    И. Д. Черский

                                    ДНЕВНИК 1892 г. (ПЛАВАНИЕ ПО КОЛЫМЕ)

                                          (Публикация и введение С. В. Обручева)

                                                                       ********

    Во время своего последнего путешествия 1891-1892 гг., которое официально носило название «Экспедиция Академии Наук для исследования бассейнов рек Яны, Индигирки и Колымы», Черский выполнил в 1891 г. маршрут от Якутска до Верхне-Колымска с вьючным караваном по верховой тропе и после зимовки в Верхне-Колымске проплыл на лодке по Колыме до места своей кончины у речки Прорвы.

    Во время этого путешествия Черский заносил свои научные записи в небольшие записные книжки; при плавании по реке, несмотря на все увеличивающуюся слабость, он записывал свои наблюдения собственноручно вплоть до 19 июня. С 20 июня научные записи стала делать его жена М. П. Черская, которая вела их не только до смерти Черского, но и вплоть до окончания экспедиции. Черский перед своей смертью завещал жене довести исследования до Нижне-Колымска. Это желание исследователя настойчиво подчеркнуто и в печатаемых в этом сборнике письме непременному секретарю Академии наук (письмо № 51) и в открытом листе, выданном М. П. Черской. Поэтому М. П. Черская после смерти мужа проплыла вниз до Нижне-Колымска, изучая береговые яры. Научные наблюдения кончаются с прибытием в Нижне-Колымск, но краткие поденные записи доведены до 16 августа —до дня возвращения в Средне-Колымск.

    Наблюдения за первый год работ были обработаны Черским во время зимовки в Верхне-Колымске, и предварительный отчет отослан в Академию наук и опубликован в 1893 г. [* Предварительный отчет об исследованиях в области рек Колымы, Индигирки и Яны. Год первый (1890) - от Якутска через верхнее течение Индигирки до села Верхне-Колымское. Приложение 5 к Т. 73 Зап. Акад. наук. С. 1-35, одна карта и профиль на 2 листах.]. Записи, веденные во время плавания по Колыме, конечно, не могли быть обработаны и остались в записных книжках.

    Маршрут Черского по Колыме от Верхне-Колымска до Нижне-Колымска повторен мною в 1929 г.; были проведены более детальные геологические наблюдения вдоль реки. Геологические наблюдения Черского и его жены были использованы во время этих исследований: в особенности ценны указания на места находок окаменелостей; в частности, в яре, близ устья Омолона, где М. П. Черская нашла 30 июля, во время обратного пути, при подъеме по Колыме «плохие остатки раковин № 266», мне удалось собрать интересную фауну четвертичных моллюсков, которая дала новые материалы о связи Северной Америки и Северной Азии в позднечетвертичное время.

    При обработке собранных коллекций были включены и образцы Черского, хранившиеся в Геологическом музее Академии наук в Ленинграда. На основании петрографической обработки обеих коллекций Б. М. Куплетский опубликовал две статьи [* Куплетский Б. М.  Тешениты и другие основные интрузия р. Колымы. // Тр. СОПС Академии наук СССР. Вып. II. Колымская геологическая экспедиция 1929-1930 гг. Т. I. Ч. I. Ленинград. 1932. С. 45-63. и Куплетский Б. М.  Кислые породы реки Колымы. // Тр. СОПС Академии наук СССР. Серия Якутская. Вып. 24. Колымская геологическая экспедиция 1929-1930 гг. Т. I. Вып. 3. 1935. С. 3-64.]. Кроме того, я использовал наблюдений Черского в ряде своих статей.

    Записные книжки и переписанные дневники путешествия Черских в 1891-1892 гг. хранились первоначально в Геологическом институте АН СССР, а позже были переданы в Геологическую библиотеку Отделения геолого-географических наук АН СССР. При эвакуации этой библиотеки во время Великой Отечественной войны дневники и записные книжки затерялись и до сих пор еще не найдены [* Перечень их см. в списке архивных материалов Академии наук СССР (ф. 47, оп. 114.)]. Сохранились копии их, сделанные Р. Ф. Геккером в 1926 г. Копии эти, заключающие расшифровку текста (но без рисунков) хранятся в Архиве АН СССР (ф. 47, оп. 2, № 182). Из этих записных книжек дневник плавания 1892 г. представляет особенно выдающийся интерес — не только как поденные записи широко образованного естествоиспытателя, впервые проникшего в эту отдаленную область нашей Родины, но и как трагический документ самоотверженной работы бесстрашного и непреклонного в достижении своих научных целей исследователя и его не менее мужественной; жены. Дополнением к этому дневнику является письмо Черского из Верхне-Колымска, напечатанное в Известиях Академии наук в 1893 г. [* Сведения об экспедиции Академии наук для исследования рр. Колымы, Индигирки и Яны. II. Пребывание в Верхне-Колымске зимою 1891-1892 г. (письмо на имя адъюнкта Академии наук Ф. Д. Плеске). Приложение № 8 к Т. 71 Зап. Акад. наук. С. 1-32.], и сообщение политического ссыльного С. М. Шаргородского о последних днях Черского [О последних днях путешественника по Сибири Ивана Дементьевича Черского. (Читано в заседании физико-мат. отд Акад. наук от 16/XII 1892 г.). Зап. Акад. наук. Т.2. Кн. 1. СПб. 1893. С. 1-7.] (воспроизводится в настоящем сборнике). Первое из них содержит описание бытовой стороны зимовки Черских в Верхне-Колымске, а второе, написанное по просьбе М. П. Черской, заключает яркое описание тяжелого состояния Черского и свидетельство о непреклонном стремлении умирающего путешественника во что бы то ни стало выполнить свои научный подвиг.

    Небольшие отрывки из этого дневника неоднократно уже появлялись а ряде моих популярных книг [* Обручев С. В.  Открытие хребта Черского. // Научное слово. № 1. Москва. 1929. С. 98-107; Обручев С. В.  Колымская землица. Два года скитаний. Москва. 1933; Обручев С. В.  От Якутска до Берингова пролива. Москва - Ленинград. 1940. С. 97-102.], у Ревзина [* Ревзин Г. И.  Подвиг жизни Ивана Черского. Предисловие и научное редактирование академика В. А. Обручева. Москва - Ленинград. 1952. 108 с.], у Зариных [* Зарины В. и Е. Путешествие М. П. Черской. Москва. 1952. 64 с.] и в ряде журнальных статей. Но весь дневник в целом не был опубликован. Поэтому мы считаем необходимым включить этот замечательный документ в наш сборник.

    Ввиду отсутствия подлинника мы воспроизводим копию Р. Ф. Геккера. В настоящее время невозможно установить, какие ошибки в записях принадлежат авторам дневника и какие обусловлены неправильной расшифровкой неразборчивых карандашных записей или описками машинистки. Поэтому мы решили печатать без всяких поправок текст копни Р. Ф. Геккера.

    Транскрипция якутских названий в записях Черского отличается от принятой в настоящее время; к копии дневников в Архиве АН СССР приложен список этих якутских названий, составленный по просьбе Якутской комиссии АН СССР известным знатоком якутского языка П. Я. Пекарским. В этом списке даны переводы названий и их транскрипция согласно принятой Пекарским системе. Мы не воспроизводим этого списка, так как транскрипция Пекарского также несколько отличается от принятой на современных картах. При сличении с картами Колымы читатель легко может установить, каких речек и урочищ касаются записи Черских.

    Записи, кроме геологических и географических материалов, содержали и данные для составления маршрутной топографической карты Колымы; этим объясняются многочисленные записи продолжительности остановок и азимутов речного русла. Кроме того, для многих точек даются записи показаний анероида. Запись: = 728,6 + 16° обозначает: давление по анероиду равно 798,6 мм при температуре +16°. Запись: 8h53' = N30Е обозначает: в 8 часов 53 минуты плывем по реке в направлении северо-восток 30°. Эта система обозначения румбов (N30Е) применялась в прошлом веке вместо современной (NЕ30).

    В записях Черский употребляет также обозначения времени: «а» (аntе mеridiеm) — до полудня; „р“ (роst mеridiеm) — после полудня, но эти буквы ставились им не регулярно, и мы воспроизводим их только в тех случаях, когда они имеются в копии Р. Ф. Геккера.

    Мы не даем детальных геологических и географических комментариев к тексту дневника, так как такие комментарии превысили бы по объему самый дневник; мы не указываем также и окончательных результатов обработки горных пород и окаменелостей, собранных Черскими.

    Все числа по старому стилю — как они и были в дневнике.

    Следует отметить разноречие в сообщениях о дате выезда Черского из Верхне-Колымска: в дневнике указано, что выезд состоялся вечером 31-го мая старого стиля и путешественники ночевали у впадения р. Ясачной в Колыму, где с отплывающими провели ночь и провожавшие их верхнеколымчане. В письме на имя Ф. Д. Плеске, печатаемом ниже, Черский пишет, что выезд назначен на 1 июня — и эта дата в различных статьях об экспедиции Черского нередко указывалась как день выезда.

                                                                       ********

    /И. Д. Черский. Неопубликованные статьи, письма и дневники. Статьи о И. Д. Черском и А. И. Черском. Под ред. С. В. Обручева. Иркутск. 1956. С. 269-271./

 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz