środa, 9 października 2024

ЎЎЎ 83-2. Адубарыя Ігідэйка. Эдуард Пякарскі ў жыцьцяпісах. Сш. 83-2. 1990-2. Койданава. "Кальвіна". 2024.























 

    Р. С. Гаврильсва

                        МАСТЕРА НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ЯКУТИИ

    В развитии народного прикладного искусства Якутии решающее значение имело творчество якутских косторезов, членов Союза художников СССР. Уже с самого основания Союз художников Якутии привлекал к творческой работе старейших мастеров-косторезов, таких, как Е. Н. Алексеев, И. Ф. Мамаев, В. П. Попов и А. В. Федоров...

    [С. 66.]

    В творческую работу по созданию косторезных произведений активно включились мастера-косторезы 70—80-х гг.: Н. Д. Амыдаев, М. М. Павлов, И. И. Попов, Ф. И. Марков, К. М. Мамонтов, Р. Н. Петров, Р. М. Пинигин, М. Н. Слепцов и Г. Н. Родионов. Каждый из них внес свою лепту в развитие современного декоративно-прикладного искусства Якутии.

    Н. Д. Амыдаев, член Союза художников СССР с 1977 г., в своем творчестве не отрывается от народных истоков. Он в цельной обобщенной манере вырезает тематические композиции, изображающие сцены народной жизни, и в привычных занятиях людей раскрывает поэзию труда. Мастер в своих работах использует сочетание кости с другими материалами: с березовым капокорнем, серебром и кожей. Например, в работе «Якутский пояс с охотничьим ножом» (1970) наборные пластины вырезаны из мамонтовой кости с серебряными накладками и нашиты на ровдужную основу. Во многих своих сюжетно-тематических композициях в качестве подставки мастер применяет березовый кап. Несколько работ Н. Д. Амыдаев посвятил историко-революционной теме: «За власть Советов» (1977), диптих «Э. К. Пекарский в гостях у якутов», в котором доверительно, задушевно раскрывается образ выдающегося ученого, создавшего известный «Словарь якутско-русского языка», «Найрамдал» («Дружба») (1986). В оригинальном комплекте женского нагрудно-наспинного украшения стиля илин-кэлин кэбисэр, исполненном Н. Д. Амыдаевым в косторезном варианте, выявляется декоративное качество кости и проводится зримая связь с лучшими традициями народного прикладного искусства якутов, в частности с аналогичными изделиями мастеров серебряного дела прошлых веков. Творческое осмысление народных традиций в произведениях мастера рождает синтез народного и профессионального искусства и создает новую выразительную форму в современном декоративно-прикладном искусстве Якутии.

    [С. 85.]

    ****

    Т. П. Тишина

                 МЕСТО ОРНАМЕНТА В ЯКУТСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

    Стремительные темпы современного социально-экономического преобразования северо-востока страны, связанные со строительством железных дорог, формированием крупных территориально-производственных комплексов, глубоким вмешательством в некогда не тронутую природу и образ жизни народов — носителей местных традиционных культур, вызвали динамизацию и усложнение не только экономических, но и социально-культурных процессов.

    Проникновение на северо-восток страны элементов «европейской», т.е. локализованной западнее Уральского хребта культуры сопровождается активизацией местных культурных традиций, уходящих своими корнями в глубокое прошлое. В их взаимодействии, порой не безболезненном для обеих сторон, формируются традиции новой культуры Якутии на новом этапе развития, обусловленные множеством факторов, среди которых не последнюю роль играют традиции художественной культуры якутов и народностей Севера...

    [С. 93.]

    Исследователи якутской материальной и духовной культуры дореволюционного периода в своих трудах по истории и этнографии якутов накопили богатый фактический материал, необходимый современному исследователю якутского орнамента. Маак, Серошевский, Миддендорф и другие ученые оставили в своих работах ценные сведения о промыслах якутов, отдельных видах их ремесел (1). Трощанский, Ионов, Кулаковский отразили в своих работах особенности духовного склада якутского народа, его верований и представлений о мире (2). Пекарский в своем широко известном толковом словаре запечатлел некоторые термины якутского орнамента (3). Описания живших или проезжавших через Якутию путешественников содержат признания несомненной талантливости якутского народа, «склонного к художествам» (4)...

    [С. 94.]

                                                              Примечания

    1. Иванов В. Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. — Якутск, 1978; Маак Р. Вилюйский округ Якутской области; Серошевский В. Якуты. Т. 1. — СПб, 1896; Миддендорф А. Путешествие на Север и Восток Сибири. — СПб, 1869.

    2. Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманство) у якутов. — Казань, 1902; Ионов В. М. Баянай — дух-хозяин леса у якутов; Кулаковский А. Е. Научные труды. — Якутск, 1979.

    3. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка, 1959. Т. I-III.

    4. Щукин Н. Поездка в Якутск. — СПб, 1844. — С. 249.

    [С. 110.]

 










































Brak komentarzy:

Prześlij komentarz