poniedziałek, 25 września 2023

ЎЎЎ 58. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 58. 1965. Койданава. "Кальвіна". 2023.










































 

                                                                         Отдел первый

                                          ЛИТЕРАТУРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

                                                 Б. Народное образование. Общие сведения.

                                   IV. Порабощенные национальности в борьбе за образование.

    145. Пекарский Э. [К.]. Значение якутского языка в школах. (Из записки, представленной в Департамент народного просвещения.) — Сиб. вести. (Красноярск), 1906, № 1,3.

    Указания на богатство якутского языка и значение его литературы; предложение о введении преподавания в школах на якутском языке с сохранением обучения русскому языку.

    146. Якутск. (Корресп.). — Сиб. вести. (Красноярск), 1906, №4.

    Ходатайство, об открытии Общества распространения просвещения среди якутов и введение в школах преподавания на якутском языке; передача этого вопроса на заключение Э. К. Пекарского — специалиста по якутскому языку (отзыв Пекарского см. № 145).

    [С. 32.]

                                                               В. Школьное дело.

                 2. Сведения по отдельным категориям учебно-воспитательных заведений.

                                                              б. Начальные школы.

                                                       3) Школы в улусах и волостях.

    349. Трощанский В .Ф. Наброски о якутах якутского округа. Под ред. и с примеч. [Э. К.] Пекарского, — Изв. Общ. археол., ист. и этногр. Каз. унив., 1911, т. XXVII, вып. 2, с. 1-48, вып. 3, с. 49-96; вып. 4, с. 97-144; (Особое приложение.).

    Плохая постановка учебного дела в улусных школах и пути улучшения школьной работы (с. 108-112).

    [С. 40.]

                                       Д. Научные учреждения и научная деятельность.

                                  I. Якутский отдел Русского географического общества

     880. Пекарский Эд. [К.]. Якутский отдел Географического общества. — Сиб. вопр., 1908, № 39-40, с. 55-59.

    Организация Русского отдела географического общества.

    [С. 61.]

                                                     III. Якутский областной музей.

    937. [Пекарский Э. К.]. Якутск. (Корресп.). — СПб., вед., 1910, № 208.

    Постройка каменного здания для Якутского областного музея и Городской библиотеки на средства, собранные населением.

    [С. 63.]

                    Е. Культурно-просветительная и научная деятельность политссыльных.

                                                            II. Научные работы

    1008. Виташевский Н. А. Старая и новая якутская ссылка. СПб., изд. Э. К. Пекарского, 1907. 42 с.

    Участие политссыльных в составлении Памятной книжки Якутской области на 1896 г. (с. 17); работа в Областном музее (с. 18-20); участие в экспедициях по изучению Якутской области и в других научных работах (с. 18-19); разрешение политссыльному В. М. Ионову заниматься педагогической деятельностью (с. 19).

    [С. 66.]

                                                                   Отдел второй

                                                  ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ

                               ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

                                            А. Организация народного образования.

                                                        VII. Исторические материалы.

                  2. О педагогической, культурно-просветительной и научной деятельности

                                                              бывш. политссыльных.

    1145. Протокол заседания отделения исторических наук и филологии Росс. Академии наук от 25 октября 1922 г. — Изв. Росс. Акад. наук, 1922, сер. VI, № 1-18, с. 611.

    Записка Э. К. Пекарского в приложении к протоколу о рукописях, оставшихся после смерти якутоведа Вс. М. Ионова, содержащих преимущественно материалы на якутском языке о языческих верованиях якутов.

    [С. 76-77.]

    1148. Пекарский Э. К. Из воспоминаний о каракозовце В. Н. Шаганове. — Кат. и сс., 1924, кн. 3. с. 212-223.

    Педагогическая деятельность Шаганова (с. 219); организация им улусной библиотеки политссыльных (с. 214, 215).

    1149. Пекарский Э. [К.]. Отрывки из воспоминаний. — Кат. и сс., 1924, №4, с. 79-99.

    Краткие сведения о работах автора и других политссыльных (Ионова и Данилова) по изучению Якутского края (с. 79-99.).

    1162. Чествование создателя якутской грамоты — Изв. ЦИК и ВЦИК, 1926. 23/ХI.

    То же — Ут. газ., 1926, 27/ ХI.

    То же — Веч. Москва, 1926, 30/ХI с портретом юбиляра.

    Празднование 45-летнего юбилея научной деятельности Э. К. Пекарского. Благодарность юбиляра за выраженные чувства. — Кр. газ. (веч.), 1926, 30/ХI

    Правда (М.), 1926, 4/ХII.

    [С. 77.]

    1163. [К юбилею Э. К. Пекарского]. — Авт. Як., 1926, № 260.

    Поздравительная телеграмма Пекарскому и ответ юбиляра.

    1167. М. А. К. [Кротов М. А.]. Революционер-ученый (К 45-летию работ Э. К. Пекарского над словарем якутского языка). — Сб. труд., иссл. общ. «Саха-Кескиле», 1927, вып. 1. с. 140-144.

    Биографические сведения о Пекарском и данные о праздновании его юбилея.

    1168. [Чествование Э. К. Пекарского по поводу окончания работы по составлению якутского словаря]. — Кр. газ. (утр.), 1927. 27/ІІ.

    То же — Кр. газ. (веч.), 1927, 27/ІІ.

    1176. Ковинин М. [И.]. Полувековой труд. — Авт. Як., 1931, № 67.

    Сообщение о выходе в свет тринадцатого выпуска словаря якутского языка, составленного Э. К. Пекарским.

    [С. 78.]

                                                                        В. Школа.

                                                             2. Начальные школы.

                                                      в. В отдельных улусах и волостях.

    1642. Афанасьев П. В. Школа имени Э. К. Пекарского. — Авт. Як., 1927, № 273.

    Открытие школы в Игидейском наслеге, где жил во время политссылки Э. К. Пекарский.

открытая в Борогонском улусе.

    [С. 94.]

    1692. Кюнкинский. [Егоров Н. В.]. — Игидейская совшкола имени Пекарского. — Авт. Як., 1930, № 53.

    Состояние и работа школы.

    1702. Кюнкинский. [Егоров Н. В.]. — Дайте возможность учиться. — Авт. Як., 1930, № 150.

    Открытие пятой группы при Игидейской школе имени Э. К. Пекарского.

    [С. 96.]

                                                   4. Школы специального назначения.

                                     а. Школы районные и опытно-показательные (опорные).

    1780. Кюн-ский. [Егоров К. В.]. Работу развертываем. — Авт. Як., 1931, № 103.

    Положительные показатели работы Игидейской опорной школы им. Э. К. Пекарского.

    1782. Игидейский. Не глушить инициативу масс. (Таттинский район). — Авт. Як., 1931, № 105.

    Характеристика работы Игиденской опорной школы им. Э. К. Пекарского.

    1783. Кюнкинский В. [Егоров Н. В.]. В Игидейской опорной школе имени Э. К. Пекарского. — Авт. Як., 1931, № 139.

    [С. 98.]

    1785. Кузьмин П. Л. Одна из лучших. — Авт. Як., 1931, № 268.

    Хорошая постановка работы в Игидейской опорной школе им. Э. К. Пекарского.

    [С. 98.]

                                               VII. Воспитательная работа школы.

                                                   5. Соцсоревнование и ударничество.

    1875. Кюн-ский. [Егоров Н. В.]. Работу развертываем.— Авт. Як., 1931, № 103.

    Социалистическое соревнование в Игидейской опорной школе им. Э. К. Пекарского.

    [С. 102.]

                                                VIII. Общественная работа школы.

    1903. Беркут. Хороший почин. — Авт. Як., 1930, № 273.

    Организация трудового субботника среди педагогов и учащихся Игидейской опорной школы, им. Э. К. Пекарского.

    [С. 103.]

                                   X. Комсомол и пионеры. Ученические организации

                                         3. Ученические организации (съезды и проч.)

    2074. Кюн-ский. Первая детская конференция в Игидейске. — Авт. Як., 1931, № 93.

    Работа конференции, организованной Игидейской опорной школой им. Э. К. Пекарского.

    [С. 109.]

                              XI. Забота о материально-бытовом обслуживании учащихся.

                                                    1. Охрана здоровья.

     2103. Шрейбер С. Е. Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олекминского округов. Л., изд. Акад. наук, 1931, IX, 372 с. с 169 табл., 25 рис. и картой маршрута врачебно-санит. отряда Якутской экспедиции Акад. наук СССР 1925 -26 г. (Труды Совета по изучению производительных сил. Якутская серия. Вып. 9).

    Изучение и обследование народностей Якутии б. политссыльными (Чернышевский, Короленко, Ионов, Пекарский, Геккер, Кон и др.). (с. VII); степень грамотности якутов и их стремление к образованию; санитарное состояние школьных помещений; поднятие квалификации преподавателей (с. 160-167); необходимость увеличения школьной сети (с. 368-369).

    [С. 110.]

                   Д. Политико-просветительная и культурная работа среди взрослых.

                                  II. Ликвидация неграмотности. Школы для взрослых.

                               2. Учреждения по ликвидации неграмотности и их работа.

    2825. Кюнкинский. [Егоров Н. В.]. Культпоход в Игидейске. — Алдан, рабоч., 1930, № 208.

    Работа ликпункта в Игидейском наслеге под руководством школы им. Э. К. Пекарского.

    [С. 136.]

               Е. Задачи и организация научных работ и строительство научных учреждений.

                                                          I. Общие сведения

    3216. В. Б. Ценная научная книга употребляется на обертки. — Авт. Як., 1930, № 26.

    Книга «Якуты», составленная П. П. Хороших под редакцией Э. К. Пекарского, употребляется на обертку товаров.

    [С. 149.]

                                                      Вспомогательные указатели

                                   III. Алфавитный указатель авторов и личных имен

    Пекарский Э. К. 145, 146, 349, 880, 937, 1145, 1148, 1149, 1162, 1163, 1167, 1168, 1176, 1642, 1692, 1702, 1780, 1782, 1783, 1785, 1875, 1903, 2074, 2103, 2826, 3216.

    [С. 192.]

 



 

                                                                         От автора

    ...Ссыльные декабристы, народники и социал-демократы проводили большую работу по исследованию языка, истории, этнографии и по собиранию и публикации произведений устного народного творчества якутов, сотрудничали на страницах местных газет и журналов. Из среды же политических ссыльных вышли такие замечательные писатели, как Короленко, Тан-Богораз, Серошевский и другие. Своими произведениями на якутские темы они внесли ценный вклад и в русскую литературу — обогатили ее новой тематикой, ввели в нее новые образы и краски. Другим примером творческих взаимосвязей является помощь отдельных представителей якутской интеллигенции деятелям русской науки. Известна, например, такая помощь со стороны якута Н. С. Горохова автору «Верхоянского сборника» И. А. Худякову. Посильную разностороннюю помощь оказывали местные жители и Э. К. Пекарскому в его работе над капитальным «Словарем якутского языка». Их фамилии отмечены в первом томе названной работы. А сколько времени и труда вложила якутка Мария Николаевна Андросова в работы политических ссыльных по собиранию и публикации многих произведений устного народного творчества якутов! Все эти творческие взаимосвязи способствовали дальнейшему развитию русско-якутских литературных связей. Вместе с тем они сыграли положительную роль и в сближении якутского и русского народов, в установлении и укреплении их дружественных взаимоотношений...

    [С. 7.]

        Глава 1

                      ПИСАТЕЛИ-ДЕКАБРИСТЫ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ О ЯКУТИИ

    ...К якутскому периоду ссылки Чижова относится и другое его стихотворение — «Воздушная дева», представляющее поэтическую переработку народной легенды, известной под названием «Лунная дева». Содержание этой легенды Э. К. Пекарский излагает в следующем виде: «У якутов существует поверье, что в глубокой древности отправилась за водой девушка с коромыслом и с ведрами; подул сильный ветер, подхватил девушку с коромыслом и с ведрами, наполненными водой. Посадил ее на березу с большими ветвями и затем унес на небо. Там взял ее к себе месяц. До сих пор видны на небе и девушка и коромысло с ведрами. Очевидно, эта девушка мыслится якутами как хозяйка луны, на что указывает самый термин «Ый иччитэ — дух, хозяин луны» [* «Очерки по изучению Якутского края», вып. 2. Иркутск, 1928, стр. 126.].

    [С. 32.]

        Глава 2

                                                       ЯКУТИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                    40 - 80-х годов

     («Воспоминания» А. Я. Уваровского, очерки И. А. Гончарова, письма Н. Г. Чернышевского)

    *

                                        «ВОСПОМИНАНИЯ» А. Я. УВАРОВСКОГО

    ...В дореволюционное время якутским текстом и немецким переводом «Воспоминаний» широко пользовались в своих трудах такие крупные исследователи Якутии, как А. Миддендорф, Э. К. Пекарский, В. М. Ионов, Н. А. Виташевский, И. И. Майнов и другие...

    [С. 58.]

    Вполне вероятно и то, что Бестужев-Марлинский для своих очерков о Сибири мог почерпнуть у Уваровского (этого, по выражению Э. К. Пекарского, «очень толкового источника» якутской старины) не только приведенное выше сведение, но и многие другие ценные этнографические и географические сведения об отдаленных районах Якутии, в которых он сам не бывал. Ведь Уваровский, как об этом подтверждают исторические данные, был в то время единственным чиновником, интересовавшимся якутской этнографией и фольклором.

    [С. 60.]

        Глава 3

                                   ЯКУТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ-НАРОДНИКОВ

     *

                                         «ВЕРХОЯНСКИЙ СБОРНИК» И. А. ХУДЯКОВА

    Известный русский фольклорист революционер-каракозовец И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске, первым из русских людей приступил к собиранию произведений богатого словесного творчества якутов. Им были записаны бытовавшие в Верхоянском округе якутские сказки, песни, загадки, пословицы, былины, которые вошли в его книгу «Верхоянский сборник», изданную 14 лет спустя после смерти самого автора, т. е. в 1890 г...

    ...Кроме Худякова, в изучение устного народного творчества, этнографии и языка якутов крупный вклад внесли политические ссыльные С. В. Ястремский, В. Ф. Трощанский, Э. К. Пекарский, B. М. Ионов и другие. Ястремский в 1900 г. издал «Грамматику якутского языка» и подготовил в русском переводе капитальную работу «Образцы якутской устной народной словесности» (издана в советское время). Трощанский собирал материалы по этнографии якутов и опубликовал две крупные работы: «Эволюция черной веры (шаманизма) у якутов» (Казань, 1902) и «Наброски о якутах Якутского округа» (Казань, 1911). Перу Ионова принадлежат этнографические работы «Дух — хозяин леса у якутов» (1916), «Орел по воззрениям якутов» (1913). Им же был составлен первый якутский букварь при ближайшем участии якутского ученого-лингвиста С. А. Новгородова (1892-1924). Букварь этот вышел из печати в 1917 г. и явился огромным событием в жизни ранее бесписьменного народа. В него вошли якутские сказки и рассказы, пословицы и поговорки, а также стихи для детей якутского поэта А. И. Софронова...

    [С. 99.]

                              «СЛОВАРЬ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА» Э. К. ПЕКАРСКОГО

     Но из политических ссыльных особенно большую и ценную научную работу провел Пекарский. Он создал капитальный «Словарь якутского языка» в тринадцати выпусках, изданный Российской Академией наук.

    Эдуард Карлович Пекарский (1858-1934) попал в Якутию в 1881 г. в качестве политического ссыльного и был поселен на жительство в Батурусском улусе Якутской области. Работу над словарем Пекарский, по его же собственным словам, начал в год своего прибытия в Якутскую область. В составлении словаря большую помощь ему оказывали политический ссыльный В. М. Ионов и местный сельский священник Д. Д. Попов. Деятельное участие в работе над словарем принимали и представители тогдашней якутской интеллигенции. Знаток фольклора якутка М. Н. Андросова объясняла Пекарскому значение малоупотребительных слов и выражений. Помогали Пекарскому своими постоянными советами, консультациями грамотные якуты С. Афанасьев, П. Готовцев, Е. Николаев, В. Оросин, а также первый врач-якут П. Сокольников (в объяснении медицинских и анатомических терминов). Позднее в работе Пекарского самое близкое участие принял С. А. Новгородов — знаток ряда тюркских и западных языков. Он был привлечен к этой работе по решению Академии наук СССР и «в течение двух лет, с мая 1921 года по май 1923 года, дополнял «Словарь» текстами, переводами, новыми значениями слов и диалектальными вариантами, а также читал корректуру» [* С. К. Дмитриев. Жизнь и деятельность С. А. Новгородова. Якутск, 1960, стр. 71.].

    Таким образом, Пекарский в своей многолетней работе имел постоянную поддержку и большую помощь со стороны передовых представителей якутской интеллигенции.

    Первый выпуск «Словаря якутского языка» Э. К. Пекарского был издан Российской Академией наук в 1907 г., а последний, тринадцатый выпуск — в 1930 г. Над составлением своего словаря Пекарский с исключительным упорством и терпением работал свыше пятидесяти лет (1881-1934). Кроме того, им же составлено около 15 тыс. карточек [* См. статью Н. Петрова и И. Барашкова «Словарь Э. К. Пекарского». — «Социалистическая Якутия», 9 января 1957 г.] для последующих выпусков словаря. К сожалению, эта работа после смерти автора никем не была продолжена.

    Словарь Пекарского отличается редкостной, энциклопедической полнотой. В него вошли свыше 25 тысяч слов, и значение каждого из них объясняется очень подробно. «Энциклопедический характер словаря Э. К. Пекарского, — пишет профессор Л. Н. Харитонов, — особенно наглядно выступает в области фольклора и этнографии. Исследователь якутского фольклора и этнографии здесь найдет исходный материал и надежную опору для изысканий почти по любому вопросу своей специальности» [* Сб. «Эдуард Карлович Пекарский» (к столетию со дня рождения). Якутск, 1958, стр. 17.].

    Выдающийся труд Пекарского продолжает служить и поныне незаменимым образцовым справочным пособием для писателей, переводчиков, языковедов, историков, этнографов, фольклористов.

    Помимо этого «Словаря» под редакцией Пекарского было опубликовано на якутском языке трехтомное издание «Образцы народной литературы якутов» (1907-1918), которое является результатом его многолетней работы в области собирания и изучения якутского устного народного творчества.

    Оба названных труда Пекарского еще в дореволюционное время были высоко оценены выдающимся якутским поэтом и ученым — фольклористом и этнографом А. Е. Кулаковским. В 1912 г. он в своем личном письме к проживавшему в то время в Петербурге Э. К. Пекарскому писал: «Читал все сказки, выпущенные под Вашей редакцией (речь здесь идет об «Образцах народной литературы якутов», — Я. К.). Увлекался в свое время первыми выпусками вашего словаря, от которого прихожу в восторг. Ваши два выпуска намного подняли мои познания. С нетерпением жду последующих выпусков и молю судьбу, чтобы она продлила вашу дорогую для нас жизнь и чтобы тем она дала Вам возможность доиздать весь ваш материал...

    Не могу, дорогой Эдуард Карлович, удержаться, чтобы не высказать Вам 2-3 слова своего мнения о значении ваших трудов для нас — якутов. В судьбе несчастной якутской народности Вы сыграли важную роль. Вы довели до сведения ученого мира данные о такой ничтожной народности, каковой является якутская... У нас не было литературы и ваш словарь должен служить краеугольным камнем для ее создания... Вы поистине заслуживаете названия отца якутской литературы: без Вас не нашлось бы лица, у которого хватило бы дерзости принять на себя такой колоссальный труд, как ваш словарь» [* Это письмо Кулаковского впервые обнаружено в 1963 г. научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР Н. В. Емельяновым в Архиве Академии наук СССР (ф. 202, оп. 2, ед. хр. 242, лл. 1-7. Письмо Е. А. Кулаковского к Э. К. Пекарскому от 18 ноября 1912 г.).].

    Пекарский за свои труды по составлению «Словаря якутского языка» был удостоен двух золотых медалей — от Российской Академии наук (1907) и от Русского географического общества (1911). В 1927 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а затем — почетным академиком (1931).

    Со времени выезда из Якутии (1905) и вплоть до самой смерти (1934) Эдуард Карлович поддерживал тесные связи со своей «второй родиной» — Якутией, в которой он 24 года пробыл в ссылке. В 1926 г. в связи с 45-летием его работы над словарем Якутское правительство тепло поздравило славного юбиляра. В поздравительной телеграмме говорилось: «Якутский трудовой народ в лице его Советского правительства глубоко ценит громадное научное и практическое значение Вашего монументального труда... Словарь Ваш — гордость всей всесоюзной науки. В ознаменование Вашего юбилея Правительство Якутии постановило: назвать Вашим именем школу в Игидейцах — в местах Вашей первоначальной работы над словарем...» [* Сб. «Эдуард Карлович Пекарский», стр. 8.].

    В 1958 г. в Якутске широко отмечалось столетие со дня рождения ученого. Был выпущен небольшой сборник под названием «Эдуард Карлович Пекарский», в основу которого легли доклады и сообщения, прочитанные на специальной научной сессии, Организованной. Институтом языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР. В сборнике были опубликованы доклады научных сотрудников института, освещающие жизнь и деятельность Пекарского.

    Итак, на примере научной деятельности Пекарского, Худякова, Ионова, Трощанского, Ястремского и других мы видим, что всестороннее изучение духовной культуры якутского народа было связано в первую очередь с именами русских ученых. Изучая язык, собирая и публикуя лучшие образцы фольклорного богатства якутов, русские ученые увековечили множество прекрасных произведений, якутского устного народного творчества и положили начало научному изучению якутского языка и фольклора. В этом и состоит их громадная заслуга.

    [С. 99-102.]

        Глава 4

                                                   РАЗВИТИЕ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ

    ...Таким образом, развитие местной печати на якутском языке в какой-то мере способствовало и появлению первых печатных произведений будущей якутской национальной литературы. Еще в те годы в народе приобрели известность имена таких писателей, как Кудаковский, Софронов, Неустроев, Черных.

    Интересно отметить, что первые три из названных писателей родились и выросли в одном и том же Батурусском улусе, где были в то время поселены многие образованные представители политической ссылки. Здесь проживали сравнительно, долгое время ученые фольклористы и этнографы: Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, Э. К. Пекарский, В. Ф. Трощанский, писатели В. Г. Короленко, В. Л. Серошевский и другие. В одно время с ними здесь же отбывал ссылку знаменитый русский рабочий — ткач Петр Алексеев. Естественно, что творческий опыт многих из этих людей никак не мог пройти бесследно. Вскоре в этом же улусе нашлись у них горячие последователи в лице отдельных представителей местной национальной интеллигенции. Ими и стали первые крупные якутские писатели: Кулаковский, Софронов, Неустроев, Ойунский, ученый лингвист и писатель Новгородов. Все они творчески формировались, надо думать, именно под влиянием научной и литературной деятельности проживавших среди них политических ссыльных...

    [С. 174.]

        Глава 5

                              ЗАРОЖДЕНИЕ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ СВЯЗИ

                                            С ПЕРЕДОВОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    *

                                                 А. Е. КУЛАКОВСКИЙ (1877-1926)

    ...На фольклористическую деятельность Кулаковского, как справедливо отмечает А. Ольхон, «безусловно повлияли работы каракозовца-ссыльного И. Худякова, политссыльных В. Серошевского, Э. Пекарского и немногих других первоисследователей» [* А. Ольхон. Якут таттинского района. — «Новая Сибирь». Иркутск, 1947, № 17, стр. 177.] якутского фольклора. Многолетняя кропотливая работа по со-/ биранию материалов устной народной поэзии определила и само поэтическое творчество Кулаковского. Оно было неразрывно связано с фольклорной традицией...

    [С. 179.]




 

                                     СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕТОПИСИ СИБИРИ

                                   Ранние литературно-художественные интересы сибиряков

    Культурная и литературная жизнь окраин нашей огромной страны представляет явление исключительной важности. Этому вопросу, в частности «литературному краеведению», А. М. Горький уделял много внимания. Он подчеркивал, что краеведение не только указывает нам пути к обогащению страны, но и «дает моральное удовлетворение, способствует быстрейшему росту чувства нашего достоинства, внушает нам веру в творческие силы нашего разума»...

    [С. 3.]

    ...Рукописный «Якутский сборник» № 1 плохо сохранился, обложка его пришла почти в полную ветхость, но написанное на ней вполне сохранилось: «1890 год, Якутский сборник, № 1. Посвящается памяти погибших». В журнале 218 страниц размером в 1/4 писчего листа. Написан он мелким, убористым почерком, многие страницы пожелтели, концы их истлели и оборвались, утрачены страницы с 34 по 108-ю. На верхних уголках листов рельефно видно фабричное клеймо бумаги: «Фабрика наследников Сумкина, № 7».

    По оглавлению видно, что в журнале 15 корреспонденций, среди них особый интерес представляют: стихотворение П. Ф. Якубовича, некролог Н. Г. Чернышевскому, воспоминания о Н. Г. Чернышевском I (каракозовца Шаганова), стихотворение Е. И. Минакова, некролог П. А. Орлова, «Вне жизни» — психологический очерк П. Орлова и др.

    Этому сборнику издатели придавали исключительно большое значение. В разделе «От издателей» они пишут: «Приступая к изданию «Якутского сборника», мы желали бы посодействовать читателям в удовлетворении той потребности знать прошлое революционной партии, которая, несомненно, присуща каждому из нас... Каждый из нас тревожно прислушивается к глухим отголоскам упорной борьбы, уже 30 лет не умолкающей за Уралом. Кто не спрашивал себя много раз: да когда же и чем окончится эта борьба, в которой я участвовал так недолго и потерял так много? Мы не записные литераторы, желающие развернуть перед публикой свои предполагаемые таланты, — мы просто революционеры, для которых любопытна всякая черта, способная хоть несколько пополнить и освежить наше представление о прошлом революционного дела».

    «Якутский сборник» по содержанию является, конечно, ценным историко-культурным и литературным документом, он может служить материалом для самостоятельного исследования вопросов, связанных с революционным движением, с пребыванием в якутской ссылке нескольких поколений революционеров. Такой задачи мы перед собой не ставим, нас интересует литературно-художественный материал сборника, в частности, все то, что относится к Н. Г. Чернышевскому.

    В предисловии сказано, что на страницах сборника могут появляться не только подлинные документы, письма, касающиеся каких-нибудь революционных событий, не только заметки и воспоминания о кружках и личностях, но и статьи, посвященные критическому изложению идей, волновавших и волнующих революционные поколения, — даже беллетристические произведения или стихотворения «те чувства, которые порождает в нем его тревожная и по большей части скоротечная жизнь»...

    Громадный интерес представляют страницы сборника, посвященные Н. Г. Чернышевскому, особенно воспоминания каракозовца В. Н. Шаганова. Необходимо проследить историю этих воспоминаний, их судьбу. В статье «Из воспоминаний о каракозовце В. И. Шаганове» Эд. Пекарского [* Эд. Пекарский. Из воспоминаний о каракозовце В. И. Шаганове. «Каторга и ссылка», М., 1924, № 3 (10), стр. 212-217. Там же, см. письмо Н. С. Тютчева к Э. К. Пекарскому и два письма В. Н. Шаганова к Э. К. Пекарскому, стр. 217-223. {Примечания C. 199.}] говорится, что многое из устных рассказов Шаганова о Чернышевском вызывало большой интерес. По настойчивой просьбе Эд. Пекарского, он изложил все это на бумаге и передал в его полное распоряжение. Воспоминания о Чернышевском были литературно обработаны Эд. Пекарским и даны автору на окончательный просмотр. Он внес лишь самые незначительные вставки. Оригинал этой полуистлевшей рукописи, по словам Эд. Пекарского, сохранился.

    По прибытии в Чурапчу (Якутия) известного литератора Богучарского стал издаваться рукописный журнал под названием «Улусный сборник», по другим данным, он назывался «Якутский сборник». В первом номере этого сборника и были опубликованы «Воспоминания о Чернышевском» Шаганова. Многие из читателей списали копии воспоминаний. По одной из таких копий Павел Грабовский издал в Праге «Воспоминания о Чернышевском» на украинском языке.

    Дальше Эд. Пекарский пишет: «Другой экземпляр был вывезен В. С. Ефремовым и напечатан в Иркутске в «Восточном обозрении» за 1905 год, за исключением лишь той части, которая была напечатана мною в 1900 году, еще при жизни автора, под заглавием «Беллетристика Чернышевского» в «Русском богатстве». Целиком эта рукопись была издана мною по прибытии моем в Петербург, при изменившихся цензурных условиях лишь в 1907 г.» [* Из воспоминаний о каракозовце В. Н. Шаганове. «Каторга и ссылка», М., 1924, № 3 (10), стр. 214.].

    Это свидетельство Эд. Пекарского чрезвычайно ценно. В «Русском богатстве» напечатана статья «Беллетристика Чернышевского», подписанная: «сообщил Эд. Пекарский» [* «Русское богатство», Спб., 1900, № 10, стр. 88-100.].

    Таким образом, читатель совершенно не знал, что помещенные в «Русском богатстве» материалы принадлежат Шаганову. Об этом уже в наше время писал Эд. Пекарский: «Причем я не решился тогда назвать автора, боясь повредить официальному его положению».

    Утверждение Эд. Пекарского, что В. С. Ефремов по «другому экземпляру» напечатал «Воспоминания» в «Восточном обозрении», не совсем точно. Действительно, в 1905 г. В. С. Ефремов опубликовал в этой газете «Воспоминания» Шаганова [* Воспоминания о Н. Г. Чернышевском каракозовца Шаганова. «Восточное обозрение», 1905, № 259, 264, 267, 274.], но не по «другому экземпляру, вывезенному им», а по рукописному «Якутскому сборнику».

    Об этом в «Восточном обозрении» писали: «В моих руках перебывала за 20 лет каторги и ссылки масса интереснейшего материала по истории ссылки. Но треволнения жизни ссыльного заставляли по временам сжигать массу самого интересного материала, кое-что, однако, удалось дотащить до проблесков свободы, и теперь я намерен поделиться им с публикой. На первый раз печатаем воспоминания г. Шаганова о Чернышевском, первоначально помещенное в «Улусном сборнике» — рукописном журнале, издававшемся ссыльными Якутской области первоначально под редакцией покойного В. Ф., Трощанского. Часть этих записок была напечатана Э. К. Пекарским в «Русском богатстве», 1900 г., № 10. Ее мы опускаем, оговариваясь в соответствующих местах. В. С. Е...»

    Перед нами «Якутский сборник», и по страницам «Воспоминаний» о Г. Н. Чернышевском» Шаганова (стр. 110-164) видно, что именно этот сборник и, служил оригиналом при напечатании «Воспоминаний» в «Восточном обозрении». На рукописи сохранилась незначительная редакторская правка, касается она отдельных стилистических моментов, исключением является вычеркивание некоторых абзацев.

    В целом тексты «Восточного обозрения» и «Якутского сборника» совпадают. Перед «Воспоминаниями» в «Якутском сборнике» помещен «Некролог Н. Г. Чернышевскому». Видимо, редакция «Восточного обозрения» сочла неуместным давать этот некролог, и редакторский карандаш вычеркнул его.

    Считаем необходимым восстановить и привести зтот некролог:

    «17 октября 1889 года в г. Саратове умер Николай Гаврилович Чернышевский. По газетным сведениям, покойный почти до последнего часа жизни неустанно занимался литературными работами, доведя перевод Всемирной истории Вебера до XI т., и начавши издавать материалы для биографии Н. А. Добролюбова: последний труд, к сожалению, остался незаконченным, но, как говорят, некоторые из близких Николаю Гавриловичу людей взялись довести его до конца. Биография Чернышевского напечатана в № 11 «Русской старины», 1889 г., но, конечно, многие черты как внешней его жизни, так тем более сколько-нибудь правдивые сведения об убеждениях и взглядах покойного не могут появиться на страницах русских легальных изданий. Тем с большим удовольствием помещаем мы воспоминания одного лица, близко знавшего знаменитого писателя и общественного деятеля. Читатели найдут в этих воспоминаниях многое, касающееся жизни Николая Гавриловича, что, сколько нам известно, никогда не появлялось ни в русской, ни в заграничной прессе» (стр. 109).

    В этом некрологе знаменательно то, что даже в рукописном сборнике не была опубликована фамилия автора воспоминаний (В. Н. Шаганова — Г. К.). «Воспоминания» были подписаны инициалами «X». То же самое пришлось сделать и Эд. Пекарскому при опубликовании части этих «Воспоминаний» в «Русском богатстве», он просто-напросто умолчал об авторе. И в «Якутском сборнике», и в «Восточном обозрении» указание имени автора сделано рукой редактора, видимо, В. С. Ефремовым.

    На стр. 118-119 «Якутского сборника» из «Воспоминаний» рукой редактора выброшено и не попало в «Восточное обозрение» следующее примечание В. Н. Шаганова: «Газета «Страна», говорят, в одной из своих статей в 1881 г. причислила Ч-го к катедер-социалистам. Катедер-социалисты, когда о чем хорошем думали, имели привычку никогда не додумывать; решаясь касаться вопроса — они трусили при самом начале его, и где не было никакой опасности решать радикальнее — они всегда решали наполовину. Они походили на тех ученых богословов, которые хотели примирить науку с религией. Надо не читать ни строчки из Ч-го, чтобы его причислить к этой фракции ученых экономистов. Достаточно указать на то, что в своих примечаниях на «Полит. эконом.» Милля он сам упрекал Луи Блана за то, что тот в своей Organisation du travail решил вопрос только наполовину, т. е. собственно ничего не решал».

    Исключено это примечание автора «Воспоминаний», нам кажется, было под давлением цензуры. На стр. 123 Шаганов отмечает, какое уныние и замешательство в литературе вызвала потеря двух величайших людей эпохи — Добролюбова и Чернышевского. «Потухли святые светочи... Разрушился город, на горе стоящий, к которому стремились путники».

    К этим строчкам он сделал примечание, которое не вошло в «Восточное обозрение», так как было вычеркнуто в рукописи редактором газеты...

    Затем в тексте «Воспоминаний» красными чернилами сделаны вставки: «Здесь мы опускаем часть записок, напечатанных Э. К. Пекарским в «Русском богатстве», 1900 г., № 10. Эта часть касается тюремных литературных работ Чернышевского. Пекарский оборвал свое сообщение на изложении содержания романа «Пролог», именно обеда в высокопоставленной среде».

    И дальше, со 124 по 140 стр., текст вычеркнут и не попал в «Восточное обозрение». На стр. 142 вновь сделана оговорка: «Здесь опять мы обрываем записки, так как непосредственно и следующая часть напечатана г. Пекарским. Затем автор переходит к политическим и философским взглядам Ч-го». После этой оговорки текст вычеркнут со 142 по 144 стр.

    Сравнение текста и анализ редакторской правки при подготовке текста к изданию в «Восточном обозрении» показывают, какое большое и принципиальное значение имели эти «Воспоминания». Их читали и перечитывали, ими увлекались многие годы, и лишь через десятилетие они попали в печать и стали достоянием широких масс...

    [С. 47-53.]

 

 

 

 

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz